ЦБ: «Мы будем стимулировать развитие пассивных стратегий для розничных инвесторов» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


ЦБ: «Мы будем стимулировать развитие пассивных стратегий для розничных инвесторов»

8 апреля 2021 Financial One
Как в условиях розничного бума помочь новичкам на рынке превратиться в разумных инвесторов? Этот и другие не менее актуальные на сегодняшний день вопросы обсудили участники панельной сессии XI Биржевого форума Московской биржи.

Больше года назад на мир обрушилась пандемия коронавируса, в связи с чем повседневная реальность каждого человека кардинально изменилась. По всей видимости, пик кризиса остался в прошлом, но его последствия останутся с нами на протяжении еще долгого времени.

Как ни удивительно, сфера инвестиций оказалась в числе главных бенефициаров пандемии. Международный кризис привел к масштабному увеличению числа розничных инвесторов не только в России, но и по всему миру. Конечно же, такая динамика благоприятно сказалась на развитии фондового рынка, но при этом резко возросли и риски.

Наиболее острый вопрос, который на данный момент стоит перед регулятором, заключается в решении проблемы недостаточности финансовой грамотности инвесторов. Судя по результатам проведенных исследований, не более 20% новичков на рынке имеют правильное представление о большинстве финансовых инструментов, сообщил Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

«Человек, который хочет быстро разбогатеть, будет вкладываться в инструменты с потенциально высокой доходностью, не понимая при этом, что высокая доходность всегда связана с высокими рисками», – отметил представитель ЦБ, подчеркнув тот факт, что многие инвесторы не связывают напрямую риск и доходность.

Также эксперт обратил внимание на структуру розничных инвестиций в России. Большинство участников рынка в Америке инвестируют через пассивные стратегии (фонды, индексы и доверительно управление), чего нельзя сказать о гражданах нашей страны. На данный момент более 90% всех розничных инвестиций – это активные счета. «Мы будем стимулировать развитие пассивных стратегий для розничных инвесторов», – отметил он.

С утверждением о том, что Банк России стремится чрезмерно опекать инвесторов, Мамута не согласен. По его мнению, более подходящим термином является слово «забота» – регулятор заботится об участниках рынка в попытке оградить их от разочарования итоговым результатом.

«Можно вывести неопытных инвесторов на середину озера и бросить их в воду – те, кто выплывут, научатся плавать и будут более-менее нормально ориентироваться в ситуации. Но я не уверен, что мы готовы к таким социальным экспериментам», – объясняет эксперт.

Сами инвесторы считают, что формирование правильных установок намного важнее процесса обучения – оно должно быть первичным, отметил Михаил Мамута. В топ-3 правильных установок входят следующие: не вкладывать все яйца в одну корзину, не путать сбережения с инвестициями и понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

С мнением о том, что неопытных инвесторов необходимо обучать, согласился Андрей Салащенко, заместитель генерального директора «Открытие брокер» по работе с общественными организациями и органами государственной власти. Он акцентировал внимание на следующем – брокерам выгодно, чтобы клиенты становились умнее.

«Возможно, вы удивитесь, но факт заключается в том, что срок жизни обученных клиентов увеличивается на 15-20%. Цель брокера заключается не в том, чтобы выкачать деньги из клиента, а чтобы сделать его долгосрочным», – прокомментировал ситуацию эксперт. По его словам, более образованные клиенты чаще торгуют и используют широкий спектр финансовых инструментов.

Такую позицию разделяет и генеральный директор «Фридом финанс» Тимур Турлов. Он отметил, что получение доверия клиента – очень непростая задача и одновременно главный актив любого брокера. «Нам выгодно формировать у клиентов правильные ожидания», – подчеркнул он.

При этом эксперт убежден в том, что большинство инвесторов отдает себе отчет по поводу рисков, которые несет в себе фондовый рынок. Данные показывают, что люди крайне редко сразу же пополняют свои счета на крупные суммы денег. Вместо этого они начинают работать с небольшими суммами и постепенно набираются опыта.

«Наши граждане не имеют розовых очков по поводу взаимодействия с финансовыми организациями. За доверие клиентов всегда приходится бороться», – объяснил Турлов.

http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter