Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мировая экономика оказалась во власти дефицитов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мировая экономика оказалась во власти дефицитов

20 мая 2021 Bloomberg
Год назад, когда пандемия потрясла экономику, разоряя одну страну за другой, потребители стали панически скупать товары. Теперь же, во время восстановления, активно накапливают запасы компании.

Производители матрасов, автомобилей и алюминиевой фольги покупают больше материала, чем нужно, чтобы справиться с головокружительной скоростью, с которой восстанавливается спрос на товары, и уменьшить первобытный страх перед истощением ресурсов. Ажиотаж может привести к прекращению поставок. Дефицит, проблемы при транспортировке и скачки цен приближаются к самым высоким уровням за последнее время, что вызывает опасения по поводу инфляции на фоне перегрузки в мировой экономике.

Медь, железная руда и сталь. Кукуруза, кофе, пшеница и соевые бобы. Пиломатериалы, полупроводники, пластик и картон для упаковки. Судя по всему, мир испытывает нехватку всех этих товаров.

«Какой бы товар вы ни назвали, у нас будет дефицит, — отметил Том Лайнбаргер, председатель и директор компании по производству двигателей и генераторов Cummins Inc. «Клиенты пытаются получить все, что могут, из-за высокого спроса, — заявила Дженнифер Рамси, президент компании Columbus, штат Индиана. — Они думают, что это продлится до следующего года».

Разница между кризисом 2021 года и прошлыми перебоями в поставках заключается в его масштабах и в том, что ему пока не видно конца. Уцелели лишь немногие предприятия. В крупнейшем в Европе парке грузовых автомобилей Girteka Logistics заявили, что приходится прикладывать все усилия, чтобы обеспечить достаточную производительность. Калифорнийская корпорация Monster Beverage Corp. столкнулась с дефицитом алюминиевых банок. Гонконгская компания MOMAX Technology Ltd. откладывает производство нового продукта из-за нехватки полупроводников.

Еще больше усугубляет ситуацию необычайно длинный и увеличивающийся список бедствий, которые потрясли рынки сырьевых товаров в последние месяцы. Нелепая авария в Суэцком канале привела к приостановке мирового судоходства в марте. Засуха нанесла ущерб сельскохозяйственным культурам. Сильные морозы и массовое отключение электроэнергии остановили энергетические и нефтехимические операции в центральной части США в феврале. Менее двух недель назад была совершена хакерская атака на крупнейший топливопровод в США, из-за чего цены на бензин поднялись выше $3 за галлон впервые с 2014 года. Теперь массовая вспышка Covid-19 в Индии угрожает крупнейшим портам страны.

Инфляция неизбежна
Тем, кто думает, что все это закончится через несколько месяцев, стоит взглянуть на американский экономический индикатор, известный как Индекс менеджеров по логистике. Этот показатель основан на ежемесячном опросе руководителей корпоративных служб снабжения, в ходе которого им предлагается ответить, какими они видят расходы на запасы, транспортировку и склады — три основных компонента управления цепочками поставок — в данный момент и через 12 месяцев. Текущий индекс находится на втором по величине рекордном уровне, достигнутом в 2016 году, а будущий показатель свидетельствует о небольшой передышке через год. В прошлом индекс оказался пугающе точным, соответствуя фактическим затратам примерно в 90% случаев.

Для Зака Роджерса, который помогает составлять индекс будучи доцентом в Колледже бизнеса при Университете штата Колорадо, это смена парадигмы. В прошлом эти три области оптимизировались для обеспечения низких затрат и надежности. Сегодня, когда спрос на электронную коммерцию стремительно растет, склады переместились с дешевых окраин городских районов в элитные крытые парковки в центре города или свободные помещения супермаркетов, откуда можно обеспечивать быстрые поставки, хотя это означает более дорогую недвижимость, рабочую силу и коммунальные услуги. Большие запасы, которые до пандемии считались пассивом, теперь вошли в моду. Транспортные расходы, более волатильные, чем два других компонента, не сократятся до тех пор, пока не упадет спрос.

«По сути, люди говорят нам, что будет трудно довести предложение до такого уровня, чтобы оно соответствовало спросу, — отметил Роджерс, — и из-за этого мы продолжим наблюдать некоторый рост цен в течение следующих 12 месяцев».

Более известные показатели уже говорят о росте расходов для домохозяйств и компаний. Индекс потребительских цен в США, который исключает продукты питания и топливо, подскочил в апреле по сравнению с предыдущим месяцем максимально с 1982 года. Отпускные цены, устанавливаемые американскими производителями, в два раза выше, чем ожидали экономисты. Если компании не переложат эти затраты на потребителей и не повысят производительность, это съест их прибыль.

Все больше экспертов предупреждают о неизбежном ускорении инфляции. Этой угрозы достаточно, чтобы потрясти мировые столицы, центральные банки, заводы и супермаркеты. ФРС США спрашивают, когда она повысит ставки, чтобы предотвратить инфляцию, а предполагаемый политический риск уже угрожает сорвать планы расходов президента Джо Байдена.

«Вы добавляете все эти факторы, и создается подходящая среда для высокой инфляции, при этом у денежно-кредитных органов остаются лишь ограниченные рычаги», — заявил Дэвид Ландау, директор отдела контроля производства BluJay Solutions, британского поставщика программного обеспечения и услуг в сфере логистики.

Цепочки поставок оказались под угрозой
Однако политики считают, что инфляционное давление не выйдет из-под контроля. Глава ФРС Лаэль Брейнард недавно заявила, что чиновники должны быть «терпеливыми в течение этого временного всплеска». В последнее время большие всплески отчасти объясняются искаженными сравнениями с резким падением год назад, и многие компании, которые в течение многих лет повышали цены, теперь занимают сдержанную позицию. Более того, розничные продажи в США остановились в апреле после резкого роста месяцем ранее, а цены на сырьевые товары недавно отступили от многолетних максимумов.

Под действие этой противоречивой тенденции попал Деннис Волкин, чья семья на протяжении трех поколений производит матрасы для кроваток. Экономический рост, как правило, способствует продажам детских кроватей. Но дополнительный спрос мало что значит без ключевого компонента: поролонового наполнителя. Возник дефицит поролона, который использует Волкин, — отчасти из-за сильных морозов на юге США в феврале, а также из-за того, что «компании заказывают слишком много и пытаются накопить все, что могут».

«Ситуация вышла из-под контроля, особенно в прошлом месяце, — заявил Волкин, вице-президент по операционной деятельности компании Colgate Mattress в Атланте, которая продает продукты в специализированных магазинах и независимых розничных точках. — Мы никогда не видели ничего подобного».

Хотя поролон на 50% дороже, чем до пандемии, Волкин купил бы вдвое больше материала, чем нужно, и искал бы складские помещения, а не отказывался от новых заказов.

«Каждая компания, наподобие нашей, собирается закупить материал в избытке», — добавил он.

Даже транснациональные компании с цифровыми системами управления поставками, за которыми следят целые группы людей, вынуждены искать выход из положения. Генеральный директор Whirlpool Corp. Марк Битцер рассказал Bloomberg Television, что цепочка поставок компании «в значительной степени нарушена», и производитель бытовой техники постепенно повышает цены. Обычно Whirlpool и другие крупные производители производят товары на основе входящих заказов и прогнозов по продажам. Теперь производство компании зависит от того, какие доступны детали.

«Это что угодно, но явно не что-то эффективное или нормальное, но именно так нужно управлять процессом прямо сейчас, — считает Битцер. — Я знаю, что некоторые говорят о временном всплеске, но мы видим, что рост сохраняется в течение длительного периода».

Давление усиливается по всем направлениям
Напряжение сказывается и на производстве сырья, поскольку способность производить больше дефицитных товаров — за счет увеличения капитала или рабочей силы — требует больших временных и финансовых ресурсов. Цены на пиломатериалы, медь, железную руду и сталь выросли в последние месяцы, так как поставки сокращаются в условиях более сильного спроса со стороны двух крупнейших мировых экономик— США и Китая.

Также растут цены на нефть и промышленные материалы — от пластмассы до резины и химических веществ. И этот рост уже переносится на полки магазинов. Производитель алюминиевой фольги и мешков для мусора Reynolds Consumer Products Inc. планирует еще один раунд повышения цен — третий только за 2021 год.

Расходы на питание тоже увеличиваются. Самое потребляемое в мире пищевое масло из плодов масличных пальм, подскочило в прошлом году более чем на 135% до рекордного уровня. Стоимость соевых бобов впервые с 2012 года превысила $16 за бушель. Фьючерсы на кукурузу достигли восьмилетнего максимума, тогда как фьючерсы на пшеницу выросли до самого высокого уровня с 2013 года.

Показатель мировых цен на продовольствие Организации Объединенных Наций вырос в апреле 11-й месяц подряд, достигнув максимальной отметки за последние семь лет. Цены переживают самый длительный период роста более чем за десять лет на фоне опасений по поводу погоды и массовой закупки сельхозкультур в Китае, который сокращает поставки, что может привести к более быстрому росту инфляции.

Ранее в этом месяце индекс Bloomberg Commodity Spot Index достиг самого высокого уровня с 2011 года.

Серьезная причина для ралли — более быстрое восстановление американской экономики по сравнению с большинством других стран. Доказательством тому служат десятки контейнеровозов у берегов Калифорнии, которые ждут разгрузки в портах от Окленда до Лос-Анджелеса. Большинство товаров поступает из Китая, где отпускные цены выросли больше всего с апреля 2017 года, а это говорит о том, что увеличение расходов на заводах страны представляет еще один риск в случае их переноса на розничных торговцев и других клиентов за рубежом.

С жесткой изоляцией столкнулся мировой производственный центр в Восточной Азии. Нехватка полупроводников уже распространилась из автомобильного сектора на сложные цепочки поставок смартфонов в Азии.

Джон Чэн руководит компанией по производству бытовой электроники от беспроводных магнитных зарядных устройств для смартфонов до умных домашних очистителей воздуха. По словам Чэна, генерального директора гонконгской компании MOMAX, чьи сотрудники в основном работают на заводе в Шэньчжэне, проблемы с поставками осложняют разработку новых продуктов и выход на новые рынки. Один из примеров: производство нового блока питания для продуктов Apple, таких как iPhone, Airpods, iPad и Apple watch, было отложено из-за нехватки чипов.

Как отметил Винсент Цуй из Gavekal Research, полупроводниковый кризис угрожает более широкому сектору электроники и может поставить высокопроизводительные экспортоориентированные экономики Азии в тяжелое положение.

«Это не просто результат нескольких временных сбоев, — написал Цуй в записке. — Они носят более структурный характер и затрагивают целый ряд отраслей, а не только производство автомобилей».

И в доказательство серьезности кризиса чипов Южная Корея планирует потратить примерно $450 млрд на создание крупнейшей в мире базы по производству чипов в течение следующего десятилетия.

Тарифы на перевозки бьют рекорды
При этом между заводами и потребителями полным ходом курсируют корабли, грузовики и поезда, которые перевозят детали для обеспечения глобального производственного процесса и доставляют готовую продукцию на рынок. Контейнеровозы загружены на полную мощность, ставки за перевозку морских грузов подскочили до рекордно высоких уровней, а порты оказались забиты. Настолько, что поставки товаров Columbia Sportswear Co. задержались на три недели, и ритейлер ожидает, что осенняя линейка продуктов также поступит с опозданием.

Руководители A. P. Moller-Maersk A/S, крупнейшего в мире контейнерного перевозчика, ожидают только постепенного снижения ставок морских перевозок в течение оставшейся части года. И даже тогда они не прогнозируют возвращения к сверхдешевым морским грузовым перевозкам последнего десятилетия. Для увеличения мощностей компании заказывают новые суда, но на их строительство уходит два-три года.

По оценкам специалиста по международной торговле HSBC Шанеллы Раджанаягам, резкий рост цен на контейнеры в прошлом году может привести к росту отпускных цен в еврозоне на 2%.

Тарифы на железнодорожные и грузовые перевозки также выросли. Показатель уровня расходов Cass Freight Index достиг рекордного уровня в апреле — в четвертый раз за пять месяцев. По словам Тодда Фаулера, аналитика KeyBanc Capital Markets, спотовые цены на услуги по погрузке грузовиков во втором квартале увеличатся на 70% по сравнению с предыдущим годом, и в этом году они вырастут примерно на 30% по сравнению с 2020 годом.

«Мы ожидаем, что цены останутся завышенными, учитывая недостаточные запасы, сезонный спрос и повышение экономической активности. Кроме того, сюда добавляется сокращение производственных мощностей из-за ограниченного производства грузовиков и проблем с наличием водителей», — добавил Фаулер.

Лондонская упаковочная компания DS Smith Plc столкнулась с различными проблемами. Во время пандемии клиенты стали совершать покупки в Интернете, из-за чего спрос на ее коробки ePack и другие материалы для доставки подскочил на 700%. Затем пришлось увеличить затраты на поставку до 200 евро ($243) за тонну переработанного волокна, которое она использует для производства своей продукции.

«Это значительная сумма» для компании, которая покупает от 4 до 5 млн тонн использованного волокна в год, — отметил Майлз Робертс, исполнительный директор группы DS Smith, который не считает покупки в Интернете, вызванные изоляцией, временной тенденцией.

По его словам, электронная коммерция, объемы которой резко возросли, станет нормой.

Раньше Деннис Волкин из Colgate Mattress заказывал поролон по понедельникам, а доставка осуществлялась по четвергам. Теперь его поставщики не могут ничего обещать. Ясно одно: он не может все время сохранять более высокие производственные затраты и при этом поддерживать качество.

«Это долгосрочная проблема, — заявил Волкин. — Инфляция приближается и в какой-то момент придется перекладывать эту стоимость».