«Ростелеком» представил новую стратегию до 2025 года: через пять лет выручка должна достичь ₽700 млрд, а чистая прибыль — увеличиться более чем в два раза. Суть стратегии РБК объяснил глава компании Михаил Осеевский.
«Ростелеком» представил стратегию на 2021–2025 годы. Согласно плану, выручка компании в 2025 году должна достичь ₽700 млрд (по итогам 2020-го — ₽546,9 млрд), маржа по OIBDA — вырасти на 5–7 процентных пунктов (по итогам 2020 года составляла 35,5%), а чистая прибыль — увеличиться более чем в два раза (была — ₽25,3 млрд).
Как пояснил в интервью РБК президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, предыдущая стратегия (компания приняла ее в 2018-м) реализуется c опережением: «По ряду операционных и финансовых показателей мы уже в 2020 году вышли на те цели, которые планировали достичь позднее, к 2022 году».
Новая стратегия включает несколько направлений:
Рост в традиционном телеком-бизнесе: «Мы планируем расти быстрее рынка, увеличивая нашу долю. При развитии широкополосного доступа в интернет важной задачей останется замена медной инфраструктуры, которая еще есть в ряде регионов, на оптическую. Движемся в сторону предоставления клиентам решений на более высоких скоростях: от гигабита в секунду — это то, что скоро станет обычным уровнем скорости, и мы развиваем под это инфраструктуру <...> Будем строить мобильные базовые станции в рамках расширения универсальных услуг связи. До 2030 года мобильная связь должна появиться в 24 тыс. малых населенных пунктах (от 100 до 500 человек)».
Усиление позиций «Ростелекома» в пяти цифровых сегментах, которые он активно развивает последние годы: центры обработки данных и облачные технологии, информационная безопасность, цифровые регионы и умные города, электронное правительство, цифровая медицина.
Основным источником инвестиций, по словам Осеевского, будет OIBDA компании. По итогам 2021 года, по его прогнозу, этот показатель может превысить ₽200 млрд. При этом капитальные затраты в процентном соотношении к выручке будут снижаться.
«Берем обязательство перед акционерами увеличивать дивидендные выплаты не менее чем на 5% год к году. Видим, что в мире сегодня такой подход начинает доминировать. При этом мы по-прежнему будем придерживаться консервативной долговой политики, считаем это чрезвычайно важным элементом для устойчивости компании».
Еще один важный элемент новой стратегии — постоянная трансформация компании, освоение новых бизнес-процессов, управленческих моделей.
Среди новых направлений, которые будут комплементарны бизнесу «Ростелекома», Осеевский назвал различные продукты, которые могут появиться вокруг портала госуслуг («Ростелеком» является техническим оператором портала) и государственных проектов в целом. Часть из них можно будет коммерциализировать, и компания «смотрит на это очень внимательно».
«Еще один важный критерий — мы хотим инвестировать в те рынки, в которых видим не только потенциал капитализации, но и возможность выхода на положительный денежный поток. Скептически отношусь к компаниям, которые долго не могут начать получать прибыль. У меня как бывшего банкира это вызывает большие вопросы».
Что еще Осеевский рассказал о планах компании:
«Т2 РТК Холдинг» (оказывает услуги под брендом Tele2) занимает четвертое место на рынке по числу абонентов, но в 2020 году размер его абонентской базы вплотную приблизился к ближайшему конкуренту — «ВымпелКому» (бренд «Билайн»). По словам Осеевского, в ближайший год, возможно, в 2022 году, компания выйдет на третье место по количеству абонентов «с потенциалом дальнейшего движения вперед». Но задача стать крупнейшим сотовым оператором в России перед менеджментом не ставится: «Нас в первую очередь интересуют не места в рейтингах, а финансовые показатели. Tele2 растет на 15% год к году, и мы считаем, что у них есть потенциал дальнейшего развития. Из дискаунтера, которым была компания когда-то, она превратилась в одного из лидеров по уровню маржинальности, потребления интернет-трафика в стране».
В рамках сделки по продаже ВТБ доли в «Ростелеком — Центры обработки данных» стороны объявили, что планируют провести IPO этой компании в течение трех лет: «Пока мы думаем о том, нужно ли выводить еще какие-то дочерние компании на биржу. Это имеет смысл для тех компаний, у которых потенциальная капитализация составляет несколько десятков миллиардов рублей. То есть еще надо поработать. Не исключаю, что следующей может стать наша компания в области информационной безопасности. Считаем, что эффект от вывода «дочек» на биржу будет позитивным. Такие компании могут торговаться с другими мультипликаторами, чем у «Ростелекома», гораздо более высокими. «Ростелеком» сейчас торгуется с мультипликатором 4,5 к OIBDA, «Ростелеком-ЦОД» пока оценивается на уровне 7,5–8, а у Amazon (среди активов — облачный провайдер. — РБК) это выше 20. Что будет на нашем рынке через несколько лет, посмотрим, но, думаю, что этот gap (расхождение. — РБК) между мультипликаторами традиционных компаний и подобных «Ростелеком-ЦОД» всегда будет».
В начале апреля «Ростелеком» и Сбербанк подписали меморандум о создании совместного предприятия «Центр технологий идентификации». Как пояснил глава «Ростелекома», смысл создания СП — в объединении усилий для ускорения внедрения биометрических технологий как в государственные сервисы, так и в целом на рынок. Он назвал объединение «органичным»: стороны сосредоточат в СП профильные экспертизы, ПО, инфраструктуру, наработки по информационной безопасности. Доли компаний в уставном капитале будут паритетными, также обсуждается возможность вхождения в него государства: «Я уверен, что в достаточно короткие сроки база ЕБС может выйти на уровень 30–40 млн слепков, что будет огромным шагом вперед — база увеличится на несколько порядков».
«Ростелеком» представил стратегию на 2021–2025 годы. Согласно плану, выручка компании в 2025 году должна достичь ₽700 млрд (по итогам 2020-го — ₽546,9 млрд), маржа по OIBDA — вырасти на 5–7 процентных пунктов (по итогам 2020 года составляла 35,5%), а чистая прибыль — увеличиться более чем в два раза (была — ₽25,3 млрд).
Как пояснил в интервью РБК президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, предыдущая стратегия (компания приняла ее в 2018-м) реализуется c опережением: «По ряду операционных и финансовых показателей мы уже в 2020 году вышли на те цели, которые планировали достичь позднее, к 2022 году».
Новая стратегия включает несколько направлений:
Рост в традиционном телеком-бизнесе: «Мы планируем расти быстрее рынка, увеличивая нашу долю. При развитии широкополосного доступа в интернет важной задачей останется замена медной инфраструктуры, которая еще есть в ряде регионов, на оптическую. Движемся в сторону предоставления клиентам решений на более высоких скоростях: от гигабита в секунду — это то, что скоро станет обычным уровнем скорости, и мы развиваем под это инфраструктуру <...> Будем строить мобильные базовые станции в рамках расширения универсальных услуг связи. До 2030 года мобильная связь должна появиться в 24 тыс. малых населенных пунктах (от 100 до 500 человек)».
Усиление позиций «Ростелекома» в пяти цифровых сегментах, которые он активно развивает последние годы: центры обработки данных и облачные технологии, информационная безопасность, цифровые регионы и умные города, электронное правительство, цифровая медицина.
Основным источником инвестиций, по словам Осеевского, будет OIBDA компании. По итогам 2021 года, по его прогнозу, этот показатель может превысить ₽200 млрд. При этом капитальные затраты в процентном соотношении к выручке будут снижаться.
«Берем обязательство перед акционерами увеличивать дивидендные выплаты не менее чем на 5% год к году. Видим, что в мире сегодня такой подход начинает доминировать. При этом мы по-прежнему будем придерживаться консервативной долговой политики, считаем это чрезвычайно важным элементом для устойчивости компании».
Еще один важный элемент новой стратегии — постоянная трансформация компании, освоение новых бизнес-процессов, управленческих моделей.
Среди новых направлений, которые будут комплементарны бизнесу «Ростелекома», Осеевский назвал различные продукты, которые могут появиться вокруг портала госуслуг («Ростелеком» является техническим оператором портала) и государственных проектов в целом. Часть из них можно будет коммерциализировать, и компания «смотрит на это очень внимательно».
«Еще один важный критерий — мы хотим инвестировать в те рынки, в которых видим не только потенциал капитализации, но и возможность выхода на положительный денежный поток. Скептически отношусь к компаниям, которые долго не могут начать получать прибыль. У меня как бывшего банкира это вызывает большие вопросы».
Что еще Осеевский рассказал о планах компании:
«Т2 РТК Холдинг» (оказывает услуги под брендом Tele2) занимает четвертое место на рынке по числу абонентов, но в 2020 году размер его абонентской базы вплотную приблизился к ближайшему конкуренту — «ВымпелКому» (бренд «Билайн»). По словам Осеевского, в ближайший год, возможно, в 2022 году, компания выйдет на третье место по количеству абонентов «с потенциалом дальнейшего движения вперед». Но задача стать крупнейшим сотовым оператором в России перед менеджментом не ставится: «Нас в первую очередь интересуют не места в рейтингах, а финансовые показатели. Tele2 растет на 15% год к году, и мы считаем, что у них есть потенциал дальнейшего развития. Из дискаунтера, которым была компания когда-то, она превратилась в одного из лидеров по уровню маржинальности, потребления интернет-трафика в стране».
В рамках сделки по продаже ВТБ доли в «Ростелеком — Центры обработки данных» стороны объявили, что планируют провести IPO этой компании в течение трех лет: «Пока мы думаем о том, нужно ли выводить еще какие-то дочерние компании на биржу. Это имеет смысл для тех компаний, у которых потенциальная капитализация составляет несколько десятков миллиардов рублей. То есть еще надо поработать. Не исключаю, что следующей может стать наша компания в области информационной безопасности. Считаем, что эффект от вывода «дочек» на биржу будет позитивным. Такие компании могут торговаться с другими мультипликаторами, чем у «Ростелекома», гораздо более высокими. «Ростелеком» сейчас торгуется с мультипликатором 4,5 к OIBDA, «Ростелеком-ЦОД» пока оценивается на уровне 7,5–8, а у Amazon (среди активов — облачный провайдер. — РБК) это выше 20. Что будет на нашем рынке через несколько лет, посмотрим, но, думаю, что этот gap (расхождение. — РБК) между мультипликаторами традиционных компаний и подобных «Ростелеком-ЦОД» всегда будет».
В начале апреля «Ростелеком» и Сбербанк подписали меморандум о создании совместного предприятия «Центр технологий идентификации». Как пояснил глава «Ростелекома», смысл создания СП — в объединении усилий для ускорения внедрения биометрических технологий как в государственные сервисы, так и в целом на рынок. Он назвал объединение «органичным»: стороны сосредоточат в СП профильные экспертизы, ПО, инфраструктуру, наработки по информационной безопасности. Доли компаний в уставном капитале будут паритетными, также обсуждается возможность вхождения в него государства: «Я уверен, что в достаточно короткие сроки база ЕБС может выйти на уровень 30–40 млн слепков, что будет огромным шагом вперед — база увеличится на несколько порядков».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба