18 апреля 2009 Архив
Скорее всего, бюджет Британии, который будет представлен на следующей неделе, станет поводом для разочарования.
Учитывая тот факт, что государственные заимствования могут достичь 12% от ВВП, а госдолг нацелился на отметку 100% от ВВП, правительству необходим надежный и внушающий доверие среднесрочный план по восстановлению контроля над госфинансами. Однако правительство (которое теперь уже вряд ли переживет следующие выборы) не готово представить подобную программу.
Ситуация в секторе госфинансов драматически ухудшается. И это лишь отчасти обусловлено сознательными мерами по финансовому стимулированию, объявленному в прошлом ноябре министром финансов А. Дарлингом.
Существуют три гораздо более серьезных фактора. Во-первых, резкий циклический спад приводит к сокращению объема налоговых поступлений, при увеличении расходов на пособия по безработице.
Во-вторых, лондонский Сити - "гусь, несущий золотые яйца" для казначейства - сильно пострадал и вряд ли в скором времени восстановится.
В-третьих, правительству пришлось вкладывать деньги в программу по спасению Royal Bank of Scotland и Lloyds.
Не далее как в прошлом ноябре правительство прогнозировало дефицит бюджета на текущий финансовый год в размере 8% от ВВП и долю государственного долга в ВВП в размере 57% в 2013/2014. Даже тогда эти цифры выглядели неестественно оптимистичными. Но по истечении нескольких месяцев они стали уже совершенно нереальными.
Согласно результатам недавнего исследования института финансовых наук (IFS), независимого исследовательского центра, дефицит в этом году составит 10,4%, а доля долга в ВВП 74% ,при этом в 2015/2016 рост все еще будет продолжаться. Но даже такие оценки выглядят слишком радужно. Прогнозы IFS базировались на ожиданиях сокращения ВВП в этом финансовом году на 2,9% при дальнейшем росте в течение следующих шести лет в среднем на 3,2%, что представляется маловероятным, если учесть, что частному сектору еще в течение многих лет предстоит отрабатывать свои долги.
Если заложить в расчеты более умеренный рост экономики и сделать поправку на возможные убытки по антикризисной банковской программе, мы легко можем приблизить показатель долга к 100% от ВВП.
Если иностранные инвесторы будут по-прежнему видеть лишь отрицательную территорию убытков, уходящую куда-то за линию горизонта, это может испугать их. В настоящее время правительству в целом удается сохранять доверие рынков к себе и продолжать обеспечивать самофинансирование. Однако ему не следует воспринимать эту тенденцию как нечто само собой разумеющееся. В этой связи властям просто необходимо выработать надежную среднесрочную программу по восстановлению баланса государственных финансов. Принципы, которыми правительство руководствуется на данном этапе - прекращение заимствований за исключением заимствования средств для инвестирования, и сокращение доли долга в ВВП как только экономические шоки полностью исчерпают себя - слишком размыты.
Загвоздка в том, что Дарлинг и его босс, Гордон Браун не располагают достаточными средствами для того, чтобы предлагать что-то более эффективное. Они не хотят бить сейчас по тормозам - и действительно, в разгар рецессии это оказалось бы слишком ощутимо. Таким образом, все что они могут сделать - это пообещать что-то на будущее. В свете маячащих перед ними выборов, которые пройдут не позднее июня следующего года, Дарлинг с Гордоном вряд ли захотят вдаваться в детали того, какие налоги следует повышать и какие статьи бюджета следует урезать.
Мало кто верит, что в следующем году у руля власти останутся те же лица, поэтому туманные обещания вряд ли смогут разбить лед, равно как и остались пустым сотрясанием воздуха все предыдущие обещания Брауна, тогда еще министра финансов, о здоровом бюджете.
Тем не менее, учитывая вероятность финансового кризиса, правительство должно постараться и приложить все усилия. Возможно, отважно занятая позиция в вопросах заимствований и баланса бюджета отнюдь не подорвет их шансы на предстоящих выборах, а лишь вынудит их противников тори чуть ли не под копирку повторить аналогичный план. В этом случае дебаты развернутся на тему, как следует брать под контроль расходы, а не будут ли они контролироваться вообще.
Это был бы самый желаемый результат. Но не рассчитывайте на него.
The Telegraph
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Учитывая тот факт, что государственные заимствования могут достичь 12% от ВВП, а госдолг нацелился на отметку 100% от ВВП, правительству необходим надежный и внушающий доверие среднесрочный план по восстановлению контроля над госфинансами. Однако правительство (которое теперь уже вряд ли переживет следующие выборы) не готово представить подобную программу.
Ситуация в секторе госфинансов драматически ухудшается. И это лишь отчасти обусловлено сознательными мерами по финансовому стимулированию, объявленному в прошлом ноябре министром финансов А. Дарлингом.
Существуют три гораздо более серьезных фактора. Во-первых, резкий циклический спад приводит к сокращению объема налоговых поступлений, при увеличении расходов на пособия по безработице.
Во-вторых, лондонский Сити - "гусь, несущий золотые яйца" для казначейства - сильно пострадал и вряд ли в скором времени восстановится.
В-третьих, правительству пришлось вкладывать деньги в программу по спасению Royal Bank of Scotland и Lloyds.
Не далее как в прошлом ноябре правительство прогнозировало дефицит бюджета на текущий финансовый год в размере 8% от ВВП и долю государственного долга в ВВП в размере 57% в 2013/2014. Даже тогда эти цифры выглядели неестественно оптимистичными. Но по истечении нескольких месяцев они стали уже совершенно нереальными.
Согласно результатам недавнего исследования института финансовых наук (IFS), независимого исследовательского центра, дефицит в этом году составит 10,4%, а доля долга в ВВП 74% ,при этом в 2015/2016 рост все еще будет продолжаться. Но даже такие оценки выглядят слишком радужно. Прогнозы IFS базировались на ожиданиях сокращения ВВП в этом финансовом году на 2,9% при дальнейшем росте в течение следующих шести лет в среднем на 3,2%, что представляется маловероятным, если учесть, что частному сектору еще в течение многих лет предстоит отрабатывать свои долги.
Если заложить в расчеты более умеренный рост экономики и сделать поправку на возможные убытки по антикризисной банковской программе, мы легко можем приблизить показатель долга к 100% от ВВП.
Если иностранные инвесторы будут по-прежнему видеть лишь отрицательную территорию убытков, уходящую куда-то за линию горизонта, это может испугать их. В настоящее время правительству в целом удается сохранять доверие рынков к себе и продолжать обеспечивать самофинансирование. Однако ему не следует воспринимать эту тенденцию как нечто само собой разумеющееся. В этой связи властям просто необходимо выработать надежную среднесрочную программу по восстановлению баланса государственных финансов. Принципы, которыми правительство руководствуется на данном этапе - прекращение заимствований за исключением заимствования средств для инвестирования, и сокращение доли долга в ВВП как только экономические шоки полностью исчерпают себя - слишком размыты.
Загвоздка в том, что Дарлинг и его босс, Гордон Браун не располагают достаточными средствами для того, чтобы предлагать что-то более эффективное. Они не хотят бить сейчас по тормозам - и действительно, в разгар рецессии это оказалось бы слишком ощутимо. Таким образом, все что они могут сделать - это пообещать что-то на будущее. В свете маячащих перед ними выборов, которые пройдут не позднее июня следующего года, Дарлинг с Гордоном вряд ли захотят вдаваться в детали того, какие налоги следует повышать и какие статьи бюджета следует урезать.
Мало кто верит, что в следующем году у руля власти останутся те же лица, поэтому туманные обещания вряд ли смогут разбить лед, равно как и остались пустым сотрясанием воздуха все предыдущие обещания Брауна, тогда еще министра финансов, о здоровом бюджете.
Тем не менее, учитывая вероятность финансового кризиса, правительство должно постараться и приложить все усилия. Возможно, отважно занятая позиция в вопросах заимствований и баланса бюджета отнюдь не подорвет их шансы на предстоящих выборах, а лишь вынудит их противников тори чуть ли не под копирку повторить аналогичный план. В этом случае дебаты развернутся на тему, как следует брать под контроль расходы, а не будут ли они контролироваться вообще.
Это был бы самый желаемый результат. Но не рассчитывайте на него.
The Telegraph
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу