Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
"Wishlist" Большой двадцатки » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

"Wishlist" Большой двадцатки

В преддверье очередного исторического саммита родившейся только в прошлом году Большой двадцатки журналисты британской "Financial Times" подготовили небезынтересную подборку, в которой собрали предложения всех стран-членов форума, с которыми они едут в Лондон (G20 wishlist, 11.03.09)
26 марта 2009 Финам | Архив
В преддверье очередного исторического саммита родившейся только в прошлом году Большой двадцатки журналисты британской "Financial Times" подготовили небезынтересную подборку, в которой собрали предложения всех стран-членов форума, с которыми они едут в Лондон (G20 wishlist, 11.03.09). Мировой "wishlist" не только может дать представление, "до чего же" могут договориться главы государств 2 апреля в Лондоне, но и в целом наталкивает на интересные мысли о расстановке сил и идей в мировой экономике. Итак, в целом в списке пожеланий оказалось шесть основных пунктов.

Усиление контроля над финансовыми рынками приоритетным считают 11 из 20 членов группы (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, ЕС, Япония, Китай, Аргентина, Бразилия). Судя по столь авторитетному списку, в который вошли все страны G7 и две из 4-х стран БРИК, в итоговой декларации пункт будет отражен обязательно. Другое дело, что под усилением регуляции не все понимают одно и то же. Финансовое регулирование, в основном, - европейская идея, противопоставленная американскому варианту "накачивания рынков ликвидностью". Германия, главный европейский поборник этой идеи, предлагает расширить финансовое регулирование на все продукты, рынки и участников, а также ввести прямое регулирование хедж-фондов, Франция более скромно хочет ужесточить требования к банкам и изменить нормы оценки "справедливой стоимости" активов. США и Китай в принципе не против контроля, но Вашингтон и Пекин считают, что это должна быть тесная кооперация финансовых регуляторов, и уж ни в коем случае не появление единого регулятора, указывающего, что делать китайским или американским банкам.

Определенные надежды по контролю связывают и с реформой МВФ, за таковую высказываются 9 членов Двадцатки (ЕС, Великобритания, Германия, Россия, Китай, Индонезия, Саудовская Аравия, Канада и Мексика). "Направлений" для реформирования, в основных чертах, два. Часть стран, имеющих достаточный вес в организации, высказываются за наполнение счетов дополнительными средствами, что понятно, коль скоро они и следят за их распределением. Остальные как раз хотят добиться "большей представленности" - собственной или группы. Дальше всех пошла опять же Германия, предложившая сделать МВФ именно тем центром, через который будет проходить регулирование финансовых рынков. В целом, скорее всего, оправдаются скептические ожидания наблюдателей, - слома Бретон-Вудской системы в Лондоне не случится. МВФ, скорее всего, получит дополнительные средства (о своей готовности предоставить средства, в частности, заявил уже Пекин), возможно, произойдет очередной передел голосов, но на дополнительные полномочия организации рассчитывать не стоит.

Другая центральная идея "ликвидаторов" - выделение средств на новые глобальные пакеты помощи. В пользу этой идеи высказываются США, Япония, Великобритания, Турция, при этом, как уже отмечалось, ведущая роль принадлежит именно Вашингтону. Однако, учитывая серьезное противодействие среди большинства европейских стран, не желающих брать дополнительные денежные обязательства, и "прохладное" отношение к планам "глобального" спасения со стороны Пекина, ожидать подписания в Лондоне новых планов со многими нулями не приходится.

О повышении роли развивающихся экономик, естественно, говорят эти самые развивающиеся экономики (Бразилия, Индия, Аргентина, Индонезия, Мексика, Южная Африка, Турция) и единственная страна-член G8 - Россия. Китай высказывается еще более определенно: необходимо признание конструктивной роли Пекина в борьбе с мировым кризисом, и уж, конечно, недопустима критика по поводу манипуляции курсом юаня. Еще в прошлом году на саммите Европа-Азия Пекин однозначно заявил, что уже одни только усилия по поддержанию нынешних темпов развития являются вкладом Китая в борьбу с мировым финансовым кризисом. Другими словами, что хорошо китайцам, то хорошо для мировой экономики. Интересно также и появление в этом списке Анкары. Скорее всего, правы те наблюдатели, которые полагают, что амбиции Турции по наращиванию собственного влияния в регионе в последнее время значительно выросли, причем политика Анкары может стать достаточно независимой, чтобы оказывать собственное влияние на регион.

Против протекционизма явно высказались только шесть членов G20 (Бразилия, Индия, Канада, Япония, Южная Корея и Турция). В среднем все эти страны пережили в прошлом году падение экспорта, самое серьезное - в Южной Корее (-20% по сравнению с прошлым годом). Кроме этого, как справедливо отмечают наблюдатели, важным мотивом является вес и влияние транснациональных корпораций в этих странах. Как правило, именно для ТНК наиболее важно в период кризиса сохранить влияние и минимизировать потери, при этом географические границы не так явно совпадают с границами их интересов. Судя по представительности списка, вряд ли стоит ожидать в итоговой декларации саммита чего-то конкретного, серьезно выходящего за рамки "общей приверженности принципам свободной торговли". Сторонники "разумного протекционизма", по-видимому, пока в большинстве.

И, наконец, четверо членов Двадцатки выделили отдельным пунктом борьбу с оффшорами - США, Великобритания, Аргентина и Франция. Париж, например, заявляет о необходимости ужесточения требований к банкам и финансовым организациям, имеющим с ними дело, а Вашингтон предлагает разработать более прозрачные правила их функционирования.

Конечно, в новый "более представительный" форум входят двадцать наиболее развитых стран, но при этом их уровень развития все еще сильно отличается, соответственно различаются и цели. Общий знаменатель, безусловно, найден будет, но насчет его конкретного наполнения, по-видимому, никто уже иллюзий не питает

Кузнецова Татьяна