Теперь, когда в общих чертах получено понимание того, как будут развиваться события с коронавирусом, появляется возможность сделать предварительный прогноз и по рынку нефти. По мере поступления информации он будет уточняться, однако радикальных изменения я не ожидаю.
Итак, мы имеем два разнонаправленных фактора, каждый из которых не до конца известен:
1. Каким именно будет реальное сокращение потребления в результате локдауна.
2. Каким именно будет реальное сокращение производства в результате сделки ОПЕК+ и остальных (особенно сланцевых) производителей и как следствие какой будет дельта.
Чтобы ответить на эти вопросы (да и вообще на любые) лучше всего сопоставлять данные из нескольких источников. Для начала можно сделать следующее предположение - падение спроса примерно соответствует падению индекса мобильности от Apple. Это весьма приблизительный показатель, однако одно из немногих что доступно для количественной оценки. Причем в разрезе отдельных стран, так как динамика далеко не везде одинаковая.
Понятно, что падение мобильности означает не только сокращение потребления бензина частным транспортом, но и целого ряда производств. Вот какая примерно структура потребления стран OECD имела место в 2017 году:
Сектор дорожного транспорта просел скорее всего пропорционально.
Нефтехимия - есть сообщения о закрытиях или сокращении выпуска продукции в Европе и Африке. Тут индийские производители просят исключить из блокировки, т.е. предположить что они работают как прежде мы не можем.
Авиация просела явно сильно больше, чем другие секторы.
Таким образом в самом первом приближении можно считать, что снижение в целом пропорционально, это нужно не для точного расчета, а чтобы иметь свое представление и возможность сравнивать с другими оценками и понимать их реалистичность. А также, если окажется, что он неплохо коррелирует с реальной динамикой потребления нефти, то позволит в будущем понимать, что происходит задолго до публикации официальных данных.
Теперь попробуем умножить индексы мобильности для тех стран по которым есть данные на их среднесуточное потребление нефти в 2018 году (данные от BP).
Получается следующее:
В расчет попало 58 стран, которые потребляют порядка 80% нефти. К сожалению нет Китая, однако с большой вероятностью там динамика потребления весьма похожая. Однако еще есть определенное сомнение, насколько репрезентативен индекс мобильности? Чтобы выяснить это сопоставим эти данные с расчетами трафика из другого источника:
Тут мы видим падение до 60% от докризисного уровня и это полностью совпадает с падением индекса мобильности в США. С другой стороны нужно понимать, что это может быть неплохо коррелирует для развитых стран, которые хоть и потребляют львиную долю нефти, но все-таки не всю. И для таких стран как Индия показатель вряд ли так же хорош и поэтому значение явно занижено.
Идем дальше, таким образом падение в апреле получается около 50%, что выглядит излишне сильным.
Для примера Rystad Energy прогнозируют только 30% снижение:
Теперь посмотрим, что сообщает нам EIA в своем еженедельном отчете, что потребление упало с 19 до 14 мбд по сравнению с годом раньше:
Это весьма близко к оценкам Rystard, так что похоже их расчетам можно в определенной степени доверять. А то что мы получили сильно большее значение падения из расчета индекса мобильности говорит то том, что Rystard вряд ли излишне сильно недооценивают масштабы сокращения.
Итак, смотрим тогда на их прогноз по динамике потребления и как следствие скорости заполнения хранилищ, а это самый главный сейчас показатель:
По их расчетам сокращения ОПЕК+ не достаточно и поэтому в конце мая место в наземных хранилищах закончится. Подобный сценарий прогнозирует GS:
Теперь самое интересное - что будет дальше. Стоит оговориться, что мы являемся свидетелями уникальных событий и это полная terra incognita. Т.е. кое-что мы можем предположить уже сейчас, например понятно, что когда все хранилища зальют, то ставки фрахта при этом будут расти как на дрожжах и это будет давить цены на нефть вниз или как минимум препятствовать их восстановлению.
Но вот чего мы действительно не знаем, это как поведет себя экономика после такого эксперимента "замри-отомри". Рынок похоже закладывается на V-образное восстановление и существенным (если не решающим) источником данного оптимизма является массированная накачка ликвидностью со стороны ФРС.
В теории это может и могло бы сработать, но есть важное обстоятельство, которое обломает всю малину, а именно то, что спад произошел на пике деловой активности. Хуже того, эта активность была достаточно искусственно простимулирована снижением ставки задолго до начала кризиса. Оправдывали это так называемыми "торговыми войнами", на редкость вредным занятием, ну да ладно, но на фоне рекордно низкой безработицы это было вроде как накачка стероидами.
Это все означает, что на рынке присутствует масса малоэффективных бизнесов. В условиях изобилия и оптимизма они держатся на плаву, но в условиях кризиса первыми валятся на спину. Тогда как наоборот, на выходе из кризиса остаются только самые поджарые, реально эффективные и востребованные шерстяные волчары.
Так значит сейчас огромная масса народу теряет работу из-за карантина и очевидно, что они теряют большую часть дохода. А если говорить про США, там к примеру идет жесткое сокращение в нефтяной отрасли. И даже те кто перешел на относительно хорошие пособия будет весьма осторожен в тратах. А это значит, что когда карантин отменят, то подавляющее большинство компаний столкнется с падением посещаемости и прибылей. Они будут вынуждены оптимизировать расходы и сокращать персонал, которого дофига. А это потеря клиентов для других бизнесов и возникает таким образом усиливающая сама себя волна. Опыт предыдущих кризисов (за последние 50 лет) говорит, что этот цикл приводит к рецессии длительностью в среднем 12 месяцев.
На этот раз ситуация осложняется тем, что ставка ФРС уже близка к 0, а рынки уже залиты ликвидностью как никогда ранее - т.е. позитива ждать неоткуда. Накачивать баланс ФРС мусором бесконечно тоже нельзя. Давайте представим себя на место управляющего неким многомиллиардным фондом. То что у тебя образовалось куча кэша, это вовсе не значит, что надо вкладывать его обязательно в акции. Сегодня ты купил, а кризис оказалось затягивается. Кто-то рядом решил, что явно будет еще возможность перезайти ниже и закрыл позицию. Вы теряете деньги. Еще кто-то вышел, тут уже рука и потянется выскочить пока не поздно.
Еще раз, это не значит что цены упадут прямо завтра, какое-то время рынок будет верить, что сейчас карантин отменят и все наладится. Но только к тому времени как его отменят то пойдет такой вал макроэкономической статистики, что для покупок надо таким оптимистом, чтобы видеть, что стакан не просто наполовину полный, но еще и пшеничной водкой.
Это значит, что глядя на рынок акций довольно сомнительна затея входить в лонги по нефти. Особенно учитывая волшебный опыт отрицательных цен на экспирации. Иными словами спекулятивная составляющая, которая склонна к покупкам когда цены излишне проседают будет на этот раз подавлена.
Есть и еще один фактор, который будет играть против восстановления цен. Огромное число компаний получили опыт удаленной работы. Какое действие будет выбрано в условиях кризиса? Явно не арендовать побольше офисных помещений, а ровно наоброт. Многим будет предложено работать из дома, а многие сотрудники даже сами будут на этом настаивать. Это будет означать:
a. Снижение потребностей в топливе (не надо ездить на работу). Тут вопрос только в масштабах снижения, но даже если 5% останется дома, то это может быть условно -1 мбд потребления, что является огромной проблемой для производителей в этих жестких условиях.
b. Снижение потребностей в аренде площадей. А это серьезное давление на строительный рынок в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Строительный рынок является весьма циклическим с высоким мутипликатором, встанет он, встанет огромная масса и других производств.
Единственное, что в таких условиях способно поддержать цены на нефть в среднесрочной перспективе - это удержание сокращений объемов добычи в рамках сделки ОПЕК+. Но при этом понятно, что сначала нужно будет разгрести завалы, но в условиях затяжного кризиса это будет не по щелчку пальцев. Понятно, что часть предложения уйдет и без ОПЕК+, например сланцевики, но учитывая что существенная часть сланцевой добычи захеджирована, бросать все и разбегаться сломя голову никто не будет. Т.е. мгновенного облегчения с этой стороны ждать не стоит, хотя часть предложения в ближайшем будущем благодаря этому будет уходить. Сколько именно - вопрос открытый и требует уточнений.
При этом больших возможностей убирать предложение с рынка на этот раз у членов ОПЕК+ нет. Они под двойным ударом. Снижая умеренно добычу в условиях низких цен они бьют по своим резервам и становятся особенно уязвимыми в случае дальнейшего негативного развития событий. А если они снизят слишком сильно, то даже рост цены не покроет потери, плюс из пепла быстро восстанут сланцевики и откусят часть рынка.
Этим ситуация радикально отличается от прошлых кризисов, когда ОПЕК занимала большую долю и могла быстро извлекать прибыль из ограничений. Теперь же такие страны как СА или РФ стоят перед такой математикой (пример условный, для иллюстрации мысли):
1. Продавать 5 мбд по цене $25 = $125 млн. Минус - дольше ждать восстановления цен.
2. Продавать 4 мбд по цене $30 = $120 млн. Минус - меньше доходов в моменте.
3. Продавать 3 мбд по цене $40 = $120 млн. Минусы - меньше доходов + подкормка конкурентов.
Т.е. спасать ситуацию слишком сильными сокращениями не получится, придется терпеть долго и мучительно.
Далее. Я специально потратил столько времени на анализ и прогноз развития ситуации с коронавирусом, потому что это ключевой и мощнейший фактор будущей динамики. Из того что я вижу, единственное, что способно скорректировать мои прогнозы по развитию событий, это если окажется, что число не выявленных случаев превышает статистику не в 5 раз, а в 15-20. Тогда есть шанс, что к осени сформируется прослойка переболевших самых активно распространяющих людей, что в теории способно существенно сгладить динамику. Если так случится, а также пересчитав вероятности и успокоившись, вместо карантина введут простые меры социального дистанцирования, то это сильно ослабит удар по экономике.
Однако базовый сценарий это все-таки вторая волна осенью и второй локдаун. Даже если карантин будет не всеобщий, а только для лиц старше 45, это все равно мощный удар по спросу на нефть и таким образом все затянется надолго. Насколько надолго - вопрос интересный, но слишком далекий. Как я рассчитывал в предыдущем посте это будет невероятной удачей, если к концу осени у нас будет рабочая вакцина. Но и она не запустит экономику как волшебной палочкой. Поэтому цены на нефть будут под давлением еще долгое время. Если называть конкретные цифры то я думаю среднегодовая WTI будет в диапазоне $20-30.
Весьма возможны локальные приступы оптимизма, особенно на фоне весенних отмена карантина и снижения числа заболеваний. Но экономическая зима уже наступила и многое указывает на то, что надолго...
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Итак, мы имеем два разнонаправленных фактора, каждый из которых не до конца известен:
1. Каким именно будет реальное сокращение потребления в результате локдауна.
2. Каким именно будет реальное сокращение производства в результате сделки ОПЕК+ и остальных (особенно сланцевых) производителей и как следствие какой будет дельта.
Чтобы ответить на эти вопросы (да и вообще на любые) лучше всего сопоставлять данные из нескольких источников. Для начала можно сделать следующее предположение - падение спроса примерно соответствует падению индекса мобильности от Apple. Это весьма приблизительный показатель, однако одно из немногих что доступно для количественной оценки. Причем в разрезе отдельных стран, так как динамика далеко не везде одинаковая.
Понятно, что падение мобильности означает не только сокращение потребления бензина частным транспортом, но и целого ряда производств. Вот какая примерно структура потребления стран OECD имела место в 2017 году:
Сектор дорожного транспорта просел скорее всего пропорционально.
Нефтехимия - есть сообщения о закрытиях или сокращении выпуска продукции в Европе и Африке. Тут индийские производители просят исключить из блокировки, т.е. предположить что они работают как прежде мы не можем.
Авиация просела явно сильно больше, чем другие секторы.
Таким образом в самом первом приближении можно считать, что снижение в целом пропорционально, это нужно не для точного расчета, а чтобы иметь свое представление и возможность сравнивать с другими оценками и понимать их реалистичность. А также, если окажется, что он неплохо коррелирует с реальной динамикой потребления нефти, то позволит в будущем понимать, что происходит задолго до публикации официальных данных.
Теперь попробуем умножить индексы мобильности для тех стран по которым есть данные на их среднесуточное потребление нефти в 2018 году (данные от BP).
Получается следующее:
В расчет попало 58 стран, которые потребляют порядка 80% нефти. К сожалению нет Китая, однако с большой вероятностью там динамика потребления весьма похожая. Однако еще есть определенное сомнение, насколько репрезентативен индекс мобильности? Чтобы выяснить это сопоставим эти данные с расчетами трафика из другого источника:
Тут мы видим падение до 60% от докризисного уровня и это полностью совпадает с падением индекса мобильности в США. С другой стороны нужно понимать, что это может быть неплохо коррелирует для развитых стран, которые хоть и потребляют львиную долю нефти, но все-таки не всю. И для таких стран как Индия показатель вряд ли так же хорош и поэтому значение явно занижено.
Идем дальше, таким образом падение в апреле получается около 50%, что выглядит излишне сильным.
Для примера Rystad Energy прогнозируют только 30% снижение:
Теперь посмотрим, что сообщает нам EIA в своем еженедельном отчете, что потребление упало с 19 до 14 мбд по сравнению с годом раньше:
Это весьма близко к оценкам Rystard, так что похоже их расчетам можно в определенной степени доверять. А то что мы получили сильно большее значение падения из расчета индекса мобильности говорит то том, что Rystard вряд ли излишне сильно недооценивают масштабы сокращения.
Итак, смотрим тогда на их прогноз по динамике потребления и как следствие скорости заполнения хранилищ, а это самый главный сейчас показатель:
По их расчетам сокращения ОПЕК+ не достаточно и поэтому в конце мая место в наземных хранилищах закончится. Подобный сценарий прогнозирует GS:
Теперь самое интересное - что будет дальше. Стоит оговориться, что мы являемся свидетелями уникальных событий и это полная terra incognita. Т.е. кое-что мы можем предположить уже сейчас, например понятно, что когда все хранилища зальют, то ставки фрахта при этом будут расти как на дрожжах и это будет давить цены на нефть вниз или как минимум препятствовать их восстановлению.
Но вот чего мы действительно не знаем, это как поведет себя экономика после такого эксперимента "замри-отомри". Рынок похоже закладывается на V-образное восстановление и существенным (если не решающим) источником данного оптимизма является массированная накачка ликвидностью со стороны ФРС.
В теории это может и могло бы сработать, но есть важное обстоятельство, которое обломает всю малину, а именно то, что спад произошел на пике деловой активности. Хуже того, эта активность была достаточно искусственно простимулирована снижением ставки задолго до начала кризиса. Оправдывали это так называемыми "торговыми войнами", на редкость вредным занятием, ну да ладно, но на фоне рекордно низкой безработицы это было вроде как накачка стероидами.
Это все означает, что на рынке присутствует масса малоэффективных бизнесов. В условиях изобилия и оптимизма они держатся на плаву, но в условиях кризиса первыми валятся на спину. Тогда как наоборот, на выходе из кризиса остаются только самые поджарые, реально эффективные и востребованные шерстяные волчары.
Так значит сейчас огромная масса народу теряет работу из-за карантина и очевидно, что они теряют большую часть дохода. А если говорить про США, там к примеру идет жесткое сокращение в нефтяной отрасли. И даже те кто перешел на относительно хорошие пособия будет весьма осторожен в тратах. А это значит, что когда карантин отменят, то подавляющее большинство компаний столкнется с падением посещаемости и прибылей. Они будут вынуждены оптимизировать расходы и сокращать персонал, которого дофига. А это потеря клиентов для других бизнесов и возникает таким образом усиливающая сама себя волна. Опыт предыдущих кризисов (за последние 50 лет) говорит, что этот цикл приводит к рецессии длительностью в среднем 12 месяцев.
На этот раз ситуация осложняется тем, что ставка ФРС уже близка к 0, а рынки уже залиты ликвидностью как никогда ранее - т.е. позитива ждать неоткуда. Накачивать баланс ФРС мусором бесконечно тоже нельзя. Давайте представим себя на место управляющего неким многомиллиардным фондом. То что у тебя образовалось куча кэша, это вовсе не значит, что надо вкладывать его обязательно в акции. Сегодня ты купил, а кризис оказалось затягивается. Кто-то рядом решил, что явно будет еще возможность перезайти ниже и закрыл позицию. Вы теряете деньги. Еще кто-то вышел, тут уже рука и потянется выскочить пока не поздно.
Еще раз, это не значит что цены упадут прямо завтра, какое-то время рынок будет верить, что сейчас карантин отменят и все наладится. Но только к тому времени как его отменят то пойдет такой вал макроэкономической статистики, что для покупок надо таким оптимистом, чтобы видеть, что стакан не просто наполовину полный, но еще и пшеничной водкой.
Это значит, что глядя на рынок акций довольно сомнительна затея входить в лонги по нефти. Особенно учитывая волшебный опыт отрицательных цен на экспирации. Иными словами спекулятивная составляющая, которая склонна к покупкам когда цены излишне проседают будет на этот раз подавлена.
Есть и еще один фактор, который будет играть против восстановления цен. Огромное число компаний получили опыт удаленной работы. Какое действие будет выбрано в условиях кризиса? Явно не арендовать побольше офисных помещений, а ровно наоброт. Многим будет предложено работать из дома, а многие сотрудники даже сами будут на этом настаивать. Это будет означать:
a. Снижение потребностей в топливе (не надо ездить на работу). Тут вопрос только в масштабах снижения, но даже если 5% останется дома, то это может быть условно -1 мбд потребления, что является огромной проблемой для производителей в этих жестких условиях.
b. Снижение потребностей в аренде площадей. А это серьезное давление на строительный рынок в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Строительный рынок является весьма циклическим с высоким мутипликатором, встанет он, встанет огромная масса и других производств.
Единственное, что в таких условиях способно поддержать цены на нефть в среднесрочной перспективе - это удержание сокращений объемов добычи в рамках сделки ОПЕК+. Но при этом понятно, что сначала нужно будет разгрести завалы, но в условиях затяжного кризиса это будет не по щелчку пальцев. Понятно, что часть предложения уйдет и без ОПЕК+, например сланцевики, но учитывая что существенная часть сланцевой добычи захеджирована, бросать все и разбегаться сломя голову никто не будет. Т.е. мгновенного облегчения с этой стороны ждать не стоит, хотя часть предложения в ближайшем будущем благодаря этому будет уходить. Сколько именно - вопрос открытый и требует уточнений.
При этом больших возможностей убирать предложение с рынка на этот раз у членов ОПЕК+ нет. Они под двойным ударом. Снижая умеренно добычу в условиях низких цен они бьют по своим резервам и становятся особенно уязвимыми в случае дальнейшего негативного развития событий. А если они снизят слишком сильно, то даже рост цены не покроет потери, плюс из пепла быстро восстанут сланцевики и откусят часть рынка.
Этим ситуация радикально отличается от прошлых кризисов, когда ОПЕК занимала большую долю и могла быстро извлекать прибыль из ограничений. Теперь же такие страны как СА или РФ стоят перед такой математикой (пример условный, для иллюстрации мысли):
1. Продавать 5 мбд по цене $25 = $125 млн. Минус - дольше ждать восстановления цен.
2. Продавать 4 мбд по цене $30 = $120 млн. Минус - меньше доходов в моменте.
3. Продавать 3 мбд по цене $40 = $120 млн. Минусы - меньше доходов + подкормка конкурентов.
Т.е. спасать ситуацию слишком сильными сокращениями не получится, придется терпеть долго и мучительно.
Далее. Я специально потратил столько времени на анализ и прогноз развития ситуации с коронавирусом, потому что это ключевой и мощнейший фактор будущей динамики. Из того что я вижу, единственное, что способно скорректировать мои прогнозы по развитию событий, это если окажется, что число не выявленных случаев превышает статистику не в 5 раз, а в 15-20. Тогда есть шанс, что к осени сформируется прослойка переболевших самых активно распространяющих людей, что в теории способно существенно сгладить динамику. Если так случится, а также пересчитав вероятности и успокоившись, вместо карантина введут простые меры социального дистанцирования, то это сильно ослабит удар по экономике.
Однако базовый сценарий это все-таки вторая волна осенью и второй локдаун. Даже если карантин будет не всеобщий, а только для лиц старше 45, это все равно мощный удар по спросу на нефть и таким образом все затянется надолго. Насколько надолго - вопрос интересный, но слишком далекий. Как я рассчитывал в предыдущем посте это будет невероятной удачей, если к концу осени у нас будет рабочая вакцина. Но и она не запустит экономику как волшебной палочкой. Поэтому цены на нефть будут под давлением еще долгое время. Если называть конкретные цифры то я думаю среднегодовая WTI будет в диапазоне $20-30.
Весьма возможны локальные приступы оптимизма, особенно на фоне весенних отмена карантина и снижения числа заболеваний. Но экономическая зима уже наступила и многое указывает на то, что надолго...
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу