11 сентября 2020 Альпари Разуваев Александр
Подобный лимит был и раньше, но в действующей редакции бюджетного правила он «включается», если ФНБ близок к исчерпанию, и размер его ликвидной части падает ниже 5% ВВП. Теперь же Минфин будет экономить фонд, не дожидаясь, пока деньги кончатся. На 1 сентября размер ФНБ оценивался в 11,7% ВВП, или 13,256 трлн рублей. Покрывать бюджетный дефицит планируется за счет выпуска государственных облигаций. Конечно, время ГКО, рисков дефолта и астрономических ставок прошло. Размер суверенного долга в 2021 году достигнет 20% ВВП. Несмотря на зависимость от цен на нефть, вероятность дефолта по российским облигациям стремится к нулю. Проблем с размещением займов у российской казны, конечно, быть не должно. Но это в теории. Есть фундаментальный риск — санкции Запада в отношении российского долга. Поводов много от истории с Навальным до Беларуси. Держателями трети госдолга России являются иностранные инвесторы. Санкции могут коснуться как новых, так и уже действующих выпусков.
Ну и в заключение стоит сказать, что Российское правительство и частные компании конкурируют за деньги инвесторов. Рост расходов за счет заимствований приведет к перераспределению средств от частного сектора, что отрицательно скажется на эффективности экономики. Хотя, конечно, после снижения ключевой ставки Банка России до 4,25% реальному сектору грех жаловаться. Альтернативой выпуску облигаций является приватизация. Однако здесь тоже ресурс ограничен на фоне санкций. Достаточно вспомнить, сколько времени правительство искало покупателя на миноритарный пакет «Роснефти». А контрольный пакет в капитале «Газпрома», «Роснефти» или «Сбербанка» продавать никто не будет.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба