Доходность под 20%: на какие коммерческие облигации стоит обратить внимание инвестору » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Доходность под 20%: на какие коммерческие облигации стоит обратить внимание инвестору

Меркуданов Никита
9 апреля 2020 finversia.ru Меркуданов Никита
Инвестиции в малый и средний бизнес обещают желанную высокую доходность. Получить ее можно благодаря относительно новому инструменту – коммерческим облигациям (КО).

Размещением КО занимаются компании, использующие классические подходы к Due Diligence, но на смену им идут платформенные решения.

Малый бонд

В 2016 году в рамках программы «бондизации», направленной на повышение доступности длинных заемных денег для малого и среднего бизнеса (МСБ), в России стали выпускать коммерческие облигации. Ключевая особенность инструмента – упрощенная процедура эмиссии. КО регистрируются Национальным расчетным депозитарием (НРД), размещаются по закрытой подписке и обращаются только на внебиржевом рынке.

Еще одно важное отличие – высокая доходность, от 16 до 25% годовых. Кроме того, КО не облагаются налогом в 35% с дохода, превышающего ключевую ставку ЦБ + 5 п. п, но с дохода по КО взимается НДФЛ, от которого можно освободиться, если завести ИИС типа «Б».

По данным НРД, в 2017-м разместили 16 выпусков КО на сумму 2,8 млрд рублей, в 2018-м – 37 выпусков на 79,5 млрд. В депозитарии отмечают, что для МСБ инструмент становится альтернативой банковскому кредиту.

Выживут сильнейшие

Сейчас в России есть около десяти организаций, помогающих МСБ выйти на рынок КО. Большинство работают как классические организаторы выпусков. Это, к примеру, «ЮниСервис Капитал» или довольно успешные Septem Capital.

Сервис «Аура» использует другой подход. Компания предлагает платформенное решение, позволяющее выпускать облигации относительно быстро за счет автоматизации процессов Due Diligence. Цель «Ауры» – дать инвесторам возможность приобретать бумаги разных предприятий лотами от пяти до десяти штук, то есть покупать облигации сразу пяти-десяти компаний, прошедших тщательную проверку. Такой подход используется краудлендинговыми площадками для диверсификации рисков.

Но быстрая и автоматизированная проверка – не значит плохая. «Аура» использует IT технологии для упрощения и углубления Due Diligence. Так, например, для оценки финансового состояния эмитента используется его копия базы 1С. Она анализируется с помощью специальных скриптов. А с помощью скачанных выписок из банк-клиента строится и анализируется движение денежных средств. При этом к проверке подключаются эксперты, знакомые с ситуацией в конкретной нише, что помогает проверить все нюансы деятельности компании. Конечно же, такая проверка идет уже в ручном режиме.

Опыт «Ауры» показал, что найти надежную компанию, готовую к размещению КО, не очень-то и просто. Так, с августа 2019-го из 81 организаций в воронке только 15 попало на стадию экспресс-оценки. В ее рамках проверяются различные стоп-факторы – деловая репутация, «красные флажки» от налоговой, история с банкротствами, нахождение в реестре массовых учредителей и так далее. Обязательно проводится первичная оценка баланса и финансовых результатов компании. На этой стадии «Аура» отсеяла 10 компаний. Еще четыре – после глубокой проверки финансового состояния и управленческого учета. Именно здесь выявляются нишевые боли. Например, для ритейла – это незнание оборачиваемости своих же товаров, неумелый расчет остатков и их динамики, влияние сезонности. К слову, одну компанию «Аура» уберегла от неминуемого краха. Аудит выявил массу проблем, которых там просто не замечали.
Облигации для растущего сектора

В итоге через все круги ада прошел только один эмитент – «PimPay». Компания работает в e-commerce c 2013 года. Она занимается оптимизацией финансов и логистики интернет-магазинов, а также помогает справится им с кассовыми разрывами.

Конец процедуры Due Diligence пришелся на середину марта. «Мы оценили, как будет себя чувствовать e-commerce в условиях пандемии коронавируса и после нее, и поняли, что сегмент ждет рост: все больше людей покупают товары онлайн, и эта привычка у многих закрепится после победы над эпидемией», – говорит Меркуданов.

Через эмиссию КО PimPay планирует привлечь 50 млн рублей. Доходность бумаг – 18%. Сейчас формируется книга заявок инвесторов.

Разумеется, инвестиции в МСБ неразрывно связаны с рисками. Основной из них кроется в самом характере эмитентов: малый и средний бизнес по определению менее устойчив, чем крупные корпорации. Хотя с 2016 по 2019 годы показатель дефолта на рынке высокодоходных бондов не превысил процента. Тем не менее, как глубоко бы не проводился Due Diligence, цифра может вырасти вместе с увеличением популярности инструмента или из-за кризисных явлений в России. Поэтому инвесторам нельзя забывать о диверсификации портфеля не только по количеству эмитентов но и по нишам.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter