7 апреля 2021 Bloomberg
Чтобы понять, почему полупроводниковая промышленность с капитализацией $450 млрд погрузилась в кризис, следует начать с детали под названием драйвер дисплея, которая стоит всего один доллар
Мировая кремниевая промышленность включает сотни различных видов чипов, причем самые продвинутые от Qualcomm Inc. и Intel Corp. стоят от $100 до более $1000 за штуку. Они управляют мощными компьютерами или яркими смартфонами. Чип драйвера дисплея, напротив, совсем не приметен: его единственная цель — передать основные инструкции по освещению экрана телефона, монитора или навигационной системы.
Индустрия чипов — и все большее число компаний за пределами технологического сектора, таких как автопроизводители, — столкнулась с нехваткой драйверов дисплея. Фирмы, которые их производят, не поспевают за растущим спросом, поэтому цены повышаются. Это приводит к дефициту поставок и увеличению затрат на жидкокристаллические дисплеи — необходимые компоненты для производства телевизоров и ноутбуков, а также автомобилей, самолетов и современных холодильников.
«Это не значит, что можно просто обойтись без них. Если у вас есть все остальное, но нет драйвера дисплея, вы не сможете создать готовый продукт», — заявил Стейси Рэсгон, который занимается полупроводниковой промышленностью в Sanford C. Bernstein.
Теперь нехватка таких, казалось бы, незначительных деталей — например, микросхемы управления питанием также оказались в дефиците — по цепочке распространяется по мировой экономике. Такие автопроизводители, как Ford Motor Co., Nissan Motor Co. и Volkswagen AG, уже сократили производство, при этом, по оценкам, отрасль потеряет в этом году более $60 млрд прибыли.
Прежде чем начнется улучшение, ситуация, скорее всего, ухудшится. Аномальные холода в Техасе вывели из строя целые отрасли американского производства. Ведущий японский завод закроется на месяц из-за пожара. Samsung Electronics Co. предупредила о «серьезном дисбалансе» в отрасли, в то время как Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. заявила, что не поспевает за спросом, хотя заводы работают более чем на 100% мощности.
«Я никогда не видел ничего подобного за последние 20 лет с момента основания нашей компании, — отметил Джордан Ву, соучредитель и генеральный директор Himax Technologies Co., ведущего поставщика драйверов дисплея. — Везде не хватает чипов».
Неправильные расчеты
Дефицит чипов возник из-за вполне объяснимых ошибок в расчетах, возникших в прошлом году в начале пандемии. Когда Covid-19 начал распространяться из Китая в остальные страны, многие компании ожидали, что люди будут сокращать расходы по мере ухудшения экономической обстановки.
«Я резко понизил прогнозы. В качестве модели я использовал финансовый кризис, — заявил Рэсгон. — Но спрос оказался очень устойчивым».
Люди, вынужденные оставаться дома, начали покупать высокотехнологичные изделия, и впоследствии эта тенденция сохранилась. Они покупали лучшие компьютеры и большие дисплеи, чтобы работать удаленно. Они приобрели детям новые ноутбуки для дистанционного обучения. Они смели с полок телевизоры 4K, игровые приставки, капучинаторы, аэрогрили и погружные блендеры, чтобы сделать жизнь во время карантина более приятной. Пандемия превратилась в затянувшуюся Черную пятницу в Интернете.
Автопроизводители были потрясены. Они закрыли заводы во время изоляции, когда спрос упал, потому что никто не мог попасть в выставочные залы. Они попросили поставщиков прекратить поставки комплектующих, включая чипы, которые становятся все более важными деталями автомобилей.
Затем в конце прошлого года спрос начал расти. Люди захотели снова выходить из дома, но не хотели пользоваться общественным транспортом. Автопроизводители вновь открыли заводы и отправились на поклон к таким производителям чипов, как TSMC и Samsung. Что им ответили? Становитесь в конце очереди. Они не могли изготавливать чипы достаточно быстро даже для своих по-прежнему лояльных клиентов.
Мощности на пределе
Джордан Ву из Himax находится в эпицентре бури технологического сектора. В марте он согласился встретиться в своем офисе в Тайбэе, чтобы обсудить проблемы нехватки и почему их так трудно решить. В интервью также лично участвовали двое его сотрудников, и еще двое присоединились к разговору по телефону. На протяжении всего интервью он был в маске, говорил осторожно и четко.
Ву основал Himax в 2001 году вместе со своим братом Бин-cенгом, который занимает пост председателя правления компании. Они начали выпускать микросхемы драйверов для ноутбуков и мониторов. Затем вышли на открытый рынок в 2006 году и развивались вместе с компьютерной индустрией, переходя также на смартфоны, планшеты и сенсорные экраны. Теперь их чипы используются во множестве продуктов, от телефонов и телевизоров до автомобилей.
Ву объяснил, что он не может производить больше драйверов дисплея, заставляя сотрудников больше работать. Himax разрабатывает драйверы дисплеев, а затем производит их на фабриках по изготовлению микросхем, таких как TSMC или United Microelectronics Corp. Его чипы сделаны по так называемой технологии «зрелого узла», оборудование, которое минимум на пару поколений отстает от передовых процессов. Эти машины наносят линии на микросхему шириной 16 нанометров и более по сравнению с 5 нанометрами для высококачественных чипов.
Проблема в том то, что эти линии по производству чипов работают на пределе. По словам Ву, пандемия вызвала такой сильный спрос, что его партнеры не могут изготавливать достаточно драйверов дисплеев для всех панелей, которые входят в компьютеры, телевизоры и игровые консоли, а также для всех новых продуктов, в которые устанавливаются экраны, таких как холодильники, умные термометры и автомобильные аудиосистемы.
Дефицит микросхем драйверов для автомобильных систем возник из-за того, что они обычно изготавливаются на 8-дюймовых кремниевых пластинах, а не на более продвинутых пластинах в 12 дюймов. Sumco Corp., один из ведущих производителей пластин, сообщил, что объем выпуска 8-дюймовых пластин в 2020 году составлял около 5000 штук в месяц — меньше, чем в 2017 году.
Никто не строит более продвинутые производственные линии, поскольку это не имеет экономического смысла. Существующие линии полностью амортизированы и точно настроены для почти идеальной доходности, а это означает, что стандартные драйверы дисплея можно изготовить менее чем за доллар, а более современные версии — ненамного дороже. Покупка нового оборудования и запуск с более низкой доходностью означали бы гораздо более высокие расходы.
«Строительство новых мощностей обходится слишком дорого», — заявил Ву.
С подобными ограничениями сталкиваются и такие конкуренты, как Novatek Microelectronics Corp., также базирующаяся на Тайване.
Дефицит сохранится
Дефицит проявляется и в резком росте цен на ЖК-дисплеи. С января 2020 года по март этого года стоимость 50-дюймовой ЖК-панели для телевизоров подорожала в два раза. Мэтью Кантерман из Bloomberg Intelligence прогнозирует, что цены на ЖК-дисплеи продолжат расти по крайней мере до третьего квартала. По его словам, существует «острая нехватка» чипов для драйверов дисплея.
Усугубляет ситуацию отсутствие стекла. Крупные производители стекла сообщили об авариях на производственных объектах, включая отключение электричества на заводе Nippon Electric Glass Co. в декабре и взрыв на заводе AGC Fine Techno Korea в январе. Как заявил соучредитель аналитической компании DSCC Есио Тамура, производство, скорее всего, будет ограничено минимум до лета этого года.
1 апреля крупный японский производитель компьютерной периферии I-O Data Device Inc. поднял цену на ЖК мониторы в среднем на 5000 иен — это максимальный рост с тех пор, как они начали продавать мониторы двадцать лет назад. Пресс-секретарь компании заявила, что компания не может получить прибыль без повышения цен из-за роста затрат на комплектующие.
Все это стимулирует бизнес. Продажи Himax растут, а цена акций компании с ноября выросла втрое. Во вторник утром акции, торгующиеся в США, выросли на 1.6% на Нью-Йоркской бирже. Акции Novatek закрылись на Тайване на рекордном уровне, прибавив 5.6%: за год они выросли более чем на 60%.
Но Ву не видит повода для радости. Его бизнес построен так, чтобы давать клиентам то, что им нужно, поэтому неспособность удовлетворить их потребности в такой критический момент расстраивает его. Он считает, что дефицит, особенно автомобильных комплектующих, не закончится в ближайшее время.
«Мы пока не достигли места, откуда можно увидеть свет в конце туннеля», — добавил Ву.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу