В Лондоне подходит к концу London Platinum Week («Платиновая неделя») - съезд крупнейших производителей, потребителей, аналитических, консалтинговых и прочих компаний, связанных с рынком металлов платиновой группы (#PGMs). Как всегда, крупнейшие компании и институты, включая Johnson Matthey PLC, WPIC, Metals Focus, «Норильский никель» и прочие, представляют свои доклады о текущем состоянии рынка PGMs и прогнозы на будущее. Также на протяжении этой недели публикуется множество интервью с менеджерами крупных компаний и аналитиками рынка PGMs. Сегодня рассмотрим доклады WPIC совместно с Metals Focus, Johnson Matthey PLC и Heraeus Precious Metals совместно с SFA (Оксфорд). Но сначала обращу ваше внимание на несколько общих для рынка PGMs особенностей и тенденций, а также текущие новости.
Основную долю в спросе на все PGMs составляет промышленный спрос, а #платина, #палладий и #родий активно используются в автомобильной промышленности, где эти платиноиды работают в автомобильных каталитических конвертерах в качестве катализаторов при очистке выхлопных газов от вредных примесей. Для платины по результатам 2020 года доля спроса в автопроме составляла около 31%; остальной спрос приходился на ювелирную (24%) и другие отрасли промышленности (25%), и 20% составил инвестиционный спрос (данные Metals Focus).
Только платина из всех PGMs имеет столь значительную ювелирную составляющую. Однако следует отметить, что падение в 2020 году ювелирного спроса почти полностью компенсировалось ростом инвестиционного. Главная проблема платины возникла после «дизельгейта» - аферы концерна Volkswagen, которая была раскрыта в сентябре 2015 года, когда выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности, NOx (оксидов азота), выбрасываемых в воздух.
Именно с «дизельгейта» началось стремительное падение цены платины и спроса на неё в автопроме. Достаточно сказать, что в 2014 году спрос на металл в автопроме составил 3360 тыс. унций, а в 2019-м – 2870 тыс. унций (в 2020-м – 2300 тыс. унций, но это уже влияние пандемии. Данные Johnson Matthey). Понятно, что объёмы спроса на платину в значительной мере определяются автопромом и инвестиционным спросом. Для палладия спрос в автопроме составляет около 84%; в других отраслях промышленности - около 15% и 1% приходится на ювелирный и инвестиционный спрос.
Таким образом, цены на патину и палладий в средне- и долгосроке существенно будут зависеть от дальнейшего развития автопрома, ужесточения стандартов выбросов транспортных средств и внедрения «зелёных» технологий, в частности использования водородного топлива в том же автопроме и других отраслях промышленности. Многие автопроизводители извлекли уроки из «дизельгейта» и разработали более экологичные каталитические конвертеры для дизельных авто, но подпорченная репутация и переключение компаний на разработку гибридов (HEV), электрокаров (BEV) и авто на водородных топливных элементах (FCEV) препятствуют росту рынка дизельных автомобилей.
В то же время, пока не развернётся массовое производство тяжёлых грузовиков на электро- или водородной тяге, дизель в этом сегменте будет преобладать. В частности более жёсткие стандарты выбросов могут способствовать увеличению использования платины в Европе. Европейская комиссия изучает, каким должен быть следующий уровень стандартов выбросов (Евро VII) для автомобилей большой грузоподъёмности. Их предложение ожидается в ноябре 2021 года. Ожидаются более жёсткие пределы выбросов NOx и испытания в более широком диапазоне реальных условий. Для этого потребуется дополнительная последующая обработка выхлопа, что означает более высокую стоимость и, скорее всего, большие объёмы использования PGMs.
Международный совет по чистому транспорту подсчитал, что дополнительные затраты на систему Евро VII по сравнению с системой Евро VI в 2025 году могут составить от 2400 до 5800 евро на транспортное средство, в зависимости от того, какое из трёх возможных решений будет использовано. Необходимая дополнительная обработка выхлопа может включать второй катализатор окисления дизельного топлива или пассивный катализатор адсорбера NOx, тесно связанный с двигателем, для любого из которых потребуется дополнительная платина вместе с некоторым количеством палладия. Хотя это должно положительно сказаться на спросе на PGMs, более высокие затраты на дизельные автомобили упростят ценовую конкуренцию альтернативным силовым агрегатам.
Многие аналитики и инвесторы ожидают дальнейшего роста цен на платину в предстоящие годы, поскольку спрос, в том числе со стороны зарождающейся водородной промышленности и со стороны автопроизводителей, переходящих на платину с более дорогого палладия, будет превышать предложение. Аналитики Johnson Matthey считают, что платина может всё чаще использоваться вместо более дорогого палладия в бензиновых автомобилях.
Продажи автомобилей в Европе выше, чем в 2020 году, но всё ещё значительно ниже уровней 2019 года. В Великобритании продажи авто за первые четыре месяца года составили 567 тыс. единиц, что на 16% выше, чем в прошлом году, но на 34% ниже, чем в 2019 году. В Германии продажи 886 тыс. автомобилей по апрель на 8% выше, чем в прошлом году, но на 26%. ниже, чем в 2019 году. Прирост происходит в секторах гибридов и электромобилей за счёт сокращения продаж негибридных бензиновых и дизельных автомобилей.
Согласно прогнозам, в этом году общий объём продаж легковых автомобилей в Западной Европе превысит 15 млн единиц, что примерно на 14% ниже, чем в 2019 году. Продажи автомобилей в Китае выросли на 9% в апреле. В условиях возобновления экономики и роста количества вакцинаций можно ожидать, что продажи автомобилей вырастут во второй половине года. Однако, чтобы этого достичь, объёмы продаж должны вырасти сильнее, чем после прошлогодних ограничений. И здесь возникает серьёзная проблема - глобальная нехватка полупроводниковых чипов.
Производители автомобилей сокращают количество выпускаемых моделей, чтобы автомобили оставались в продаже. По оценкам, прекращение производства автомобилей в этом году из-за отсутствия чипов в первом полугодии составит 2,5 млн единиц (источник: Infineon). Однако пока не ясно, приведёт ли это к значительному снижению спроса на PGMs. Приоритет отдаётся наиболее продаваемым автомобилям, и некоторые производители прекращают производить несущественные модели, для которых отсутствуют чипы. Другие, такие как Ford и GM, собирают автомобили без недостающей системы и хранят их до тех пор, пока запчасти не станут доступными.
Растёт осознание того, что нехватка полупроводников в автомобилестроении - это проблема, которую нельзя быстро решить. Dell утверждает, что нехватка микросхем "сохранится в течение нескольких лет". Infineon говорит, что в этом году появится больше автомобильных чипов, но кризис поставок продлится до 2022 года. По словам консалтинговой фирмы AlixPartners, глобальная нехватка полупроводниковых чипов обойдется автопроизводителям упущенной в этом году выручке в $ 110 млрд по сравнению с предыдущей оценкой в $ 61 млрд, и этот кризис затронет производство 3,9 млн автомобилей.
Мировая нехватка чипов привела к тому, что стоимость бывших в употреблении автомобилей достигла рекордно высокого уровня. Бюро статистики труда США сообщило, что стоимость подержанных автомобилей выросла на 10% в апреле, что является самым быстрым ростом за всю историю, начиная с 1953 года. Это увеличение составило более трети от на 0,8% увеличения потребительского спроса на авто, а индекс цен в четыре раза превысил расчётный уровень экономистов. Manheim, крупнейший в США автомобильный аукционный дом, заявил, что оптовые цены на автомобили в апреле выросли на 54% по сравнению с годом ранее.
Доклады в рамках «London Platinum Week»
Доклады объёмные, поэтому я лишь вкратце затрону статистику за первый квартал 2021 года и предыдущие кварталы ради сравнения данных из различных источников и больше внимания уделю прогнозам. Всемирный совет по инвестициям в платину (WPIC) опубликовал доклад «WPIC PLATINUM QUARTERLY Q1 2021», в котором рассматриваются изменения спроса и предложения платины в первом квартале 2021 года и даётся обновленный прогноз на 2021 год. В нём также представлены мнения WPIC по вопросам и тенденциям, актуальным для инвесторов, рассматривающих возможность использования платины в качестве инвестиционного актива. Ежеквартальные данные и комментарии (начиная со стр. 7) подготовлены для WPIC компанией Metals Focus независимо.
Спрос на платину в первом квартале 2021 года продолжил очень позитивные тенденции роста предыдущих двух кварталов, поскольку глобальные программы вакцинации, а также меры государственного стимулирования поддерживали темпы экономического подъёма. Предложение также значительно восстановилось: шахты могут полностью работать в соответствии с протоколами COVID, в то время как конвертерный завод Anglo American Platinum ACP работал на полную мощность в течение всего квартала.
Тем не менее, интенсивное восстановление спроса во всех секторах конечного потребления, включая инвестиции, обеспечило четвёртый квартал подряд дефицит платины на рынке в первом квартале в -19 тыс. унций. Согласно прогнозам, общее предложение платины в 2021 году вырастет на 16% в годовом исчислении до 7883 тыс. унций. Тем не менее, оно останется ниже уровней до пандемии 2019 года, в то время как общий спрос на платину, как ожидается, вырастет на 5% в годовом исчислении до 8041 тыс. унций.
В результате, ожидается, что рынок платины останется дефицитным в 2021 году третий год подряд, при этом дефицит увеличится до -158 тыс. унций по сравнению с предыдущим прогнозом в -60 тыс. унций. Пересмотренный прогноз общего объёма предложения платины в 2021 году на 16% выше, чем в 2020 году, отражает ожидаемое 20% (+988 тыс. унций) восстановление производства аффинированной продукции, но лишь 3% (+64 тыс. унций) прирост предложения вторичной переработки.
Увеличение общего спроса на платину в 2021 году на 5% (+378 тыс. унций) по сравнению с уровнями 2020 года связано с более высоким спросом в автомобильном (+557 тыс. унций), ювелирном (+158 тыс. унций) и промышленном (+486 тыс. унций) сегментах. Ожидается снижение инвестиционного спроса (-823 тыс. унций). Несмотря на прогнозируемый общий инвестиционный спрос в 2021 году на 53% ниже рекордного уровня в 2020 году, ожидается, что спрос на слитки и монеты и спрос в #ETFs останется устойчивым на уровне 436 тыс. унций и 250 тыс. унций соответственно.
Энтузиазм по поводу фундаментальных показателей спроса на платину будет продолжать стимулировать приток новых инвестиций в ETFs до конца 2021 года. Поскольку в конце этого года ожидается улучшение настроений институциональных инвесторов по отношению к золоту, платина также может выиграть от этого. Ожидается, что ускоряющееся восстановление мировой экономики от негативных последствий пандемии COVID-19 в 2020 году в сочетании с убедительными перспективами спроса на платину послужит сильным стимулом для инвесторов к дальнейшему увеличению позиций в платине.
Ожидаемый в 2021 году дефицит на рынке в объёме -158 тыс. унций по сравнению с гораздо более значительным дефицитом прошлого года в -863 тыс. унций приведёт к сокращению запасов наземных ресурсов до 2526 тыс. унций. Общий объём этих запасов на конец 2021 года будет эквивалентен четырёхмесячному покрытию спроса по сравнению с почти пятимесячным покрытием в конце прошлого года. Определение WPIC надземных запасов - это оценка на конец года совокупных резервов платины, не связанных с торгуемыми на бирже фондами, металлом, находящимся на биржах, или рабочими запасами горнодобывающих компаний, переработчиков, производителей или конечных пользователей.
Рост производства платины в Южной Африке, шахты и аффинажные заводы которой возобновили полноценную работу после сбоев из-за пандемии, как ожидается, компенсирует рост спроса на платину в этом году и подтолкнёт рынок металла к профициту, показывают новые данные, опубликованные компанией Johnson Matthey (JM) в докладе «Pgm market report May 2021». Рост спроса в автопроме на 27%, согласно оценкам JM, недостаточен для того, чтобы сдержать влияние 40% -ного восстановления производства в ЮАР, поскольку сбои добычи в связи с пандемией уходят, конвертерный завод Anglo American Platinum ACP заработал на полную мощность, а запасы необработанного металла, накопленные во время простоев перерабатывающих предприятий в прошлом году, составляют около 1 миллиона унций PGMs.
Поставки вернутся к уровням 2019 года: добыча в Южной Африке будет увеличена за счет переработки избыточного незавершенного производства на Anglo American Platinum, что более чем компенсирует сокращение российских поставок из-за затопления двух рудников «Норильского никеля». Таким образом, JM, в отличие от WPIC, прогнозирует профицит предложения на рынке платины в этом году в объёме 615 тыс. унций по сравнению с дефицитом -669 тыс. унций в прошлом году и -365 тыс. унций в 2019 году. Цена на платину, похоже, стабилизировалась на уровне около $ 1200 за унцию после устойчивого роста в течение последних 12 месяцев с минимума марта 2020 года ниже $ 600 за унцию.
JM считает, что более высокий уровень цен отрицательно сказывается на инвестициях: покупки слитков платины в Японии – самом крупном покупателе слитков металла в рознице - стали отрицательными в начале 2021 года, а покупки платины в ETFs сокращаются. Также китайские ритейлеры накопили запасы платиновых ювелирных изделий во второй половине 2020 года, но восстановление китайского ювелирного рынка остановилось из-за сужения дисконта платины к золоту.
Тем не менее, в начале 2021 года были зафиксированы рекордно высокие цены на палладий - выше $ 3000 за унцию. В ответ автопроизводители ускорили программы экономии и замещения палладия платиной, стремясь сократить использование дорогого металла в автокатализаторах бензиновых авто. Растущая доля платины в автомобильных катализаторах окажет поддержку высоким уровням цен, и ожидается, что спрос на платину в автомобилях с бензиновым двигателем резко вырастет в 2021 году, хотя и с низкой базы.
Платина также получит выгоду от поэтапного введения законодательства Китая о стандартах выбросов China VI. «Общее содержание PGMs в каталитических системах всё ещё растёт в соответствии с ужесточением законодательства о выбросах во многих регионах», - говорит Рупен Райтхата, директор по исследованию рынка JM, в заявлении для СМИ. По словам Райтхаты, соответствие ограничениям China VI требует капитального ремонта мощных дизельных каталитических систем. Он ожидает, что в этом году загрузка платины в катализаторы китайских дизельных грузовиков увеличится более чем в три раза.
Высокие цены также будут стимулировать более активную вторичную переработку PGMs из списанных автомобилей, но извлечение платины будет сдерживаться техническими трудностями при переработке лома сажевых фильтров. Расширение мощностей в Китае снова поддержит промышленный спрос, при этом объём продаж стекольным предприятиям достигнет рекордного уровня. Производство ювелирных изделий вырастет незначительно, поскольку более высокие цены на платину препятствуют восстановлению китайского ювелирного рынка.
Если предположить, что рекордные уровни инвестиций последних двух лет не повторятся, рынок платины, по прогнозам, вернётся к профициту в 2021 году, даже если автомобильное и промышленное потребление восстановится до уровней, близких к уровням, существовавшим до COVID. По мнению JM, увеличение излишка платины на рынке и высокие цены приведут к падению покупок инвесторами металла с рекордных уровней, превышающих миллион унций в год в 2019 и 2020 годах, до 311 тыс. унций в этом году. Прогнозируется резкое сокращение инвестиционных закупок, и некоторые инвесторы воспользуются более высокими ценами для получения прибыли.
Китайский рынок будет ключевым драйвером спроса на топливные элементы, поскольку в сентябре 2020 года было объявлено о новой схеме государственных вознаграждений, специально предназначенной для создания отечественной автомобильной промышленности на топливных элементах. (Напротив, развитие автомобилей на топливных элементах на других рынках обусловлено более широкими целями по выбросам CO2 или требованиями к автомобилям с нулевым уровнем выбросов, что в первую очередь приносит пользу электромобилям с аккумуляторными батареями).
Эта программа продлится до 2025 года и предназначена для стимулирования местного производства компонентов топливных элементов, таких как электроды и батареи топливных элементов, с целью создания внутренней цепочки поставок. В докладе JM на стр. 32 представлена особая статья, посвященная будущему развитию рынка водорода и роли PGM-технологий.
Валовой спрос на палладий значительно восстановится в 2021 году, что будет отражать восстановление производства автомобилей после пандемии, увеличение загрузки металла в катализаторы бензиновых автомобилей в Китае, Европе и США и рекордное потребление в химическом секторе. Использование палладия в бензиновых катализаторах будет расти двузначными числами, поскольку объёмы выпуска автомобилей возрастут, и основные рынки ужесточат правила выбросов и более строгие процедуры испытаний, несмотря на некоторое замещение палладия платиной. Промышленный спрос вырастет на 8% благодаря исключительно сильным инвестициям китайских производителей перекиси водорода.
Комбинированные первичные и вторичные поставки также вырастут, но не достигнут уровней, отмечавшихся до пандемии, несмотря на рекордное извлечение палладия из автомобильного лома и резкий рост производства в Южной Африке. Сильный рост поставок из ЮАР будет частично компенсирован снижением добычи в России после затопления двух рудников «Норильского никеля». В целом спрос на палладий будет расти быстрее, чем предложение, и на рынке палладия, объём которого составляет примерно 10 млн унций в год, увеличится дефицит предложения металла до 829 тыс. унций в этом году.
Это будет десятый годовой дефицит подряд - после дефицита в 728 тыс. унций в 2020 году и 907 тыс. унций в 2019 году. В течение первого квартала 2021 года цены на палладий оставались близкими к рекордным уровням, и промышленные и автомобильные потребители в ответ активизировали свои усилия по бережливому использованию палладия. Несмотря на то, что за последний год доступность палладия улучшилась после серьёзного дефицита ликвидности в начале 2020 года, в результате которого ставки аренды превысили 25%, рыночные запасы продолжают сокращаться.
В течение первых четырёх месяцев 2021 года палладиевая губка снова стала дороже слитков, что свидетельствует о нехватке металла в той форме, которая обычно требуется западным промышленным и автомобильным потребителям. В ответ участники рынка превратили запасы слитков в губку, чтобы удовлетворить потребительский спрос. Отсюда и отток металла из ETFs. В период 2015–2020 гг. устойчивые продажи со стороны инвесторов привели к возврату на рынок более 2,5 млн унций палладия, что помогло сократить дефицит палладия в этот период.
К началу 2021 года в хранилищах ETFs оставалось чуть более полумиллиона унций палладия. Большинство оставшихся инвесторов «в деньгах», но на сегодняшний день предпочли не фиксировать прибыль ни во время скачка цен 2020 года, ни в последнее время по почти рекордным ценам в марте и апреле 2021 года. Тем не менее, сохраняющиеся высокие цены продолжают предоставлять инвесторам возможность выйти из своих активов с прибылью. JM допускает лишь умеренную ликвидацию, но даже если бы все оставшиеся доли в палладиевых ETFs были проданы в этом году, этого было бы недостаточно для покрытия прогнозируемого рыночного дефицита.
Heraeus Precious Metals в совместном докладе с SFA (Оксфорд), всемирно известной консалтинговой компании в области металлов платиновой группы, «The Platinum Standard 2021» также считает, что рынок платины ждёт ещё один год с профицитом более 1 млн унций (без учёта инвестиций). Ожидается, что спрос на ювелирные изделия и автомобили восстановится, но, хотя продажи автомобилей, по оценкам, превысят уровень 2019 года, потребности в ювелирных изделиях, по прогнозам, несколько снизятся. Ажиотаж вокруг водорода и более конкретные новости о замене палладия платиной в бензиновых автокатализаторах стимулировали инвестиции в прошлом году, подняв цены. Импульс привел к тому, что цена на платину достигла самого высокого уровня с 2014 года в начале этого года.
Более высокая цена, как правило, препятствует инвестированию в слитки в Японии, и активы в ETFs в этом году выросли всего на ~ 60 тыс. унций, в результате чего рынок ещё не поглотил значительную часть металла. Это делает ожидания роста цен на платину преувеличенными, поскольку мы вступаем в период более слабого сезонного спроса на платину, поэтому ожидается, что средняя цена металла составит в этом году $ 1175 за унцию.
Согласно прогнозам, в этом году автомобильный рынок восстановится, но теперь ему приходится бороться с нехваткой микросхем, сокращающей производство, и рисками, которые не успевают за восстановлением потребительского спроса. Автопроизводители находят способы справиться с этой проблемой, в том числе производят автомобили без компонентов, использующих чипы, и хранят их до тех пор, пока деталь не будет установлена. Таким образом, влияние на спрос на палладий выглядит скромным и, безусловно, меньшим, чем нарушение предложения в России, которое привело к заметному увеличению дефицита, ожидаемому в этом году, что позволило цене на палладий впервые достичь $ 3000 за унцию.
Цена металла резко выросла перед фактическим падением объёмов производства аффинированного палладия в России, пик которого, вероятно, произойдёт в третьем квартале из-за протяженности технологической линии, но ожидается, что средняя цена в этом году составит $ 2950 за унцию. Ценовые риски остаются повышательными, и в случае дальнейшего дефицита предложения металла цена может подняться ещё выше.
У доклада «The Platinum Standard 2021» есть подзаголовок «Setting the PGM agenda for the years ahead» (Определение повестки дня PGMs на годы вперёд). Действительно, доклад интересен разносторонними прогнозами будущих тенденций и радикальных изменений в индустрии PGMs на годы вперёд. Ниже даю предисловие и краткие анонсы статей в докладе.
Ещё пара прогнозов напоследок.
Metals Focus. В последнее время цена на палладий снизилась с $ 3000 за унцию, так и не пробив этот уровень, до $ 2700. Однако и здесь палладий перекуплен, поэтому в ближайшей перспективе цена может ещё снизиться, прежде чем снова попытается пробить $ 3000 за унцию. Рынок палладия объёмом около 10 млн унций в год будет недополучать около миллиона унций в 2021 году, а цена составит в среднем $ 3000 за унцию, что на 37% больше, чем в 2020 году, и является рекордным показателем. Рынок платины объёмом около 8 млн унций будет в дефиците на 68 тыс. унций, если будет учтён весь инвестиционный спрос. И цены в среднем составят $ 1200 за унцию, что на 36% больше, чем в 2020 году и является самым высоким показателем с 2014 года.
UBS. Палладий по-прежнему преуспевает, и его дефицит ожидается в объёме около 1 млн унций в год, что составляет 9,5% от спроса на 2021 год. В 2021 году предложение сократится на 545 тыс. унций из-за недавних сбоев на рудниках в России. Недавно палладий обновил исторический максимум в $ 3019 за унцию. UBS по-прежнему ожидает, что цена на металл в ближайшие несколько месяцев вырастет до $ 3100 за унцию. Кроме того, комментарии генерального директора Sibaneye Stillwater Нила Фронемана указывают на то, что горнодобывающие компании стали более сдержанными в отношении расходов на новые проекты по сравнению с тем, что было 10 лет назад, что может ограничить рынок предложения. В то же время банк ожидает снижения цен на палладий до $ 2000 за унцию в долгосрочной перспективе.
https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Основную долю в спросе на все PGMs составляет промышленный спрос, а #платина, #палладий и #родий активно используются в автомобильной промышленности, где эти платиноиды работают в автомобильных каталитических конвертерах в качестве катализаторов при очистке выхлопных газов от вредных примесей. Для платины по результатам 2020 года доля спроса в автопроме составляла около 31%; остальной спрос приходился на ювелирную (24%) и другие отрасли промышленности (25%), и 20% составил инвестиционный спрос (данные Metals Focus).
Только платина из всех PGMs имеет столь значительную ювелирную составляющую. Однако следует отметить, что падение в 2020 году ювелирного спроса почти полностью компенсировалось ростом инвестиционного. Главная проблема платины возникла после «дизельгейта» - аферы концерна Volkswagen, которая была раскрыта в сентябре 2015 года, когда выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности, NOx (оксидов азота), выбрасываемых в воздух.
Именно с «дизельгейта» началось стремительное падение цены платины и спроса на неё в автопроме. Достаточно сказать, что в 2014 году спрос на металл в автопроме составил 3360 тыс. унций, а в 2019-м – 2870 тыс. унций (в 2020-м – 2300 тыс. унций, но это уже влияние пандемии. Данные Johnson Matthey). Понятно, что объёмы спроса на платину в значительной мере определяются автопромом и инвестиционным спросом. Для палладия спрос в автопроме составляет около 84%; в других отраслях промышленности - около 15% и 1% приходится на ювелирный и инвестиционный спрос.
Таким образом, цены на патину и палладий в средне- и долгосроке существенно будут зависеть от дальнейшего развития автопрома, ужесточения стандартов выбросов транспортных средств и внедрения «зелёных» технологий, в частности использования водородного топлива в том же автопроме и других отраслях промышленности. Многие автопроизводители извлекли уроки из «дизельгейта» и разработали более экологичные каталитические конвертеры для дизельных авто, но подпорченная репутация и переключение компаний на разработку гибридов (HEV), электрокаров (BEV) и авто на водородных топливных элементах (FCEV) препятствуют росту рынка дизельных автомобилей.
В то же время, пока не развернётся массовое производство тяжёлых грузовиков на электро- или водородной тяге, дизель в этом сегменте будет преобладать. В частности более жёсткие стандарты выбросов могут способствовать увеличению использования платины в Европе. Европейская комиссия изучает, каким должен быть следующий уровень стандартов выбросов (Евро VII) для автомобилей большой грузоподъёмности. Их предложение ожидается в ноябре 2021 года. Ожидаются более жёсткие пределы выбросов NOx и испытания в более широком диапазоне реальных условий. Для этого потребуется дополнительная последующая обработка выхлопа, что означает более высокую стоимость и, скорее всего, большие объёмы использования PGMs.
Международный совет по чистому транспорту подсчитал, что дополнительные затраты на систему Евро VII по сравнению с системой Евро VI в 2025 году могут составить от 2400 до 5800 евро на транспортное средство, в зависимости от того, какое из трёх возможных решений будет использовано. Необходимая дополнительная обработка выхлопа может включать второй катализатор окисления дизельного топлива или пассивный катализатор адсорбера NOx, тесно связанный с двигателем, для любого из которых потребуется дополнительная платина вместе с некоторым количеством палладия. Хотя это должно положительно сказаться на спросе на PGMs, более высокие затраты на дизельные автомобили упростят ценовую конкуренцию альтернативным силовым агрегатам.
Многие аналитики и инвесторы ожидают дальнейшего роста цен на платину в предстоящие годы, поскольку спрос, в том числе со стороны зарождающейся водородной промышленности и со стороны автопроизводителей, переходящих на платину с более дорогого палладия, будет превышать предложение. Аналитики Johnson Matthey считают, что платина может всё чаще использоваться вместо более дорогого палладия в бензиновых автомобилях.
Продажи автомобилей в Европе выше, чем в 2020 году, но всё ещё значительно ниже уровней 2019 года. В Великобритании продажи авто за первые четыре месяца года составили 567 тыс. единиц, что на 16% выше, чем в прошлом году, но на 34% ниже, чем в 2019 году. В Германии продажи 886 тыс. автомобилей по апрель на 8% выше, чем в прошлом году, но на 26%. ниже, чем в 2019 году. Прирост происходит в секторах гибридов и электромобилей за счёт сокращения продаж негибридных бензиновых и дизельных автомобилей.
Согласно прогнозам, в этом году общий объём продаж легковых автомобилей в Западной Европе превысит 15 млн единиц, что примерно на 14% ниже, чем в 2019 году. Продажи автомобилей в Китае выросли на 9% в апреле. В условиях возобновления экономики и роста количества вакцинаций можно ожидать, что продажи автомобилей вырастут во второй половине года. Однако, чтобы этого достичь, объёмы продаж должны вырасти сильнее, чем после прошлогодних ограничений. И здесь возникает серьёзная проблема - глобальная нехватка полупроводниковых чипов.
Производители автомобилей сокращают количество выпускаемых моделей, чтобы автомобили оставались в продаже. По оценкам, прекращение производства автомобилей в этом году из-за отсутствия чипов в первом полугодии составит 2,5 млн единиц (источник: Infineon). Однако пока не ясно, приведёт ли это к значительному снижению спроса на PGMs. Приоритет отдаётся наиболее продаваемым автомобилям, и некоторые производители прекращают производить несущественные модели, для которых отсутствуют чипы. Другие, такие как Ford и GM, собирают автомобили без недостающей системы и хранят их до тех пор, пока запчасти не станут доступными.
Растёт осознание того, что нехватка полупроводников в автомобилестроении - это проблема, которую нельзя быстро решить. Dell утверждает, что нехватка микросхем "сохранится в течение нескольких лет". Infineon говорит, что в этом году появится больше автомобильных чипов, но кризис поставок продлится до 2022 года. По словам консалтинговой фирмы AlixPartners, глобальная нехватка полупроводниковых чипов обойдется автопроизводителям упущенной в этом году выручке в $ 110 млрд по сравнению с предыдущей оценкой в $ 61 млрд, и этот кризис затронет производство 3,9 млн автомобилей.
Мировая нехватка чипов привела к тому, что стоимость бывших в употреблении автомобилей достигла рекордно высокого уровня. Бюро статистики труда США сообщило, что стоимость подержанных автомобилей выросла на 10% в апреле, что является самым быстрым ростом за всю историю, начиная с 1953 года. Это увеличение составило более трети от на 0,8% увеличения потребительского спроса на авто, а индекс цен в четыре раза превысил расчётный уровень экономистов. Manheim, крупнейший в США автомобильный аукционный дом, заявил, что оптовые цены на автомобили в апреле выросли на 54% по сравнению с годом ранее.
Доклады в рамках «London Platinum Week»
Доклады объёмные, поэтому я лишь вкратце затрону статистику за первый квартал 2021 года и предыдущие кварталы ради сравнения данных из различных источников и больше внимания уделю прогнозам. Всемирный совет по инвестициям в платину (WPIC) опубликовал доклад «WPIC PLATINUM QUARTERLY Q1 2021», в котором рассматриваются изменения спроса и предложения платины в первом квартале 2021 года и даётся обновленный прогноз на 2021 год. В нём также представлены мнения WPIC по вопросам и тенденциям, актуальным для инвесторов, рассматривающих возможность использования платины в качестве инвестиционного актива. Ежеквартальные данные и комментарии (начиная со стр. 7) подготовлены для WPIC компанией Metals Focus независимо.
Спрос на платину в первом квартале 2021 года продолжил очень позитивные тенденции роста предыдущих двух кварталов, поскольку глобальные программы вакцинации, а также меры государственного стимулирования поддерживали темпы экономического подъёма. Предложение также значительно восстановилось: шахты могут полностью работать в соответствии с протоколами COVID, в то время как конвертерный завод Anglo American Platinum ACP работал на полную мощность в течение всего квартала.
Тем не менее, интенсивное восстановление спроса во всех секторах конечного потребления, включая инвестиции, обеспечило четвёртый квартал подряд дефицит платины на рынке в первом квартале в -19 тыс. унций. Согласно прогнозам, общее предложение платины в 2021 году вырастет на 16% в годовом исчислении до 7883 тыс. унций. Тем не менее, оно останется ниже уровней до пандемии 2019 года, в то время как общий спрос на платину, как ожидается, вырастет на 5% в годовом исчислении до 8041 тыс. унций.
В результате, ожидается, что рынок платины останется дефицитным в 2021 году третий год подряд, при этом дефицит увеличится до -158 тыс. унций по сравнению с предыдущим прогнозом в -60 тыс. унций. Пересмотренный прогноз общего объёма предложения платины в 2021 году на 16% выше, чем в 2020 году, отражает ожидаемое 20% (+988 тыс. унций) восстановление производства аффинированной продукции, но лишь 3% (+64 тыс. унций) прирост предложения вторичной переработки.
Увеличение общего спроса на платину в 2021 году на 5% (+378 тыс. унций) по сравнению с уровнями 2020 года связано с более высоким спросом в автомобильном (+557 тыс. унций), ювелирном (+158 тыс. унций) и промышленном (+486 тыс. унций) сегментах. Ожидается снижение инвестиционного спроса (-823 тыс. унций). Несмотря на прогнозируемый общий инвестиционный спрос в 2021 году на 53% ниже рекордного уровня в 2020 году, ожидается, что спрос на слитки и монеты и спрос в #ETFs останется устойчивым на уровне 436 тыс. унций и 250 тыс. унций соответственно.
Энтузиазм по поводу фундаментальных показателей спроса на платину будет продолжать стимулировать приток новых инвестиций в ETFs до конца 2021 года. Поскольку в конце этого года ожидается улучшение настроений институциональных инвесторов по отношению к золоту, платина также может выиграть от этого. Ожидается, что ускоряющееся восстановление мировой экономики от негативных последствий пандемии COVID-19 в 2020 году в сочетании с убедительными перспективами спроса на платину послужит сильным стимулом для инвесторов к дальнейшему увеличению позиций в платине.
Ожидаемый в 2021 году дефицит на рынке в объёме -158 тыс. унций по сравнению с гораздо более значительным дефицитом прошлого года в -863 тыс. унций приведёт к сокращению запасов наземных ресурсов до 2526 тыс. унций. Общий объём этих запасов на конец 2021 года будет эквивалентен четырёхмесячному покрытию спроса по сравнению с почти пятимесячным покрытием в конце прошлого года. Определение WPIC надземных запасов - это оценка на конец года совокупных резервов платины, не связанных с торгуемыми на бирже фондами, металлом, находящимся на биржах, или рабочими запасами горнодобывающих компаний, переработчиков, производителей или конечных пользователей.
Рост производства платины в Южной Африке, шахты и аффинажные заводы которой возобновили полноценную работу после сбоев из-за пандемии, как ожидается, компенсирует рост спроса на платину в этом году и подтолкнёт рынок металла к профициту, показывают новые данные, опубликованные компанией Johnson Matthey (JM) в докладе «Pgm market report May 2021». Рост спроса в автопроме на 27%, согласно оценкам JM, недостаточен для того, чтобы сдержать влияние 40% -ного восстановления производства в ЮАР, поскольку сбои добычи в связи с пандемией уходят, конвертерный завод Anglo American Platinum ACP заработал на полную мощность, а запасы необработанного металла, накопленные во время простоев перерабатывающих предприятий в прошлом году, составляют около 1 миллиона унций PGMs.
Поставки вернутся к уровням 2019 года: добыча в Южной Африке будет увеличена за счет переработки избыточного незавершенного производства на Anglo American Platinum, что более чем компенсирует сокращение российских поставок из-за затопления двух рудников «Норильского никеля». Таким образом, JM, в отличие от WPIC, прогнозирует профицит предложения на рынке платины в этом году в объёме 615 тыс. унций по сравнению с дефицитом -669 тыс. унций в прошлом году и -365 тыс. унций в 2019 году. Цена на платину, похоже, стабилизировалась на уровне около $ 1200 за унцию после устойчивого роста в течение последних 12 месяцев с минимума марта 2020 года ниже $ 600 за унцию.
JM считает, что более высокий уровень цен отрицательно сказывается на инвестициях: покупки слитков платины в Японии – самом крупном покупателе слитков металла в рознице - стали отрицательными в начале 2021 года, а покупки платины в ETFs сокращаются. Также китайские ритейлеры накопили запасы платиновых ювелирных изделий во второй половине 2020 года, но восстановление китайского ювелирного рынка остановилось из-за сужения дисконта платины к золоту.
Тем не менее, в начале 2021 года были зафиксированы рекордно высокие цены на палладий - выше $ 3000 за унцию. В ответ автопроизводители ускорили программы экономии и замещения палладия платиной, стремясь сократить использование дорогого металла в автокатализаторах бензиновых авто. Растущая доля платины в автомобильных катализаторах окажет поддержку высоким уровням цен, и ожидается, что спрос на платину в автомобилях с бензиновым двигателем резко вырастет в 2021 году, хотя и с низкой базы.
Платина также получит выгоду от поэтапного введения законодательства Китая о стандартах выбросов China VI. «Общее содержание PGMs в каталитических системах всё ещё растёт в соответствии с ужесточением законодательства о выбросах во многих регионах», - говорит Рупен Райтхата, директор по исследованию рынка JM, в заявлении для СМИ. По словам Райтхаты, соответствие ограничениям China VI требует капитального ремонта мощных дизельных каталитических систем. Он ожидает, что в этом году загрузка платины в катализаторы китайских дизельных грузовиков увеличится более чем в три раза.
Высокие цены также будут стимулировать более активную вторичную переработку PGMs из списанных автомобилей, но извлечение платины будет сдерживаться техническими трудностями при переработке лома сажевых фильтров. Расширение мощностей в Китае снова поддержит промышленный спрос, при этом объём продаж стекольным предприятиям достигнет рекордного уровня. Производство ювелирных изделий вырастет незначительно, поскольку более высокие цены на платину препятствуют восстановлению китайского ювелирного рынка.
Если предположить, что рекордные уровни инвестиций последних двух лет не повторятся, рынок платины, по прогнозам, вернётся к профициту в 2021 году, даже если автомобильное и промышленное потребление восстановится до уровней, близких к уровням, существовавшим до COVID. По мнению JM, увеличение излишка платины на рынке и высокие цены приведут к падению покупок инвесторами металла с рекордных уровней, превышающих миллион унций в год в 2019 и 2020 годах, до 311 тыс. унций в этом году. Прогнозируется резкое сокращение инвестиционных закупок, и некоторые инвесторы воспользуются более высокими ценами для получения прибыли.
Китайский рынок будет ключевым драйвером спроса на топливные элементы, поскольку в сентябре 2020 года было объявлено о новой схеме государственных вознаграждений, специально предназначенной для создания отечественной автомобильной промышленности на топливных элементах. (Напротив, развитие автомобилей на топливных элементах на других рынках обусловлено более широкими целями по выбросам CO2 или требованиями к автомобилям с нулевым уровнем выбросов, что в первую очередь приносит пользу электромобилям с аккумуляторными батареями).
Эта программа продлится до 2025 года и предназначена для стимулирования местного производства компонентов топливных элементов, таких как электроды и батареи топливных элементов, с целью создания внутренней цепочки поставок. В докладе JM на стр. 32 представлена особая статья, посвященная будущему развитию рынка водорода и роли PGM-технологий.
Валовой спрос на палладий значительно восстановится в 2021 году, что будет отражать восстановление производства автомобилей после пандемии, увеличение загрузки металла в катализаторы бензиновых автомобилей в Китае, Европе и США и рекордное потребление в химическом секторе. Использование палладия в бензиновых катализаторах будет расти двузначными числами, поскольку объёмы выпуска автомобилей возрастут, и основные рынки ужесточат правила выбросов и более строгие процедуры испытаний, несмотря на некоторое замещение палладия платиной. Промышленный спрос вырастет на 8% благодаря исключительно сильным инвестициям китайских производителей перекиси водорода.
Комбинированные первичные и вторичные поставки также вырастут, но не достигнут уровней, отмечавшихся до пандемии, несмотря на рекордное извлечение палладия из автомобильного лома и резкий рост производства в Южной Африке. Сильный рост поставок из ЮАР будет частично компенсирован снижением добычи в России после затопления двух рудников «Норильского никеля». В целом спрос на палладий будет расти быстрее, чем предложение, и на рынке палладия, объём которого составляет примерно 10 млн унций в год, увеличится дефицит предложения металла до 829 тыс. унций в этом году.
Это будет десятый годовой дефицит подряд - после дефицита в 728 тыс. унций в 2020 году и 907 тыс. унций в 2019 году. В течение первого квартала 2021 года цены на палладий оставались близкими к рекордным уровням, и промышленные и автомобильные потребители в ответ активизировали свои усилия по бережливому использованию палладия. Несмотря на то, что за последний год доступность палладия улучшилась после серьёзного дефицита ликвидности в начале 2020 года, в результате которого ставки аренды превысили 25%, рыночные запасы продолжают сокращаться.
В течение первых четырёх месяцев 2021 года палладиевая губка снова стала дороже слитков, что свидетельствует о нехватке металла в той форме, которая обычно требуется западным промышленным и автомобильным потребителям. В ответ участники рынка превратили запасы слитков в губку, чтобы удовлетворить потребительский спрос. Отсюда и отток металла из ETFs. В период 2015–2020 гг. устойчивые продажи со стороны инвесторов привели к возврату на рынок более 2,5 млн унций палладия, что помогло сократить дефицит палладия в этот период.
К началу 2021 года в хранилищах ETFs оставалось чуть более полумиллиона унций палладия. Большинство оставшихся инвесторов «в деньгах», но на сегодняшний день предпочли не фиксировать прибыль ни во время скачка цен 2020 года, ни в последнее время по почти рекордным ценам в марте и апреле 2021 года. Тем не менее, сохраняющиеся высокие цены продолжают предоставлять инвесторам возможность выйти из своих активов с прибылью. JM допускает лишь умеренную ликвидацию, но даже если бы все оставшиеся доли в палладиевых ETFs были проданы в этом году, этого было бы недостаточно для покрытия прогнозируемого рыночного дефицита.
Heraeus Precious Metals в совместном докладе с SFA (Оксфорд), всемирно известной консалтинговой компании в области металлов платиновой группы, «The Platinum Standard 2021» также считает, что рынок платины ждёт ещё один год с профицитом более 1 млн унций (без учёта инвестиций). Ожидается, что спрос на ювелирные изделия и автомобили восстановится, но, хотя продажи автомобилей, по оценкам, превысят уровень 2019 года, потребности в ювелирных изделиях, по прогнозам, несколько снизятся. Ажиотаж вокруг водорода и более конкретные новости о замене палладия платиной в бензиновых автокатализаторах стимулировали инвестиции в прошлом году, подняв цены. Импульс привел к тому, что цена на платину достигла самого высокого уровня с 2014 года в начале этого года.
Более высокая цена, как правило, препятствует инвестированию в слитки в Японии, и активы в ETFs в этом году выросли всего на ~ 60 тыс. унций, в результате чего рынок ещё не поглотил значительную часть металла. Это делает ожидания роста цен на платину преувеличенными, поскольку мы вступаем в период более слабого сезонного спроса на платину, поэтому ожидается, что средняя цена металла составит в этом году $ 1175 за унцию.
Согласно прогнозам, в этом году автомобильный рынок восстановится, но теперь ему приходится бороться с нехваткой микросхем, сокращающей производство, и рисками, которые не успевают за восстановлением потребительского спроса. Автопроизводители находят способы справиться с этой проблемой, в том числе производят автомобили без компонентов, использующих чипы, и хранят их до тех пор, пока деталь не будет установлена. Таким образом, влияние на спрос на палладий выглядит скромным и, безусловно, меньшим, чем нарушение предложения в России, которое привело к заметному увеличению дефицита, ожидаемому в этом году, что позволило цене на палладий впервые достичь $ 3000 за унцию.
Цена металла резко выросла перед фактическим падением объёмов производства аффинированного палладия в России, пик которого, вероятно, произойдёт в третьем квартале из-за протяженности технологической линии, но ожидается, что средняя цена в этом году составит $ 2950 за унцию. Ценовые риски остаются повышательными, и в случае дальнейшего дефицита предложения металла цена может подняться ещё выше.
У доклада «The Platinum Standard 2021» есть подзаголовок «Setting the PGM agenda for the years ahead» (Определение повестки дня PGMs на годы вперёд). Действительно, доклад интересен разносторонними прогнозами будущих тенденций и радикальных изменений в индустрии PGMs на годы вперёд. Ниже даю предисловие и краткие анонсы статей в докладе.
Несмотря на все перебои в спросе и предложении PGMs, вызванные Covid-19 за последние двенадцать месяцев, в мире после пандемии - как бы далеко это ни казалось - остаются возможности для перезагрузки, которая может принести пользу PGMs. Кажется всё более вероятным, что после пандемии мы окажемся в другом месте, в котором появятся новые приоритеты для окружающей среды и личной жизни.
Кажется, что за последние двенадцать месяцев наступил переломный момент в направлении электрификации транспорта. Всё большее число OEM-производителей заявляют о своей приверженности переходу всего ряда моделей своих автомобилей на питание от батарей и прекращению дальнейшей разработки авто на двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Это ответ на принимаемые законы, запрещающие продажу новых авто на ДВС где-нибудь в следующем десятилетии, общественное давление в пользу более чистого воздуха в наших загрязненных городах, где проживает большинство избирателей, и начало гонки за то, чтобы не отставать от новых технологических тенденций.
Но это также отражает изменение духа времени (и мы не можем не думать о том, что рекордные цены на палладий и родий только укрепили готовность OEM-производителей отказаться от ДВС как основного средства передвижения). Чем более необходим - или обязателен - этот переход, тем более изобретательными станут автомобильные компании и их поставщики в поисках решений, способствующих электрификации. Тем не менее, существует множество серьёзных препятствий, которые предполагают, что отказ от ICE может быть не таким быстрым, как того требуют правила.
Давайте посмотрим: инфраструктура зарядки, безопасность аккумуляторов, стоимость транспортных средств, адекватное снабжение шахт и ответственный поиск металлов для аккумуляторов, беспокойство по поводу дальности поездок, время зарядки - список можно продолжить. Это немалые проблемы, так что с каталитическими нейтрализаторами ещё не всё закончено. В конце концов, однако, это произойдёт, и для этого потребуется активизация усилий по развитию рынка со стороны индустрии PGMs для поддержания спроса на свою продукцию.
Возможности для PGMs в новой парадигме
Как объясняет Марк Фрид в своей статье «Anglo American: Shaping the future of PGMs – hydrogen and beyond...» («Anglo American: формирование будущего PGMs - водород и не только ...»), отрасли PGMs необходимо инвестировать в рациональное и эффективное развитие рынка, чтобы PGMs оставались частью будущего экологически чистых и низкоуглеродных/безуглеродных транспортных средств. Водородная экономика предлагает наиболее очевидные возможности с помощью топливных элементов и водородных электролизёров существенно повысить спрос на PGMs; но Марк продолжает определять другие, возможно, неожиданные, потенциальные возможности спроса на PGMs, которые могут удовлетворить потребности новой парадигмы. В статью включен подробный шаблон роста инжинирингового рынка, описывающий глобальный подход Anglo к совместной разработке и формированию условий, в которых могут процветать новые технологии.
Как будут жить другие сегодняшние приложения для PGMs в мире после коронавируса? Для платины ювелирные изделия являются важным компонентом спроса, который в последние годы стагнирует. В статье «Covid, the trend catalyst» («Ковид, катализатор тенденции») Тим Шлик из Platinum Guild International (PGI) пытается заглянуть за горизонт, проанализировав, как пандемия повлияла на отношение потребителей и что это означает для продвижения на рынке в будущем. PGI описывает, как ранее существовавшие тенденции в торговле ювелирными изделиями, такие как консолидация отрасли, растущее внимание потребителей к устойчивости и значению продуктов, которые они покупают, а также рост цифровой экономики были ускорены или изменены пандемией - и какие из этих изменений могут быть положительными для спроса на платиновые ювелирные изделия.
Сдвиг в схеме добычи PGMs
Это дурной ветер, который никому не приносит пользы: несмотря на пандемию, производители PGMs заготавливают металлы впрок, в основном из-за рекордных цен на палладий и родий. В статье «Transformation of the PGM revenue basket» («Трансформация корзины доходов PGMs») Франческа Прайс и Алекс Биддл из SFA (Оксфорд) исследуют, как текущая высокая цена корзины PGMs регулирует производство PGMs в Южной Африке. В связи с тем, что выручка теперь искажена по сравнению с физическим соотношением металлов в корзине - из-за завышенной цены на родий - рудное тело UG2 обеспечивает более сбалансированный доход по сравнению с рудными телами Merensky и Platreef, что способствует продлению срока службы рудников в стволах с высокой себестоимостью и перезапуск закрытых шахт UG2.
К счастью, прибыль от добычи UG2 увеличивается за счёт более высокого содержания в нём иридия и рутения; увеличение производства из UG2 поможет обеспечить будущие поставки этих двух металлов, которые имеют жизненно важное значение для водородной экономики, благодаря их совместному использованию с платиной в электролизёрах и топливных элементах.
Кажется, что за последние двенадцать месяцев наступил переломный момент в направлении электрификации транспорта. Всё большее число OEM-производителей заявляют о своей приверженности переходу всего ряда моделей своих автомобилей на питание от батарей и прекращению дальнейшей разработки авто на двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Это ответ на принимаемые законы, запрещающие продажу новых авто на ДВС где-нибудь в следующем десятилетии, общественное давление в пользу более чистого воздуха в наших загрязненных городах, где проживает большинство избирателей, и начало гонки за то, чтобы не отставать от новых технологических тенденций.
Но это также отражает изменение духа времени (и мы не можем не думать о том, что рекордные цены на палладий и родий только укрепили готовность OEM-производителей отказаться от ДВС как основного средства передвижения). Чем более необходим - или обязателен - этот переход, тем более изобретательными станут автомобильные компании и их поставщики в поисках решений, способствующих электрификации. Тем не менее, существует множество серьёзных препятствий, которые предполагают, что отказ от ICE может быть не таким быстрым, как того требуют правила.
Давайте посмотрим: инфраструктура зарядки, безопасность аккумуляторов, стоимость транспортных средств, адекватное снабжение шахт и ответственный поиск металлов для аккумуляторов, беспокойство по поводу дальности поездок, время зарядки - список можно продолжить. Это немалые проблемы, так что с каталитическими нейтрализаторами ещё не всё закончено. В конце концов, однако, это произойдёт, и для этого потребуется активизация усилий по развитию рынка со стороны индустрии PGMs для поддержания спроса на свою продукцию.
Возможности для PGMs в новой парадигме
Как объясняет Марк Фрид в своей статье «Anglo American: Shaping the future of PGMs – hydrogen and beyond...» («Anglo American: формирование будущего PGMs - водород и не только ...»), отрасли PGMs необходимо инвестировать в рациональное и эффективное развитие рынка, чтобы PGMs оставались частью будущего экологически чистых и низкоуглеродных/безуглеродных транспортных средств. Водородная экономика предлагает наиболее очевидные возможности с помощью топливных элементов и водородных электролизёров существенно повысить спрос на PGMs; но Марк продолжает определять другие, возможно, неожиданные, потенциальные возможности спроса на PGMs, которые могут удовлетворить потребности новой парадигмы. В статью включен подробный шаблон роста инжинирингового рынка, описывающий глобальный подход Anglo к совместной разработке и формированию условий, в которых могут процветать новые технологии.
Как будут жить другие сегодняшние приложения для PGMs в мире после коронавируса? Для платины ювелирные изделия являются важным компонентом спроса, который в последние годы стагнирует. В статье «Covid, the trend catalyst» («Ковид, катализатор тенденции») Тим Шлик из Platinum Guild International (PGI) пытается заглянуть за горизонт, проанализировав, как пандемия повлияла на отношение потребителей и что это означает для продвижения на рынке в будущем. PGI описывает, как ранее существовавшие тенденции в торговле ювелирными изделиями, такие как консолидация отрасли, растущее внимание потребителей к устойчивости и значению продуктов, которые они покупают, а также рост цифровой экономики были ускорены или изменены пандемией - и какие из этих изменений могут быть положительными для спроса на платиновые ювелирные изделия.
Сдвиг в схеме добычи PGMs
Это дурной ветер, который никому не приносит пользы: несмотря на пандемию, производители PGMs заготавливают металлы впрок, в основном из-за рекордных цен на палладий и родий. В статье «Transformation of the PGM revenue basket» («Трансформация корзины доходов PGMs») Франческа Прайс и Алекс Биддл из SFA (Оксфорд) исследуют, как текущая высокая цена корзины PGMs регулирует производство PGMs в Южной Африке. В связи с тем, что выручка теперь искажена по сравнению с физическим соотношением металлов в корзине - из-за завышенной цены на родий - рудное тело UG2 обеспечивает более сбалансированный доход по сравнению с рудными телами Merensky и Platreef, что способствует продлению срока службы рудников в стволах с высокой себестоимостью и перезапуск закрытых шахт UG2.
К счастью, прибыль от добычи UG2 увеличивается за счёт более высокого содержания в нём иридия и рутения; увеличение производства из UG2 поможет обеспечить будущие поставки этих двух металлов, которые имеют жизненно важное значение для водородной экономики, благодаря их совместному использованию с платиной в электролизёрах и топливных элементах.
Ещё пара прогнозов напоследок.
Metals Focus. В последнее время цена на палладий снизилась с $ 3000 за унцию, так и не пробив этот уровень, до $ 2700. Однако и здесь палладий перекуплен, поэтому в ближайшей перспективе цена может ещё снизиться, прежде чем снова попытается пробить $ 3000 за унцию. Рынок палладия объёмом около 10 млн унций в год будет недополучать около миллиона унций в 2021 году, а цена составит в среднем $ 3000 за унцию, что на 37% больше, чем в 2020 году, и является рекордным показателем. Рынок платины объёмом около 8 млн унций будет в дефиците на 68 тыс. унций, если будет учтён весь инвестиционный спрос. И цены в среднем составят $ 1200 за унцию, что на 36% больше, чем в 2020 году и является самым высоким показателем с 2014 года.
UBS. Палладий по-прежнему преуспевает, и его дефицит ожидается в объёме около 1 млн унций в год, что составляет 9,5% от спроса на 2021 год. В 2021 году предложение сократится на 545 тыс. унций из-за недавних сбоев на рудниках в России. Недавно палладий обновил исторический максимум в $ 3019 за унцию. UBS по-прежнему ожидает, что цена на металл в ближайшие несколько месяцев вырастет до $ 3100 за унцию. Кроме того, комментарии генерального директора Sibaneye Stillwater Нила Фронемана указывают на то, что горнодобывающие компании стали более сдержанными в отношении расходов на новые проекты по сравнению с тем, что было 10 лет назад, что может ограничить рынок предложения. В то же время банк ожидает снижения цен на палладий до $ 2000 за унцию в долгосрочной перспективе.
https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу