Mail.ru Group Российский интернет-холдинг » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Mail.ru Group Российский интернет-холдинг

21 ноября 2020 Открытие | Открытый журнал Болдов Михаил
Mail.ru Group объединяет коммуникационные и развлекательные интернет-сервисы, являясь лидером по размеру дневной аудитории в России. В портфеле компании находится более сотни проектов в сфере высоких технологий. Хотя основную деятельность Mail.ru ведёт на российском рынке, её материнский холдинг зарегистрирован на Виргинских островах. Депозитарные расписки компании торгуются на Лондонской и Московской фондовых биржах.

Обзор рынка

Компания работает в сфере высоких технологий и интернет-коммуникаций, преимущественно на российском онлайн-рынке, и является лидером по охвату и вовлечённости аудитории, которая на июнь 2020 г. насчитывает 95 млн человек, из них 93% так или иначе соприкасаются с сервисами и продуктами Mail.ru Group.

Доля охвата аудитории крупнейшими в России онлайн-платформами, %

Mail.ru Group Российский интернет-холдинг

Источник: презентация Mail.ru Group, Mediascope WEB-Index, Desktop & Mobilel

При этом благодаря развитым социальным онлайн-площадкам глубина вовлечённости аудитории Mail.ru Group является самой высокой в российском интернет-пространстве и составляет 20% от общей.

Вовлечённость аудитории в России, в % от общей
Источник: презентация Mail.ru Group, Mediascope (Desktop & Apps)

Одним из ключевых источников дохода для компании является интернет-реклама. Доля доходов от этого сектора в РФ достигла рекордных 49% от общего объёма средств, вырученных от рекламы. Однако потенциал для роста ещё есть: в Китае доля доходов составляет 65%, а в Швеции и Великобритании — 68%. Согласно данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России, в 2019 г. общие доходы на российском рынке интернет-рекламы составили около 244 млрд руб., из них на долю Mail.ru пришлось примерно 15%.

В целом российский онлайн-рынок достаточно сильно консолидирован и поделён между крупнейшими участниками, такими как «Яндекс», «Сбер» и Mail.ru Group, каждая из которых развивает собственную экосистему, объединяя различные продукты, сервисы и приложения на единой платформе. В ближайшие годы между крупными IT-гигантами ожидается высокий уровень конкуренции и борьба за внимание аудитории в перспективных направлениях онлайн-бизнеса.

Обзор бизнеса

Компания начинала свою деятельность в 1998 г. как почтовый интернет-сервис Mail.ru, который и на данный момент является крупнейшим сервисом бесплатной электронной почты в русскоязычном сегменте и входит в топ-5 почтовых сервисов в мире по размеру дневной аудитории.

Mail.ru Group была основана в 2005 г. и к 2020 г. превратилась в одну из крупнейших в России экосистем, которая объединяет популярные русскоязычные социальные сети и мессенджеры, крупнейший почтовый сервис, международную игровую компанию, сервисы электронной коммерции и прочие направления, связанные с развитием цифровых решений.

Компания является акционером совместного предприятия «AliExpress Россия» вместе с Alibaba Group, Российским фондом прямых инвестиций и ПАО «МегаФон». Также Mail.ru Group имеет совместное предприятие со «Сбером», в рамках которого развивает O2O-платформу в сфере питания и транспорта.

В структуре доходов Mail.ru Group наибольшая доля приходится на выручку от интернет-рекламы и онлайн-игр.

Структура выручки Mail.ru Group в 2019 г., %



Рассмотрим основные направления бизнеса.

Почтовые сервисы

Данное направление объединяет Почту Mail.ru, Облако Mail.ru и поисковую систему.

Электронной почтой Mail.ru ежемесячно пользуются около 32,3 млн клиентов, что является наивысшим показателем в российском почтовом сегменте. Сервис позволяет иметь неограниченный объём почтового ящика и пересылать файлы размером до 20 Гб, а также имеет встроенную защиты от вирусов и спама. Mail.ru включает тематические проекты, такие как Новости, Авто, Спорт, Кино, Здоровье, Hi-Tech, Леди и прочие. Помимо этого, на портале работают популярные мессенджеры ICQ и Агент Mail.ru.

Поиск Mail.ru является одним из крупнейших по объёму трафика поисковых сервисов в России.

Сервис Облако Mail.ru позволяет пользователям хранить данные в облачном пространстве, синхронизировать со своими устройствами и управлять ими из любой точки мира, где есть доступ в интернет.

Социальные сети

Mail.ru Group принадлежат крупнейшие русскоязычные социальные сети с многомиллионной ежемесячной аудиторией: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир».

«ВКонтакте» — самая популярная в России и странах СНГ социальная сеть и мессенджер с ежемесячной аудиторией свыше 73 млн уникальных посетителей, по состоянию на 31 марта 2020 г., из них около 91% приходится на пользователей мобильных устройств. «ВКонтакте» является самой крупной интернет-площадкой для публикации контента, на которой размещены такие продуктовые сервисы, как VK Music, VK Pay, VK Live, VK Apps, VK Messenger VK Business и пр. Согласно данным исследовательской компании Mediascope, ежемесячный охват соцсети достигает 74% от всей аудитории Рунета.

«Одноклассники» — популярная российская соцсеть с общей аудиторией свыше 71 млн человек. «Одноклассники» являются крупнейшей соцсетью в России по количеству просмотров видеоконтента — свыше 870 млн просмотров в сутки. На базе игровой платформы соцсети ежемесячно играют в игры различных жанров более 17 млн человек. Сервис позволяет также совершать онлайн-покупки, оплачивать ЖКХ, осуществлять денежные переводы и прочее.

«Мой Мир» — ещё одна российская социальная сеть, принадлежащая Mail.ru Group. С 2014 по 2019 г. ежемесячная аудитория площадки снизилась в пять раз — с 25 до 5 млн пользователей. В рамках проекта разработан собственный удобный программный интерфейс, который позволяет независимым разработчикам создавать приложения для пользователей. Благодаря этому направлению площадка стала одним из лидеров по количеству выпущенных игр.

Игровое направление

MY.GAMES — игровое подразделение Mail.ru Group, которое объединяет студии по разработке браузерных многопользовательских игр для массового сегмента. С 2014 по 2020 г. было запущено свыше 150 игровых проектов. Количество пользователей, зарегистрированных в играх, составляет около 740 млн человек, из них примерно 25 млн являются активными пользователями.

Благодаря этому направлению Mail.ru Group входит в тройку лидеров по доходам от мобильных приложений в Европе. В 2020 г. большая часть выручки MY. GAMES приходится на зарубежные рынки — 76% по итогам III квартала.

Распределение игр MY. GAMES по платформам в 2019 г&, %



Игровой портфель подразделения включает такие популярные игры, как Warface, Revelation, ArcheAge, Perfect World и другие.

Электронная коммерция

Направление электронной коммерции объединяет следующие проекты: «Юла», Delivery Club и Pandao.

«Юла» — один из самых популярных в России сервисов бесплатных объявлений, который позволяет продавцу и покупателю находить друг друга благодаря учёту интересов и геолокации. Ежемесячная аудитория сервиса составляет около 27 млн человек.

Фудтех-проект Delivery Club — крупнейший в России сервис поиска и доставки готовой еды, который объединяет более 12 тысяч ресторанов по всей стране. Около 90% всех заказов делается через мобильное приложение.

Pandao — международная торговая площадка, которая специализируется на продаже недорогих китайских товаров.

Помимо этого, компания развивает направление цифровых решений для бизнеса: myTarget, myTracker, СУБД Tarantool и прочие; а также проекты в сфере онлайн-образования, облачных технологий, искусственного интеллекта и другие.

Структура акционерного капитала компании на 26.20.2020, %



27% акций Mail.ru Group принадлежит компании Prosus, которая входит в международный южноафриканский медиахолдинг Naspers, специализирующийся на интернет-технологиях и СМИ.

9% владеет китайская корпорация Alibaba, которая специализируется на интернет-коммерции и управляет крупнейшей в мире B2B торговой платформой.

7% принадлежит ещё одной компании родом из Китая — инвестиционному холдингу Tencent.

5% акций находится в распоряжении MFT, или АО «МФ-технологии», — это совместное предприятие «Сбера»«, «Ростеха», «Мегафона» и «USM Holdings».

Ещё 53% акций находятся в свободном обращении.

Mail.ru Group выпускает акции разного класса, которые дают неравномерное распределение прав на управление компаний. Если акции класса «А» дают 25 голосов при голосовании, то акции класса «B» — только один голос. Поэтому фактический конечный контроль над компанией имеет MFT.

Финансовые показатели (по МСФО)

Динамика активов



Активы имеют растущую динамику и на 30 сентября 2020 г. достигли рекордных 269,3 млрд руб. Поскольку компания относится к отрасли высоких технологий, то большая часть её активов относится к нематериальным ценностям.

Капитал и обязательства



Капитал по итогам III квартала 2020 г. достиг рекордных 189,7 млрд руб. благодаря эмиссионному доходу от выпуска новых глобальных депозитарных расписок. Обязательства также достигли рекордных 79,6 млрд руб. на фоне масштабной инвестиционной программы и вложений в перспективные совместные проекты.

Выручка, млн руб.



Выручка растёт и по итогам 2019 г. составила рекордные 96,2 млрд руб.

Чистая прибыль и операционная прибыль



Показатели прибыли не имеют устойчивой динамики. В 2018 г. компания получила чистый убыток по результатам своей деятельности.

Операционный денежный поток, млн руб.



Операционный денежный поток стагнирует.

История дивидендных выплат

Mail.ru Group не выплачивает дивиденды, а всю прибыль вкладывает в собственное развитие.
Основные риски для миноритарных акционеров

Высокая конкуренция в сфере интернет-технологий в России и наличие сильных участников на рынке онлайн-сервисов.

Ухудшение экономической ситуации и падение доходов населения.

Рыночная переоценка технологических компаний, которые традиционно торгуются с высокими мультипликаторами.

Ошибки топ-менеджмента и стратегические риски, связанные с неверной оценкой сроков и эффективности инвестиционной программы.

Нарастание внешнеполитического напряжения и санкции, которые могут затруднить работу компании на внешних рынках.

Ужесточение контроля за деятельностью компании со стороны государственных органов.

Сохранность данных пользователей и эффективность работы программного обеспечения.

Недружественные действия со стороны контролирующего акционера по отношению к миноритариям.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter