У мусорной реформы есть все шансы для успеха » Элитный трейдер
Элитный трейдер

У мусорной реформы есть все шансы для успеха

11 февраля 2020 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
Мусорить человечество умеет: по различным оценкам, ежегодный объём отходов, производимый нашей цивилизацией, составляет несколько миллиардов тонн. И это лишь твёрдые коммунальные (бытовые) отходы (ТКО).

Жители Российской Федерации тоже вносят свой вклад в это грандиозное количество - ранее называлась цифра в 70 миллионов тонн бытовых отходов, которые производятся в стране ежегодно. Однако сделать что-то для того, чтобы ситуация изменилась, готов далеко не каждый. Поэтому ситуация с отходами в стране в последние годы лишь усугублялась - различного мусора в стране стало генерироваться больше, и причины этого лежат на поверхности.

Ключевая причина заключается в увеличении конкуренции в различных отраслях, что заставило производителей придумывать различные виды красивой упаковки для своей продукции, предлагать новые товары и услуги, многие из которых требовали дополнительных материалов, которые практически сразу после покупки отправлялись в мусорное ведро. Сыграло свою роль и развитие технологий, снижение себестоимости производства многих материалов. К примеру, если раньше полиэтиленовый пакет использовался многократно, то теперь их никто не бережёт, ни секунды не сомневаясь, выбрасывает в мусорное ведро, хотя знаменитый "пакет с пакетами" еще порой можно встретить. Или если раньше были напитки в основном в стеклянной и картонной таре, то вот уже несколько десятилетий по миру победно шествуют "энергетики" в жестяных банках и пиво в ПЭТ-бутылках.

Лавинообразное увеличение бытовых отходов в стране заставило власти действовать. Как это ни парадоксально, ключевой проблемой страны в сфере обращения с отходами является огромная территория. Несанкционированных свалок в несколько раз больше, чем официальных полигонов для захоронения твёрдых бытовых отходов. По различным оценкам число стихийных мусорных свалок в стране составляет порядка 17 тысяч единиц, "серых" полигонов около 700 единиц. Но и они в последние годы стали заполняться слишком быстро, что лишь обострило мусорную проблему, вызвало рост конфликтов и напряжённости в обществе.

Многие прекрасно помнят историю с полигоном Ядрово в Московской области или с несостоявшимся полигоном Шиёс в Архангельской области. Актуальным стало и возвращение в промышленный оборот многих ресурсов, которые ранее просто закапывали в землю. Очевидно, что положение дел в сфере отходов в стране складывалось не лучшим образом, требовались кардинальные изменения. Реформа обращения с отходами в стране была начата несколько лет назад, но активный её период, по сути, стартовал в прошлом году. Был запущен федеральный проект "Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами", который описывает проблемы в отрасли, предлагает пути их решения. В январе 2019 года была создана публично-правовая компания "Российский экологический оператор" (РЭО) - организация- координатор реформы, которая следит за ее ходом и оказывает необходимую помощь участникам отрасли. Так, регионы уже присылают в РЭО проекты на софинансирование строительства объектов, также компания планирует выпуск "зелёных облигаций", создание фондов и оказание через них мер поддержки в проведении реформы. К 2020 году 81 субъект РФ перешёл на новые правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В реформу не вошли 4 субъекта Российской Федерации, 2 из которых – города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которые воспользовались правом отсрочки. По оценкам Минприроды РФ, наиболее напряжённая ситуация сложилась в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, так как там не произведён переход на институт регионального оператора, отвечающего за всю цепочку обращения с отходами от сбора до утилизации тем или иным способом.

В стране работает более 200 региональных операторов, которые отвечают не только за сбор мусора у населения, но и за его обработку и утилизацию. В 2019 году в 27 регионах страны было введено в эксплуатацию свыше 50 предприятий обработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов. Их общая мощность по обработке отходов составляет более 5,5 миллиона тонн, а мощность утилизации – свыше 2,55 миллиона тонн. Общий объём частных инвестиций в объекты системы ТКО в 2019 году оценивается в 20 миллиардов рублей. Например, в Губкинском районе Белгородской области введён в эксплуатацию первый в России автоматизированный мусоросортировочный комплекс отечественного производства. Сортировка мусора осуществляется полностью в автоматическом режиме, роль человека сводится только к контролю качества. Часть вторсырья будет перерабатываться на месте - так, цех переработки полимерных отходов способен производить от 7 до 14 тысяч тонн готовой продукции в год. Всего мусороперерабатывающий комплекс может осуществлять отбор до 90% отходов, что позволит существенно снизить количество отправляемого в землю мусора.

В нынешнем году властями запланирован переход на раздельный сбор мусора в большинстве регионов страны. Примерно в 70 субъектах планируется двухконтейнерная система с разделением на смешанные отходы и раздельно накопленные отходы (металл, пластик, стекло, бумага). По прогнозам Минприроды РФ, к 2024 году уровень сортировки отходов может составить 60%, а уровень утилизации - 36%. В целом, к 2024 г. только в рамках национального проекта "Экология" в стране планируется построить 220 комплексов по обработке, размещению и утилизации отходов, рекультивировать свыше 190 свалок. Примечательно, что уже принято 11 мер по стимулированию бизнеса заниматься этой деятельностью. В частности, планируется предоставлять поручительство банку за инвестора, осуществлять компенсацию процентной ставки. Также планируется осуществлять 50% софинансирование, 25% компенсации капитальных вложений в объект, развивать льготный лизинг и другие меры поддержки. Можно говорить о том, что реформа в целом идёт удовлетворительно, однако до её окончания ещё далеко и требовать результатов преждевременно.

Для успеха реформы обращения с отходами необходимо несколько вещей. В первую очередь, упор нужно сделать на информирование населения, так как именно оно производит большую часть твёрдых коммунальных отходов. Ему необходимо максимально разъяснить детали самой реформы, его права и обязанности (разделение отходов), полностью раскрыть ценообразование. Последнее особенно актуально, так как в ряде регионов среди граждан уже возникло непонимание роли регоператоров: мол, "и с граждан будут брать деньги за вывоз отходов, и с заводов, так как будут им полученное продавать". В прошлом году приводились различные оценки, что после того, как вывоз мусора в регионах стал отдельной коммунальной услугой в квитанции за ЖКХ, её средняя стоимость может составить порядка 120-130 рублей в месяц на человека. Как показала практика, стоимость этой услуги в регионах стала различаться друг от друга и весьма значительно. Кроме того, от региона к региону отличается и порядок взимания платы за данную услугу. Например, в Московской области стоимость вывоза мусора определяется исходя из количества квадратных метров, что привело к тому, что платежи выросли значительно. Также в ряде случаев в регионе имело место некорректное определение платежей услуг ЖКХ, когда плата за вывоз мусора была выделена в отдельную строку, а размер прочих платежей не был изменён. Эти и подобные действия в регионах вполне могли стать причиной недовольства граждан финансовой стороной реформы. Важно информировать население и о том, где и как будут расположены объекты по сортировке и утилизации отходов, представляют ли они угрозы для населения, если да, то какие и где именно. Очевидно, что информирование и обучение населения в рамках реформы, является важным фактором её успеха.

Во-вторых, значимым моментом является наличие всей необходимой инфраструктуры для разделения отходов. Если где-то её будет мало или не все разберутся, как ей пользоваться, то можно не сомневаться, что никакого раздельного сбора не будет. Мусор по-прежнему будут выбрасывать весь вместе: пищевые и непищевые отходы, металл и стекло, бумага и пластик, всё полетит в один бак. Возможно, что региональным операторам даже придётся пойти на радикальные меры – ликвидировать мусоропроводы в многоквартирных домах, чтобы исключить возможность смешения отходов, а на каждой лестничной клетке поставить небольшие контейнеры для сбора разного мусора.

В-третьих, необходима система стимулов для производителей разных товаров, чтобы заинтересовать их шире использовать различные вторичные ресурсы, которые будут формироваться после сбора и сортировки отходов региональными операторами. Важным будет и вопрос кадров для успеха всей реформы обращения с отходами. Никто не говорит, что операторам придётся нанимать в качестве сотрудников "обитателей" полигонов, которые уже давно разделяют и сдают различные отходы для собственной выгоды. Но доказывать претендентам на различные вакансии безопасность работы по сортировке и утилизации, операторам, конечно, придётся.

Кстати говоря, реформа обращения с отходами может стать серьёзным импульсом для развития машиностроения, так как этой отрасли потребуется много техники и оборудования, да и немного найдется желающих заниматься сортировкой и утилизацией мусора. А использование механизмов позволит сократить штатную численность персонала, повысит её эффективность, что увеличит показатели компаний, занимающихся данной деятельностью. Перспективы у реформы обращения с отходами в стране, конечно же, есть. Её успешная реализация позволит сократить объём ресурсов, которые раньше просто закапывали в землю, улучшит экологическую ситуацию в стране, вернёт в промышленный оборот миллионы тонн материалов, благоприятно скажется на жизни и здоровье населения.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter