25 мая 2020 Bloomberg
Экономика России, крупнейшего в мире экспортера нефти, стоит на пороге наиболее глубокого спада за последние 10 лет. Но еще больший кризис может ждать страну в ближайшем будущем, предупреждает Bloomberg.
В этом месяце аналитики Центра энергетики Сколково предупредили о том, что Россию ждут годы экономической стагнации на фоне постепенного падения мирового спроса на традиционные энергоносители, которые представляют собой большую долю экспорта страны. Если Россия не адаптируется к изменившейся ситуации, то доходы ее бюджета резко снизятся, а ежегодные темпы роста экономики в ближайшие 20 лет не превысят 0.8%, что составляет около трети от целевого уровня Министерства экономического развития (синяя линия на графике выше отражает прогноз по росту ВВП РФ в случае адаптации страны к новым условиям, а белая — без таковой — прим. ProFinance.ru).
Высокие цены на нефть помогали России расти на протяжении последних 20 лет, но теперь эксперты прогнозируют, что коронавирусная рецессия ускорит окончание эры ископаемого топлива. Некоторые аналитики даже полагают, что пик спроса на него был пройден еще в 2019 году, то есть на 15 лет раньше, чем ожидал Кремль.
«Нефть и газ превращаются в обычное сырье, а Россия лишается ресурсной ренты, которая была главным драйвером российского экономического чуда в начале этого столетия», - отмечает Татьяна Митрова, директор Центра энергетики Московской школы управления Сколково.
По ее словам, пандемия коронавируса, вероятно, сделает прогнозы Центра еще более мрачными.
Москва, похоже, пока не строит никаких планов по уходу от текущей экономической модели, в рамках которой продажа энергоносителей формирует почти половину доходов бюджета. Совсем недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин с гордостью рассказывал Владимиру Путину о прогрессе, достигнутом на арктическом проекте компании. В это же время Газпром начал проектировать новый газопровод в Китай («Сила Сибири-2»).
Цены на нефть рухнули с начала года примерно на 50% на фоне резкого снижения спроса на энергоносители из-за пандемии коронавируса. В последние недели котировки показали впечатляющий рост, но цена смеси Urals все еще остается заметно ниже заложенных в бюджете России $42 за баррель.
Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в этом году спрос на нефть снизится на 8.6 млн б/д (около 9%), а спрос на ветряную и солнечную энергии вырастет. Европейский союз, который является крупнейшим покупателем российских энергоносителей, хочет выйти на чистый нулевой выброс углекислого газа к 2050 году.
«Все страны, которые сильно зависят от ископаемого топлива, многие годы говорили: «мы должны измениться», но ничего не делали, так как это сложно», - отмечает стратег лондонского Carbon Tracker Кингсмилл Бонд. - «Теперь это уже вопрос не надежды, но необходимости, так как им больше не нужны эти дорогие энергоносители».
В марте Минэкономразвития России спрогнозировало, что спрос на уголь достигнет пика до 2035 года, а спрос на нефть — до 2045 года. В этот четверг ведомство озвучило прогноз по росту ВВП РФ на 2021 и 2022 годы на уровне 2.8% и 3% соответственно.
Быстрое падение мирового потребления ископаемого топлива представляет собой угрозу экономическому росту России, предупредил в пятницу в опубликованном на Youtube ролике глава аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. Неделей ранее Анатолий Чубайс сообщил о том, что падение спроса на нефть является угрозой национальной безопасности страны.
По данным Bloomberg, Россия занимает 109-е место в мире по производству возобновляемой энергии. Министерство энергетики страны поставило цель увеличить ее долю в выработке электроэнергии с нынешнего 1% до 2.5% к 2024 году. Но это - лишь капля в море по сравнению с планами других стран (график ниже отражает инвестиции в чистую энергетику в 2014-2019 годах в млрд долларов США — прим. ProFinance.ru).
Никто не поднимает эти вопросы перед Владимиром Путиным, отмечает глава Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов. По его словам, Россия напоминает огромный корабль, который плывет в неправильном направлении. И попытка улучшить какую-то его часть создаст риски для всего корабля в целом.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу