СССР: ушел на рынок и не вернулся » Элитный трейдер
Элитный трейдер

СССР: ушел на рынок и не вернулся

25 мая 2020 Братерский Александр

Сегодня, 25 мая, исполняется 30 лет со дня попытки рыночных реформ в СССР. В советской печати был опубликован доклад главы правительства СССР Николая Рыжкова "Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулированной рыночной экономике". Советское руководство остановилось на более консервативной программе, отвергнув более радикальную для него программу экономиста Григория Явлинского. Но реформы не удалось провести ни на союзном, ни на российском уровне. Они забуксовали из-за политических противоречий лидеров Михаила Горбачева и Бориса Ельцина и резкого ухудшения ситуации в стране.

В основе реформы лежала программа академика-экономиста Леонида Абалкина, которая подразумевала постепенное внедрение в стране рыночных механизмов при сохранении общих принципов социализма. Программа, представленная на сессии Верховного Совета СССР 24 мая 1990 года, была осторожной и не отличалась радикализмом и была уже третьей по счету. Она предусматривала большую свободу для предприятий, ликвидацию монополий. "Программа Абалкина-Рыжкова представляла собой план контролируемого демонтажа административно-командной экономики", - писал о ней тогдашний председатель Совета Республики Верховного Совета РСФСР Владимир Исаков.

При этом, руководство СССР в лице Михаила Горбачева не слишком торопилось с внедрением рыночных механизмов. Принятый ранее закон о кооперативах тормозился на местах, а на кооператоров, которые стали предтечей малого и среднего бизнеса в стране, власти смотрели с подозрением. "Рыжков был идейно и практически против рыночной экономики. Стиснув зубы, он готов был терпеть разве что кооперативы, и то как временное зло в сфере торговли и услуг", - вспоминает в беседе с Finam.ru Сергей Станкевич. В то время он был депутатом "Межрегиональной депутатской группы" ВС РСФСР.

Экономическое положение страны серьезно ухудшалось: с прилавков продолжали исчезать товары первой необходимости, и ситуация была близка к катастрофической. Во время встречи с директором ВЦИОМ Татьяной Заславской, глава советских профсоюзов Степан Шалаев рассказывал, что в Свердловске, где он недавно побывал, "никогда мяса никакого нет".

Товарный дефицит серьезно затронул и Москву. В записке аграрного отдела ЦК КПСС в июле 1989 года отмечалось, что снабжение Москвы значительно ухудшилось: "По многим из них наблюдаются перебои в торговле по несколько дней, ассортимент узок, нарушаются графики завоза. Прилавки многих магазинов большую часть дня пустые".

Концепцию перехода к рыночной экономике Совмину СССР было предложено разработать в начале июня, а к 1 сентября представить программу "структуры и механизма регулируемой рыночной экономики, включая новые подходы к финансово - кредитной и ценовой политике".

Догнать за 500 дней

Главной проблемой перехода к рыночной экономике стало противоречие между разными подходами к осуществлению экономических реформ в стране. Кроме программы Рыжкова и Абалкина существовал и альтернативный план рыночных реформ, предложенный экономистами Григорием Явлинским и Станиславом Шаталиным.

Программа Явлинского-Шаталина "500 дней" описывала постепенные шаги перехода к рыночной экономике, которые необходимо было осуществить за указанное время. В число авторов программы входил ряд экономистов, включая будущих министров финансов России Бориса Федорова и Михаила Задорнова.

Несмотря на то, что программа была более радикальной, чем программа Абалкина-Рыжкова, авторы предлагали весьма осторожный подход к проведению приватизации, начав ее с "нежилых помещений, мелких предприятий". Что же касается либерализации цен, то ее предусматривал второй этап программы.

В сентябре 1990 года программа Шаталина-Явлинского была внесена в Верховный Совет СССР, но была отвергнута в пользу более консервативной программы Рыжкова. "Это был вполне работоспособный, хорошо просчитанный компромиссный план. Рыжков план Шаталина- Явлинского отверг и поставил президенту СССР Михаилу Горбачёву ультиматум: если план буден принят, правительство Рыжкова уходит в отставку, а реализацию плана нужно будет возложить на новый кабинет", - вспоминает Станкевич. Эксперт отмечает, что "в решающий момент Рыжков предотвратил реальный поворот СССР к рынку". Сняв программу Шаталина-Явлинского с голосования, Горбачев совершил "роковой шаг" считает Станкевич: "С этого момента включался механизм исторической неизбежности, тянущий СССР к распаду и революции".

Программа Явлинского и Шаталина нашла поддержку у руководства России в лице Бориса Ельцина, который предложил экономистам начать ее внедрение на уровне РСФСР. Несмотря на жёсткий клинч между Горбачевым и Ельциным, стороны пытались договориться о совместной работе над программой реформ, но это не помогло.

Изобилие не наступит

Между сторонниками "союзной" и "российской" программы обнаружились фундаментальные противоречия. Так, например, группа Шаталина-Явлинского признавала де-факто независимость республик СССР. К тому времени это было уже свершившимся фактом: республики, которые провозглашали независимость одна за другой, уже мало подчинялись центральному правительству. Важным для них было сохранить экономические связи.

Упоминая этот факт, Абалкин заявлял, что программа "500 дней" направлена и на то, чтобы "втихую ликвидировать Союз ССР, заменив федеративное государство экономическим союзом самостоятельных государств".

Президент СССР Горбачев позже отмечал, что совместная работа над программой так и не была начата: "Группа Шаталина - Явлинского продолжала работать сама по себе, отдельно от союзного правительства. А правительство Рыжкова - Абалкина трудилось над собственной программой перехода к рынку в соответствии с поручением Верховного Совета".

"Таким образом, следствием борьбы между союзной и российской властью стало принятие двух достаточно существенно отличающихся друг от друга программ перехода к рынку, что только способствовало нарастанию экономического кризиса в стране", -отмечают авторы статьи "Переход к рыночной экономике в СССР в годы перестройки" профессора-историки Матвей Полынов и Екатерина Тарасова.

Представляя программу "500 дней" уже в качестве зампреда Совмина РСФСР в сентябре 1990 года, Явлинский отмечал, что проведение приватизации в стране – одна из "сложнейших" задач и оптимальный курс должен быть выработан только при общем согласии. Он также дал понять, что за 500 дней в стране нельзя будет построить рыночной экономики и речь идет о создании механизмов: "Разработчики программы не имеют в виду, что через 500 дней наступит изобилие. Через 500 дней реализации программы будут созданы экономические гарантии от экономического рабства… все основные необходимые условия для экономического созидания. Вот смысл программы "500 дней", с точки зрения слова "пятьсот"". При этом экономист настаивал, что действовать необходимо без промедлений: "И мы делаем эту программу как первый шаг к безопасности от катастрофы и к свободе в экономике".

Через месяц тон Явлинского меняется, и в письме к депутатам Верховного Совета РСФСР он констатирует, что программа перехода к рынку не может быть реализована в сложившихся условиях. Проблемой стало усиление конфронтации между Горбачевым и Ельциным, нежелание союзного руководства идти на кадровое обновление экономической власти СССР, а также начавшиеся конфликты между республиками.

Свою вину за происходящее несло и правительство РСФСР, признавал Явлинский. Так, значительное повышение закупочных цен на мясо в России привело к тому, что Совмин СССР принял то же решение по всей стране: "Насколько глубоко проник процесс, говорит то, что в рабочих столовых на Урале обед уже стоит 2 рубля 50 коп".

Заявив, что сложившиеся условия не дают ему возможности реализовать программу, Явлинский подал в отставку с поста заместителя Совмина РСФСР. "Советскую" программу перехода к рынку тоже реализовать не удалось. В декабре 1990 года Николай Рыжков уйдет в отставку, а сменивший его в кресле премьера Валентин Павлов не слишком горел заниматься реформами. В историю он войдет как организатор обмена 50- и 100-рублевых купюр старого образца на новые, которая будет фактически иметь конфискационный характер. В августе 1991 года Павлов станет одним из ключевых членов заговора против Горбачева.

Рыночные реформы начнутся уже после распада СССР и проводить их будет правительство премьер-министра Егора Гайдара. Они пройдут по радикальному сценарию "шоковой терапии" и вызовут отторжение большей части общества.

(C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter