26 марта 2009 Архив
Мервин Кинг, глава Банка Англии, нарушил одно из самых серьезных неписанных табу, он публично предупредил правительство против каких-либо дальнейших фискальных стимулов. Идея состоит в том, чтобы правительство не вмешивалось в кредитно-денежную политику, а Банк Англии - в финансовые вопросы, по крайней мере, на публике. Вообще обе эти стороны часто диктуют друг другу свою политику, особенно за последние два года в условиях экономического кризиса, однако заявления, подобного вчерашнему, еще никто никогда не делал.
Г-н Кинг должно быть хорошо отдавал себе отчет, когда выступил с таким открытым заявлением на заседании членов парламента, и возможно, даже получил негласное одобрение со стороны министра финансов Алистара Дарлинга, который признал, что возможности для дальнейшего финансового стимулирования ограничены в бюджете.
Но стал ли бы он проводить подобную беседу с премьер-министром, который собирается поставить в виде ключевого вопрос о проведении общемирового скоординированного стимулирования экономики на саммите Б20? Скорее всего, нет. Замечания г-на Кинга сильно расходились с вопросами, стоящими на повестке дня. Едва ли г-ну Брауну удастся убедить других приступить к фискальному стимулированию, так как ему не дают это сделать даже на родине.
Против своей воли он проталкивается г-ном Кингом в тот же лагерь, где находятся Германия и Франция, которые уже активизировали достаточно крупные фискальные пакеты, настояв на том, что дальнейшие меры они предпринимать не будут. Вчера Европа, как по сигналу, попыталась заново ввести в систему ограничение расходов, настаивая на том, чтобы Франция и Германия к 2012 году сократили уровень своего бюджетного дефицита до уровня менее чем 3% от ВВП, а Великобритания должна это сделать к 2013 году.
Г-н Кинг выразился максимально ясно. В попытке побороть рецессию Великобритания не может позволить себе предпринимать дальнейшее стимулирование. Размер бюджетного дефицита на следующие два-три года уже вызывает беспокойство. Дефицит в условиях рецессии должен показать рост, принимая во внимание снижение объема доходов от налогов и увеличение суммы выплачиваемых пособий, так что Великобритании опасно тратить еще больше денежных средств.
Но даже если была бы возможность вновь провести стимулирование экономики, это не обязательно бы помогло. Прошлой осенью во время предварительного отчета по бюджету была принята программа экономического стимулирования в размере 1% от ВВП, включая одноразовое снижение НДС. Теперь общее мнение это то, что снижение НДС стало полной потерей денег. Нет никаких признаков того, что оно стимулировало расходы.
Я не хочу создавать такое впечатление, что то, что глава Банка Англии дает комментарии по финансовым вопросам, беспрецедентно. Это не так. В ноябрьском отчете по инфляции он заявил, что использование фискального стимула должно быть временным, и что за этим должно последовать перебалансировка бюджета.
Что отличается на этот раз, так это то, что г-н Кинг предупреждает правительство против того, чтобы делать больше, чем уже сделано. Экономика еще не до конца прочувствовала влияние стимула. И раньше, чем это произойдет, Кинг не хочет ничего предпринимать.
Должен ли он был все это говорить? Позволить госфинансам "вылететь в трубу" это дело правительства и избирателей? Да, возможно, он должен был держать свое мнение при себе, но г-ну Кингу задали прямой вопрос, и было бы неискренне, если бы он дал ответ, в который сам не верит. Что он должен был сказать? Парни, ловите момент?
В попытке спасти мир от второй Великой Депрессии иногда кажется, что сейчас все средства хороши. Старые правила выброшены на ветер, и мы почти не думаем о том, как будем выбираться из этой неразберихи, в которую мы попали. В самом деле, годы аскетизма и высокого налогообложения могут подождать.
Более того, достаточно было сделано при помощи монетарной политики без очередного снижения налогов и государственных расходов. Использование "количественного смягчения" в 150 миллиардов стирает разницу между монетарной и фискальной политикой, так как ее результат это позволить правительству недофинансировать дефицит бюджета. По мнению управляющего, то, что монетарный стимул был уже использован, ограничивает возможности дальнейшего фискального стимула, и, должно быть, он прав. Мы не можем себе позволить и то и другое, потенциально это очень опасно.
Жаль, что г-н Кинг не озвучил эти предупреждения тремя годами ранее, когда они могли еще помочь. Вместо этого, правительству было позволено сделать все.
Джереми Уорнер
The Independent
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Г-н Кинг должно быть хорошо отдавал себе отчет, когда выступил с таким открытым заявлением на заседании членов парламента, и возможно, даже получил негласное одобрение со стороны министра финансов Алистара Дарлинга, который признал, что возможности для дальнейшего финансового стимулирования ограничены в бюджете.
Но стал ли бы он проводить подобную беседу с премьер-министром, который собирается поставить в виде ключевого вопрос о проведении общемирового скоординированного стимулирования экономики на саммите Б20? Скорее всего, нет. Замечания г-на Кинга сильно расходились с вопросами, стоящими на повестке дня. Едва ли г-ну Брауну удастся убедить других приступить к фискальному стимулированию, так как ему не дают это сделать даже на родине.
Против своей воли он проталкивается г-ном Кингом в тот же лагерь, где находятся Германия и Франция, которые уже активизировали достаточно крупные фискальные пакеты, настояв на том, что дальнейшие меры они предпринимать не будут. Вчера Европа, как по сигналу, попыталась заново ввести в систему ограничение расходов, настаивая на том, чтобы Франция и Германия к 2012 году сократили уровень своего бюджетного дефицита до уровня менее чем 3% от ВВП, а Великобритания должна это сделать к 2013 году.
Г-н Кинг выразился максимально ясно. В попытке побороть рецессию Великобритания не может позволить себе предпринимать дальнейшее стимулирование. Размер бюджетного дефицита на следующие два-три года уже вызывает беспокойство. Дефицит в условиях рецессии должен показать рост, принимая во внимание снижение объема доходов от налогов и увеличение суммы выплачиваемых пособий, так что Великобритании опасно тратить еще больше денежных средств.
Но даже если была бы возможность вновь провести стимулирование экономики, это не обязательно бы помогло. Прошлой осенью во время предварительного отчета по бюджету была принята программа экономического стимулирования в размере 1% от ВВП, включая одноразовое снижение НДС. Теперь общее мнение это то, что снижение НДС стало полной потерей денег. Нет никаких признаков того, что оно стимулировало расходы.
Я не хочу создавать такое впечатление, что то, что глава Банка Англии дает комментарии по финансовым вопросам, беспрецедентно. Это не так. В ноябрьском отчете по инфляции он заявил, что использование фискального стимула должно быть временным, и что за этим должно последовать перебалансировка бюджета.
Что отличается на этот раз, так это то, что г-н Кинг предупреждает правительство против того, чтобы делать больше, чем уже сделано. Экономика еще не до конца прочувствовала влияние стимула. И раньше, чем это произойдет, Кинг не хочет ничего предпринимать.
Должен ли он был все это говорить? Позволить госфинансам "вылететь в трубу" это дело правительства и избирателей? Да, возможно, он должен был держать свое мнение при себе, но г-ну Кингу задали прямой вопрос, и было бы неискренне, если бы он дал ответ, в который сам не верит. Что он должен был сказать? Парни, ловите момент?
В попытке спасти мир от второй Великой Депрессии иногда кажется, что сейчас все средства хороши. Старые правила выброшены на ветер, и мы почти не думаем о том, как будем выбираться из этой неразберихи, в которую мы попали. В самом деле, годы аскетизма и высокого налогообложения могут подождать.
Более того, достаточно было сделано при помощи монетарной политики без очередного снижения налогов и государственных расходов. Использование "количественного смягчения" в 150 миллиардов стирает разницу между монетарной и фискальной политикой, так как ее результат это позволить правительству недофинансировать дефицит бюджета. По мнению управляющего, то, что монетарный стимул был уже использован, ограничивает возможности дальнейшего фискального стимула, и, должно быть, он прав. Мы не можем себе позволить и то и другое, потенциально это очень опасно.
Жаль, что г-н Кинг не озвучил эти предупреждения тремя годами ранее, когда они могли еще помочь. Вместо этого, правительству было позволено сделать все.
Джереми Уорнер
The Independent
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу