Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Биткоин имеет много общего с миром искусства » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Биткоин имеет много общего с миром искусства

21 мая 2021 Bloomberg | Bitcoin

Многие знали, что этот момент приближается. В среду у криптовалют был один из худших дней за всю их короткую историю. Цена биткоина резко упала, обвалившись на 31%, а затем восстановилась, сократив потери до порядка 10%. Ethereum, Dogecoin и Binance Coin упали примерно на 20%. Каковы причины? Криптовалюта - относительно новый рынок, и у нас не так много данных, чтобы разобраться во всем этом. Но любопытные могут найти подсказки в другом уголке элитного инвестиционного мира: на рынке современного искусства.

Криптовалюты и современное искусство на самом деле очень похожие товары. Обвал рынка на этой неделе и последовавший за ним отскок не были чем-то удивительным для сомневающихся в криптовалюте . Его ценность никогда не имела для нас смысла. Золото, акции, облигации и доллар (который обеспечен товарами и услугами экономики США) имеют некоторую внутреннюю ценность. Они тоже подвержены колебаниям цен, но в конечном итоге их цена устанавливается вокруг чего-то, напоминающего стоимость компании или правительства, которые они представляют.

Поклонники криптовалюты утверждают, что ее ценность связана с ее дефицитом - монет ограниченное количество (хотя, возможно, и не так уж мало, поскольку создать новую цифровую монету относительно легко). Но любой актив, который не имеет внутренней стоимости, всегда может упасть в цене, дефицитен он или нет, и даже стать бесполезным - помните Beanie Babies? Это также объясняет динамику рынка современного искусства, где дефицит и ажиотаж играют аналогичную роль.

Рынок современного искусства - это область новых произведений искусства ныне живущих полу известных или известных художников. Большинство из них продается вне галерей. Торговцы в галереях очень стараются контролировать цены , держать их в секрете и даже манипулировать ими. Новое современное искусство почти никогда не будет продаваться на аукционах, потому что тогда цены будут известны и установлены на открытом рынке. Если работа все же попадает на аукцион (возможно, для перепродажи), то дилеры иногда участвуют в аукционе, чтобы повлиять на цену (и часто вносят в черный список коллекционера, который так публично продал произведение). Если вы спросите дилеров, почему они так поступают, они часто отвечают, что защищают художника. Они должны не допускать, чтобы рынок работ художника стал слишком горячим. Их цель - поддерживать рост стоимости, но стабильный, а это означает, что иногда дилеры вмешиваются, чтобы не допустить слишком быстрого роста цен.

Это в некотором смысле удивительно - в конце концов, дилеры зарабатывают больше денег, когда спрос на художника взлетает. Но, как и на рынке криптовалют, ценность современного искусства не основана на фундаментальных принципах (таких как прибыльность или капитал в акциях). Есть некоторые особенности, которые делают произведение искусства ценным, например размер или если оно имеет много красного цвета. Но в большинстве случаев, особенно с начинающими художниками, которые могут стать знаменитыми, искусство не имеет объективной внутренней ценности. Это означает, что его цены очень хрупкие. Если цены вырастут, а затем упадут, коллекционеры могут заподозрить, что художника переоценили. В этом случае рынок их работ может рухнуть, и художник никогда больше не сможет продавать свои работы. Достаточно лишь одного непостоянного коллекционера, чтобы сделать востребованным одного художника, а затем предать его забвению, чтобы разрушить карьеру.

Вся эта договоренность всегда казалась мне отвратительной. Дилеры манипулируют ценами на рынке, где у них есть финансовая заинтересованность, и, похоже, из этого не выйдет ничего хорошего. Но действительно ли проблема сводится к одному вопросу, на который нет ответа: действительно ли цены на искусство не имеют смысла, потому что ими манипулируют дилеры, или дилеры должны манипулировать ценами, потому что современное искусство не имеет внутренней ценности? Мало кто за пределами мира искусства заботится об ответе, потому что в мире есть более серьезные проблемы, чем богатые люди, которые слишком много платят за плохое искусство, продвигаемое теневым дилеров.

То, что происходит с криптовалютами, в некотором смысле оправдывает дилерскую систему. Как и искусство, криптовалюта - это спекулятивный предмет коллекционирования. Это никогда не будет жизнеспособной валютой за пределами криминального рынка, пока она настолько волатильна. Пока вы не конвертируете ее в доллары или евро, чтобы потратить, хранение криптовалюты подвергает вас большому риску. Желательность иметь криптовалюту в основном сводится к спекуляциям и азарту от сбора чего-то редкого. Она нестабильна и подвержена колебаниям даже от одного влиятельного, но непостоянного инвестора, как мы это видели, когда миллиардер Tesla Inc. Илон Маск в этом месяце иключил биткоин из способа оплаты ха электрокары из-за его воздействия на окружающую среду, что привело к резкому падению цен. Как и следовало ожидать, крупные инвесторы в биткоин говорили о его стоимости, когда он рухнул в среду, и помогли стимулировать отскок, а некоторые даже поспешили снова купить подешевевший токен.

Между искусством и рынком криптовалют так много общего, что кажется неизбежным, что они должны пересечься - это и произошло. Этой весной коллекционеры потратили многие миллионы долларов на не взаимозаменяемые токены (NFT), которые используют технологию блокчейн для продажи цифрового искусства.

Никто не знает, будет ли криптовалюта по-прежнему существовать через 10 лет; спекулянты могут устать от такого рискованного и трудно предсказуемого актива. Криптоинвесторы считают, что это уже зрелый класс активов, и текущие колебания - всего лишь всплеск. Но если мир искусства нам что-то говорит, то единственный способ стабилизации цен на криптовалюту (и отсутствие полного обвала) - это если биржи будут практиковать какие-то манипуляции, как это делают арт-дилеры.

Конечно, биржи столкнутся с регулирующими органами, если они попытаются это сделать. В отличие от редкого арт-рынка, есть мелкие инвесторы, вкладывающие деньги в криптовалюты. Регулирование криптовалюты все еще находится в зачаточном состоянии, но трудно себе представить, чтобы Комиссия по ценным бумагам и биржам мирилась с субъектами, имеющих финансовые выгоды, манипулирующих ценами публично торгуемых ценных активов. Так что высоки шансы, что криптовалюта всегда будет нестабильным классом активов.

Это означает, что инвесторы должны думать о своих крипто-активах так же, как коллекционеры думают о своих художественных приобретениях. Приятно владеть ими и говорить о них с другими энтузиастами, но вы никогда не узнаете, действительно ли они чего-то стоят.

Эллисон Шрагер - обозреватель Bloomberg Opinion. Она является старшим научным сотрудником Манхэттенского института и автором книги «Экономист входит в публичный дом: и другие неожиданные места для понимания риска».