Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бум публичных размещений, геймификация и банкинг без программистов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бум публичных размещений, геймификация и банкинг без программистов

17 ноября 2020 Bloomchain
Третий квартал стал рекордным по количеству IPO и SPAC за последние 20 лет, но удачно выйти на биржу удается не всем компаниям. Банки осваивают low-code и no-code платформы. Геймификация в финтехе и электронной коммерции остается популярным способом удержать пользователей внутри сервиса. Подробнее об этом и других трендах финансовых технологий – в нашем материале.

IPO и SPAC: все только начинается
В мировом масштабе третий квартал стал рекордным для рынка Initial Public Offering за последние 20 лет. Аналитики EY связывают это с позитивным настроением инвесторов и появлением ликвидности на рынке. Традиционно, техи – самый активный сектор на рынке публичных размещений. С января по сентябрь на IPO вышли 210 технологических компаний, которые привлекли $53,9 млрд.

IPO в январе-сентябре 2020 года

Бум публичных размещений, геймификация и банкинг без программистов

По данным Dealogic и EY

Кроме стандартной процедуры IPO, в этом году стали популярными размещения через SPAC (Special Purpose Acquisition Company). Для таких компаний есть отдельный, упрощенный регламент, по которому они получают листинг. После одобрения финансового регулятора, у SPAC есть два года на то, чтобы найти другую компанию, которая тоже хотела бы выйти на биржу и поглотить ее. Если такая компания не отыщется, SPAC возвращает деньги инвесторам и закрывается. Этот способ подходит небольшим стартапам, потому что для него не нужны дорогостоящие андеррайтеры и роад-шоу. Компания CB Insights связывает неожиданную популярность SPAC с пандемией: выходить на привычное IPO в коронавирусной неопределенности сложнее и дороже.


Dealogic ждут многократный рост объема размещений SPAC в 2020 году

По прогнозам EY и Dealogic, 2020-й еще порадует инвесторов громкими IPO и SPAC: размещение сервиса для букинга Airbnb, доставки еды DoorDash и финтех-стартапа Upstart. Инвесторы в России ждут публичной продажи акций онлайн-маркетплейса Ozon. Оценка компании варьируется от $2 млрд до $12 млрд, а объем размещения может составить $750 млн.

В этом году среди финансовых компаний самым ожидаемым был выход на биржу Ant Group – «дочки» китайского холдинга Alibaba. Но в последний момент размещение приостановили из-за противоречивых высказываний основателя компании Джека Ма. По слухам, запрет на IPO наложил лично президент Си Цзиньпин, и ждать компанию на бирже не стоит еще как минимум полгода.

Ничего личного, только политика
Скандал с Ant может выйти за рамки одной компании: скорее всего, пострадает весь китайский онлайн-банкинг. По информации WSJ, Си Цзиньпин настаивает на том, чтобы интересы крупных компаний и их владельцев были согласованы с политикой Китая. Сейчас большие финтех-платформы способствуют закредитованности населения, которой не хотело бы правительство, считает чиновник. Новые правила ограничат возможности кредитных площадок, а получить лицензию на предоставление займов станет гораздо сложнее.

Похожая ситуация может произойти в США. Новый президент Джо Байден не раз критиковал подходы предыдущей администрации по отношению к микрофинансовым организациям. Им фактически разрешено не проверять кредитоспособность граждан, из-за чего те стали чаще прибегать к реструктуризации долгов. Скорее всего, Байден сосредоточится на защите прав потребителей и устранении неравенства в доступе к финансовым продуктам, считает издание Business Insider.

Американские антимонопольные «гонения» продолжаются: Министерство юстиции США собирается остановить сделку между Plaid и Visa. Ведомство считает поглощение неконкурентным и называет Visa монополистом онлайн-платежей. Plaid – финтех-компания, которая занимается обработкой транзакций, и по мнению министерства, она вполне могла бы соперничать с платежной системой, а не переходить в ее собственность. Visa отрицает обвинения и считает, что Минюст не до конца понимает суть бизнеса Plaid.

Visa занимает порядка 70% рынка дебетовых карт в США, и 80% – в Европе, где сделку уже одобрили. Это несколько противоречит европейскому курсу на борьбу с монополиями.

Из-за политической неопределенности с трудностями столкнулся британский финтех. До конца года Соединенное Королевство и остальные страны должны согласовать новые правила, по которым будет идти торговля после брексита. Если стороны не придут к соглашению, то международный бизнес Британии может столкнуться с перебоями в работе. Местные необанки уже готовятся к такому исходу и получают лицензии в других странах. Например, стартап Revolut Николая Сторонского обратился за разрешением в Центральный банк Ирландии.

Кодить не придется
По версии колумнистов Forbes, одним из главных трендов будущего года станут low-code и no-code платформы. Так называют системы, которые позволяют создавать технические продукты без программирования. Они предоставляют средства для разработки, где пользователь может выбрать нужные функциональные элементы и связать их, даже не зная кода. Условно, Notion или Wordpress – это тоже low-code платформы.

Сложных информационных систем на low-code построить не получится, но для прототипирования IT-специалисты считают такое решение вполне оправданным. Это недорого, быстро и удобно в использовании, поэтому подходит среднему и малому бизнесу, который пока не может позволить себе штат программистов.

Так работает одна из low-code платформ

В развитие low-code и no-code верят и крупные игроки: на прошлой неделе Citi инвестировал в стартап Dextcloud, который занимается системами разработки без программирования. Сколько вложил холдинг и для чего – неизвестно, но Dextcloud давно работает с Citi в инновационной лаборатории банка в Лондоне.

На рынке есть нишевые платформы, которые занимаются low-code и no-code продуктами для финансовых организаций. Их системы позволяют автоматизировать знакомство пользователя с банковскими продуктами, обработку заявок на кредиты или оформление страховок.

Так, компания Unqork помогает традиционным игрокам конкурировать в технологиях с необанками – например, команда стартапа создала информационную систему для Goldman Sachs. Сейчас Unqork оценивают в $2 млрд. Румынский FintechOS разработал решения для 40 организаций, среди которых Erste Group, Vienna Insurance Group, Orange Money, Hyperion Group и TBI Bank.

Старая добрая геймификация
В этом году продажи на Alibaba в День Холостяка превысили 372 млрд юаней или $56 млрд. Это в 16 раз больше, чем объем покупок в Prime Day на Amazon. Китайское издание SCMP утверждает, что завлечь покупателей онлайн-площадки смогли благодаря геймификации.

Перед 11 ноября маркетплейс Taobao предложил пользователям присмотреть за анимированным котом – для этого нужно было регулярно заходить в приложение, кормить и играть с виртуальным питомцем. Взамен покупатели получали бонусы и промокоды, которые можно было использовать на распродаже.

Многие пользователи оказались недовольны играми от Taobao, Alibaba и JD: чтобы получить скидку в пару долларов, нужно провести в приложении несколько часов. Однако по словам одной опрошенной SCMP студентки, «это того не стоит, но я бедная, поэтому меня все устраивает».

Игры все чаще становятся частью пользовательского опыта в онлайн-шоппинге, но этот тренд нельзя назвать новым или утилитарным. Геймификацию можно встретить везде: начиная от образовательных курсов и заканчивая покупкой ценных бумаг. Агентство Markets and Markets прогнозирует, что рынок услуг по геймификации вырастет с $9 млрд в этом году до $30 млрд к 2025-му.


Брокерское приложение дарит акции за прохождение курса об инвестициях

Геймификацию использует, например, филиппинская финтех-компания Ayala. У нее есть суперапп с доставкой еды, финансовыми продуктами, онлайн-магазинами и букингом. Внутри приложения пользователи могут играть и получать за это деньги. В качестве дополнительной мотивации компания публикует рейтинг с успехами своих клиентов.

Среди российских компаний к геймификации так или иначе прибегали Сбербанк, МКБ, Альфа-банк и Тинькофф. В большинстве своем это были квесты с денежным или бонусным фондом призов.

Венчур бабушке, детям – ИИС
В ноябре ЦБ предложил сразу два новых типа индивидуальных инвестиционных счетов: для долгосрочных вложений и для детей.

И гражданам, и компаниям в России нужны длинные деньги, уверены в ЦБ. Поэтому новый долгосрочный ИИС ориентирован на тех, кто готов инвестировать на срок больше 10 лет. Как и ИИС первого и второго типов, третий вид счета предполагает налоговые вычеты, но они не могут превышать 6% дохода. Кроме этих процентов, можно получить до 120 тыс. рублей в год, если вносить деньги на счет самостоятельно, а не через работодателя (такая возможность тоже предусмотрена). Надо понимать, что для получения вычета нельзя выводить деньги на протяжении 10 лет. Максимальная сумма инвестиций на ИИС-3 не ограничена, его можно будет открыть параллельно с другими типами счетов.

Второе предложение ЦБ по инвестиционным счетам рассчитано на детей. «Образовательный» ИИС предполагает, что средства на нем будут направлены на образование ребенка. При этом он позволяет не платить налог на инвестиционные доходы и может быть открыт одновременно с другими типами счетов. Концепция регулятора предполагает, что законным владельцем инвестированных денег на ИИС-О может быть и несовершеннолетний. Их нельзя будет, к примеру, изъять по долгам родителей, а значит средства сохранятся до тех пор, пока они не понадобятся ребенку.

На конец октября на Мосбирже открыто около 3,1 млн индивидуальных инвестиционных счетов, с начала года – больше 1,5 млн. В типичном портфеле частного инвестора можно встретить не только «Сбер» и «Газпром», но и технологические корпорации: Apple, Intel, Amazon, AT&T, Microsoft, NVIDIA. Среди «народных» российских акций есть только одна IT-компания – «Яндекс».


Источник: Московская Биржа, данные за октябрь

ЦБ займется не только инвестициями в будущее детей, но и деньгами пенсионеров. Правительство намерено разрешить НПФ участвовать в прямых и венчурных инвестициях, и поручило регулятору обсудить этот вопрос с участниками рынка. Сейчас российские негосударственные пенсионные фонды не могут инвестировать в высокорисковые проекты из-за регуляторных барьеров. Обычно, они вкладываются в облигации с хорошей надежностью — это максимум 5-6% доходности.

«Основная концепция предполагает, что сертифицированные Банком России управляющие компании смогут размещать часть средств НПФ в венчурных фондах и фондах прямых инвестиций. Тогда часть пенсии россиян будет инвестирована в будущий "Яндекс" или Mail.ru, а не в облигации уже, возможно, не востребованного в будущем условного горнорудного бассейна», – заявил инвестиционный директор РВК Алексей Басов.

В конце октября Российская венчурная компания снова напомнила о необходимости изменений. Пока ЦБ ведет обсуждения с экспертами — прорабатывают все возможности и риски.