27 мая 2021 Thomson Reuters
Массовый выход населения России на фондовый рынок заставил Центробанк учить брокеров выявлять подозрительные клиентские сделки самостоятельно, предупреждать нарушения и ограничивать операции клиентов при необходимости, в то время как задача регулятора - заниматься чисткой финансового рынка на системном уровне, сказал в интервью Рейтер директор департамента Банка России по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях.
За время пандемии коронавируса и низких ставок по депозитам приток розничных инвесторов на биржи удвоился - уже более 11 миллионов российских граждан имеют брокерские счета.
"За последние четыре года количество клиентов на Московской бирже ежегодно удваивается. Естественно, кто-то идет туда не только для того, чтобы заработать, но еще и поиграть, получить адреналин. Наша задача - не допустить, чтобы эти игроки влияли на рынок, дестабилизировали его и разрушали", - сказал Лях.
ЦБР совместно с участниками рынка прорабатывает вопросы предупреждения недобросовестных действий на рынке, список которых будет расширяться.
"Чтобы нам потом не приходилось бегать за каждым таким "доморощенным" манипулятором с дубиной и его нейтрализовывать. Объективно говоря, это не задача Банка России как регулятора выявлять нарушающих правила недостаточно грамотных в финансовой сфере людей и за это их наказывать. Наша задача - заниматься чисткой финансового рынка на системном уровне, а не следить за сотнями тысяч счетов физических лиц, которые совершают операции на 5.000-10.000 рублей", - сказал Лях.
По замыслу ЦБР, недобросовестное поведение можно предупредить на уровне брокера при открытии счета клиенту.
"Есть начинающие инвесторы, которые не понимают, какими источниками информации пользоваться, идут в анонимные Telegram-каналы, в какие-то сообщества, объединяются в группы, созданные для разгона котировок. Как правило, брокеры могут это отследить по открытым источникам и предупредить правонарушение", - сказал Лях.
С февраля 2021 года ЦБР уже выявил 4 случая искусственного разгона котировок акций с помощью соцсетей.
Первым был случай с группой из более чем 60 инвесторов, которые координировали свои действия в Telegram-канале и играли на повышение котировок акций МРСК Юга, входящей в Россети.
"Если ты читаешь Telegram-каналы, а там неизвестно кто пишет, что давайте, ребята, вместе купим третий эшелон, и ты ведешься на такой призыв - это твой риск и твоя ответственность. В некоторых случаях эти действия могут повлечь за собой блокировку счета, штраф и так далее", - сказал Лях.
По его словам, существуют настройки программных продуктов, чтобы заставить клиента ознакомиться с необходимой информацией перед загрузкой торгового счета.
"У человека должно быть понимание, чего делать точно нельзя. Когда вы получаете водительские права, вам говорят - нельзя выезжать на встречку, пересекать двойную сплошную. Здесь то же самое: клиент не должен выезжать на встречку. Ты думаешь, там никого нет, проскочу, а на самом деле можешь встретить автобус и случится непоправимое", - сказал он.
Новые расходы для брокеров. ЦБР сказал игрокам, что они сами должны научиться на ранней стадии выявлять подозрительные операции и необычную активность своих клиентов через внутренний мониторинг, и регулятор готов поделиться критериями.
"Допустим, клиент пришел на рынок, а потом привел своих родственников и знакомых. Чтобы понять, не вступил ли он в сговор с этими лицами для манипулирования, нужно отследить ряд критериев. Это могут быть общие контактные данные, телефоны, адреса электронной почты, они могут выходить на связь примерно в одно и то же время, с одного компьютера", - сказал Лях.
"Подозрительная активность может говорить о повышенном риске для брокера от действий таких клиентов".
ЦБР не выпускал конкретные рекомендации для брокеров о построении системы мониторинга подозрительных сделок, поскольку пока идет диалог.
"Мы всех собрали и рассказали, чего хотим добиться и каких действий ждем от участников рынка. ...Мы подчеркнули готовность обсуждать все открыто, сказали, как видим свою работу и что считаем задачей участников рынка в этой области", - сказал Лях.
В прошлом году Центробанк уже призывал кредитные организации выстроить адекватные системы внутреннего контроля для отслеживания подозрительных сделок в автоматическом режиме.
После событий с армией розничных инвесторов платформы Reddit, атаковавшей в начале 2021 года в США крупные фонды, провоцируя short squeeze, Центробанк озаботился предотвращением вовлечения населения РФ в схемы манипулирования рынком через соцсети и активизировал работу с брокерами.
Насколько затратным будет для брокеров внедрение механизмов мониторинга недобросовестных практик, зависит от количества клиентов и объема совершаемых сделок.
"Для небольших компаний вполне приемлемым может оказаться мониторинг сделок сотрудником компании с использованием обычных офисных приложений. Стоимость работы такого сотрудника будет определять его заработная плата и стоимость рабочего места с необходимым оборудованием. В год это может достигать от 1 до 2 миллионов рублей", - сказал Антон Савушкин, вице-президент НАУФОР, представляющей интересы брокерского сообщества.
С ростом количества клиентов и объема сделок можно приобрести автоматизированные программные комплексы, позволяющие сэкономить на ресурсах и снизить риски человеческого фактора, такие продукты российских IT-компаний будут стоить 2-3 миллиона рублей, зарубежных - на порядок дороже, добавил он.
"Мы понимаем, что реакция брокера зависит от его масштаба и ресурсов. Крупные компании могут себе позволить автоматизированные решения, самостоятельные разработки, мелкие – нет. Раньше мы разрабатывали для участников рынка и передавали им критерии манипулирования. Мы и сейчас готовы делать это", - сказал Лях.
При этом ЦБР не готов делиться с брокерами всеми своими наработками, построенными на отслеживании биржевых данных, потому что регулятор видит всех участников рынка, а профучастник - только свою сторону сделки.
"Но системы внутреннего контроля брокеров будут автоматизироваться все больше, и мы ждем от участников рынка совместной работы", - сказал Лях.
http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
За время пандемии коронавируса и низких ставок по депозитам приток розничных инвесторов на биржи удвоился - уже более 11 миллионов российских граждан имеют брокерские счета.
"За последние четыре года количество клиентов на Московской бирже ежегодно удваивается. Естественно, кто-то идет туда не только для того, чтобы заработать, но еще и поиграть, получить адреналин. Наша задача - не допустить, чтобы эти игроки влияли на рынок, дестабилизировали его и разрушали", - сказал Лях.
ЦБР совместно с участниками рынка прорабатывает вопросы предупреждения недобросовестных действий на рынке, список которых будет расширяться.
"Чтобы нам потом не приходилось бегать за каждым таким "доморощенным" манипулятором с дубиной и его нейтрализовывать. Объективно говоря, это не задача Банка России как регулятора выявлять нарушающих правила недостаточно грамотных в финансовой сфере людей и за это их наказывать. Наша задача - заниматься чисткой финансового рынка на системном уровне, а не следить за сотнями тысяч счетов физических лиц, которые совершают операции на 5.000-10.000 рублей", - сказал Лях.
По замыслу ЦБР, недобросовестное поведение можно предупредить на уровне брокера при открытии счета клиенту.
"Есть начинающие инвесторы, которые не понимают, какими источниками информации пользоваться, идут в анонимные Telegram-каналы, в какие-то сообщества, объединяются в группы, созданные для разгона котировок. Как правило, брокеры могут это отследить по открытым источникам и предупредить правонарушение", - сказал Лях.
С февраля 2021 года ЦБР уже выявил 4 случая искусственного разгона котировок акций с помощью соцсетей.
Первым был случай с группой из более чем 60 инвесторов, которые координировали свои действия в Telegram-канале и играли на повышение котировок акций МРСК Юга, входящей в Россети.
"Если ты читаешь Telegram-каналы, а там неизвестно кто пишет, что давайте, ребята, вместе купим третий эшелон, и ты ведешься на такой призыв - это твой риск и твоя ответственность. В некоторых случаях эти действия могут повлечь за собой блокировку счета, штраф и так далее", - сказал Лях.
По его словам, существуют настройки программных продуктов, чтобы заставить клиента ознакомиться с необходимой информацией перед загрузкой торгового счета.
"У человека должно быть понимание, чего делать точно нельзя. Когда вы получаете водительские права, вам говорят - нельзя выезжать на встречку, пересекать двойную сплошную. Здесь то же самое: клиент не должен выезжать на встречку. Ты думаешь, там никого нет, проскочу, а на самом деле можешь встретить автобус и случится непоправимое", - сказал он.
Новые расходы для брокеров. ЦБР сказал игрокам, что они сами должны научиться на ранней стадии выявлять подозрительные операции и необычную активность своих клиентов через внутренний мониторинг, и регулятор готов поделиться критериями.
"Допустим, клиент пришел на рынок, а потом привел своих родственников и знакомых. Чтобы понять, не вступил ли он в сговор с этими лицами для манипулирования, нужно отследить ряд критериев. Это могут быть общие контактные данные, телефоны, адреса электронной почты, они могут выходить на связь примерно в одно и то же время, с одного компьютера", - сказал Лях.
"Подозрительная активность может говорить о повышенном риске для брокера от действий таких клиентов".
ЦБР не выпускал конкретные рекомендации для брокеров о построении системы мониторинга подозрительных сделок, поскольку пока идет диалог.
"Мы всех собрали и рассказали, чего хотим добиться и каких действий ждем от участников рынка. ...Мы подчеркнули готовность обсуждать все открыто, сказали, как видим свою работу и что считаем задачей участников рынка в этой области", - сказал Лях.
В прошлом году Центробанк уже призывал кредитные организации выстроить адекватные системы внутреннего контроля для отслеживания подозрительных сделок в автоматическом режиме.
После событий с армией розничных инвесторов платформы Reddit, атаковавшей в начале 2021 года в США крупные фонды, провоцируя short squeeze, Центробанк озаботился предотвращением вовлечения населения РФ в схемы манипулирования рынком через соцсети и активизировал работу с брокерами.
Насколько затратным будет для брокеров внедрение механизмов мониторинга недобросовестных практик, зависит от количества клиентов и объема совершаемых сделок.
"Для небольших компаний вполне приемлемым может оказаться мониторинг сделок сотрудником компании с использованием обычных офисных приложений. Стоимость работы такого сотрудника будет определять его заработная плата и стоимость рабочего места с необходимым оборудованием. В год это может достигать от 1 до 2 миллионов рублей", - сказал Антон Савушкин, вице-президент НАУФОР, представляющей интересы брокерского сообщества.
С ростом количества клиентов и объема сделок можно приобрести автоматизированные программные комплексы, позволяющие сэкономить на ресурсах и снизить риски человеческого фактора, такие продукты российских IT-компаний будут стоить 2-3 миллиона рублей, зарубежных - на порядок дороже, добавил он.
"Мы понимаем, что реакция брокера зависит от его масштаба и ресурсов. Крупные компании могут себе позволить автоматизированные решения, самостоятельные разработки, мелкие – нет. Раньше мы разрабатывали для участников рынка и передавали им критерии манипулирования. Мы и сейчас готовы делать это", - сказал Лях.
При этом ЦБР не готов делиться с брокерами всеми своими наработками, построенными на отслеживании биржевых данных, потому что регулятор видит всех участников рынка, а профучастник - только свою сторону сделки.
"Но системы внутреннего контроля брокеров будут автоматизироваться все больше, и мы ждем от участников рынка совместной работы", - сказал Лях.
http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу