За новостью о покупке розничной сети «Дикси» ПАО «Магнит» последовало заявление о сделке от ещё одного крупного российского ритейлера. 19 мая 2021 г. «Лента» объявила, что заключила соглашение о покупке европейской сети супермаркетов Billa Russia GmbH («Билла Россия»).
Рассмотрим основные параметры сделки, операционные и финансовые торговых сетей, основные причины слияния, а также попробуем спрогнозировать, как сделка может отразиться на результатах «Ленты»?
Параметры сделки
ООО «Лента», дочерняя компания МКПАО «Лента» (LNTA), приобретает сеть супермаркетов «Билла Россия» за 215 млн евро. Цель сделки: после поглощения «Лента» станет второй по количеству супермаркетов в Москве после X5 Retail Group.
После завершения сделки торговая марка «Билла Россия» перестанет существовать. Все супермаркеты будут интегрированы в бренд «Лента». В отличие от «Магнита», который сохранит магазины «Дикси».
Сделку планируют закрыть летом 2021 г. с учётом согласования покупки со стороны Федеральной антимонопольной службы России.
Исходные данные ООО «Лента»
ООО «Лента» — крупная российская сеть гипермаркетов, которая управляется компанией МКПАО «Лента». На 31 марта 2021 г. под управлением «Ленты» находится 254 гипермаркета и 140 супермаркетов общей торговой площадью 1,5 млн м2 в 89 городах европейской части России. Компания имеет одиннадцать распределительных центров по всей стране.
Структура акционерного капитала МКПАО «Лента», %
Рис. 2. Источник: список аффилированных лиц МКПАО «Лента»
77,99% акций компании владеет инвестиционная компания ООО «Севергрупп», владелец которой — предприниматель Алексей Мордашов (ПАО «Северсталь»).
0,93% акций — квазиказначейские акции ООО «Лента» (акции находятся на балансе дочерней организации, но выпущены материнской компанией).
0,04% акций владеют директора и топ-менеджмент компании.
В свободном обращении — 21,04% акций.
Операционные показатели МКПАО «Лента»
Рис. 3. Источник: годовой отчёт МКПАО «Лента»
«Лента» планомерно наращивает основные операционные показатели в течение последних лет. В 2020 г. количество магазинов выросло на 3,4% и составило 393: 254 гипермаркета и 139 супермаркетов. Общая торговая площадь магазинов в 2020 г. — 1 519 тыс. м2, что на 2% больше, чем в 2019 г. «Лента» активно развивает онлайн-продажи.
Финансовые показатели МКПАО «Лента» (по МСФО 17)
Рис. 4. Источник: годовой отчёт МКПАО «Лента»
Выручка «Ленты» в 2020 г. выросла на 6,7% — до 445,5 млрд руб. за счёт увеличения размера среднего чека.
Финансовые показатели МКПАО «Лента» (по МСФО 17)
Рис. 5. Источник: годовой отчёт МКПАО «Лента»
Чистая прибыль составила 17,4 млрд руб., против убытка в размере 2,1 млрд руб., полученного в 2019 г. из-за дополнительных налоговых расходов.
Долговая нагрузка МКПАО «Лента» (по МСФО 17)
Рис. 6. Источник: ключевые показатели МКПАО «Лента»
В 2020 г. «Лента» снизила уровень чистого долга на 25,9% — до 57,1 млрд руб. Соотношение чистого долга к EBITDA составило 1,5 против 2,3 в 2019 г., что говорит о низком уровне долговой нагрузки.
«Лента» не выплачивает дивиденды своим акционерам, направляя все свободные денежные средства на развитие бизнеса.
Исходные данные «Билла Россия»
ООО «Билла» (Billa Russia GmbH) — сеть супермаркетов в Европе, России и на Украине, принадлежащая немецкой компании REWE Group (через австрийскую Billa Russia GmbH). Штаб-квартира сети находится в Австрии. В России ООО «Билла» принадлежит 161 супермаркет общей площадью 138 тыс. м2, большинство из которых расположены в Москве и Московской области.
Рис. 7. Источник: сайт www.billa.ru
ООО «Билла» предоставляет данные только по РСБУ. По этой причине можно лишь предположить общий тренд финансовых показателей компании.
Последние три года компания является убыточной. В 2020 г. чистый убыток ООО «Билла» — 1,69 млрд руб., сократившийся по сравнению с 2019 г. на 13,6%. Выручка компании в 2020 г. из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, сократилась на 3,7% — до 47,9 млрд руб.
Причины покупки
Основная задача «Ленты» — увеличить свою долю на рынке продуктовых ритейлеров за счёт крупных регионов, таких как Москва и Московская область, где в основном и сосредоточены супермаркеты «Билла». После поглощения «Лента» получит 161 торговую точку с выгодным расположением и высокой плотностью продаж.
Рынок розничных торговых сетей сегодня насыщенный и находится в стагнации. Крупным ритейлерам остаётся только пытаться увеличивать свои доли в сегменте и работать с издержками, чтобы нарастить прибыль и продемонстрировать растущую динамику акционерам. Экономические тенденции — рост инфляции, повышение ключевой ставки и снижение реальных доходов населения — лишь заставляют ускорить процессы консолидации рынка розничных сетей. На фоне низких ожиданий и прогнозов падения рентабельности продаж сети («Дикси», «Билла»), которые не дотягивают до уровня гигантов, как Х5, «Магнит» или «Лента», становятся сговорчивыми и соглашаются на присоединение к более крупным участникам рынка.
На сегодняшний день «Лента» имеет низкий уровень долговой нагрузки. Это означает, что сделка по слиянию с сетью «Билла» серьёзным образом не повредит компании. Торговая марка «Билла» после поглощения прекратит своё существование: все сотрудники будут переведены в штат «Ленты», что приведёт к существенному сокращению издержек приобретаемой компании.
Как сделка может отразиться на результатах «Ленты»?
Приобретая торговую сеть «Билла», «Лента» рассчитывает увеличить объём продаж и финансовые результаты своей деятельности, нарастив свою долю в розничном сегменте на территории Москвы и Московской области до 3%. В общей структуре российских ритейлеров «Лента» сохранит четвёртое место.
Спрогнозировать финансовые результаты «Ленты» в ближайшее время сложно, так как «Билла» предоставляет данные только по РСБУ. Однако можно уверенно говорить о рекордном росте выручки «Ленты» в 2021 г.
Прогнозные операционные показатели «Ленты» после покупки «Билла Россия»
Рис. 8. Источник: расчётные данные автора
Хотя «Лента» приобретает убыточную компанию, в долгосрочной перспективе крупному ритейлеру пойдёт на пользу такое присоединение. За счёт полной интеграции сети «Билла» расходы будут снижены, розничные продажи начнут расти. «Лента», как и «Магнит», осознаёт необходимость сосредоточить свою основную деятельность на крупных городах и регионах (Москва и Московская область), где средний чек выше, а доходы населения снижаются медленнее, чем в других регионах.
Данное слияние является стратегически верным решением. Удачно выбрано и время для поглощения: розничный рынок в данный момент находится в кризисе и насыщен торговыми точками.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Рассмотрим основные параметры сделки, операционные и финансовые торговых сетей, основные причины слияния, а также попробуем спрогнозировать, как сделка может отразиться на результатах «Ленты»?
Параметры сделки
ООО «Лента», дочерняя компания МКПАО «Лента» (LNTA), приобретает сеть супермаркетов «Билла Россия» за 215 млн евро. Цель сделки: после поглощения «Лента» станет второй по количеству супермаркетов в Москве после X5 Retail Group.
После завершения сделки торговая марка «Билла Россия» перестанет существовать. Все супермаркеты будут интегрированы в бренд «Лента». В отличие от «Магнита», который сохранит магазины «Дикси».
Сделку планируют закрыть летом 2021 г. с учётом согласования покупки со стороны Федеральной антимонопольной службы России.
Исходные данные ООО «Лента»
ООО «Лента» — крупная российская сеть гипермаркетов, которая управляется компанией МКПАО «Лента». На 31 марта 2021 г. под управлением «Ленты» находится 254 гипермаркета и 140 супермаркетов общей торговой площадью 1,5 млн м2 в 89 городах европейской части России. Компания имеет одиннадцать распределительных центров по всей стране.
Структура акционерного капитала МКПАО «Лента», %
Рис. 2. Источник: список аффилированных лиц МКПАО «Лента»
77,99% акций компании владеет инвестиционная компания ООО «Севергрупп», владелец которой — предприниматель Алексей Мордашов (ПАО «Северсталь»).
0,93% акций — квазиказначейские акции ООО «Лента» (акции находятся на балансе дочерней организации, но выпущены материнской компанией).
0,04% акций владеют директора и топ-менеджмент компании.
В свободном обращении — 21,04% акций.
Операционные показатели МКПАО «Лента»
Рис. 3. Источник: годовой отчёт МКПАО «Лента»
«Лента» планомерно наращивает основные операционные показатели в течение последних лет. В 2020 г. количество магазинов выросло на 3,4% и составило 393: 254 гипермаркета и 139 супермаркетов. Общая торговая площадь магазинов в 2020 г. — 1 519 тыс. м2, что на 2% больше, чем в 2019 г. «Лента» активно развивает онлайн-продажи.
Финансовые показатели МКПАО «Лента» (по МСФО 17)
Рис. 4. Источник: годовой отчёт МКПАО «Лента»
Выручка «Ленты» в 2020 г. выросла на 6,7% — до 445,5 млрд руб. за счёт увеличения размера среднего чека.
Финансовые показатели МКПАО «Лента» (по МСФО 17)
Рис. 5. Источник: годовой отчёт МКПАО «Лента»
Чистая прибыль составила 17,4 млрд руб., против убытка в размере 2,1 млрд руб., полученного в 2019 г. из-за дополнительных налоговых расходов.
Долговая нагрузка МКПАО «Лента» (по МСФО 17)
Рис. 6. Источник: ключевые показатели МКПАО «Лента»
В 2020 г. «Лента» снизила уровень чистого долга на 25,9% — до 57,1 млрд руб. Соотношение чистого долга к EBITDA составило 1,5 против 2,3 в 2019 г., что говорит о низком уровне долговой нагрузки.
«Лента» не выплачивает дивиденды своим акционерам, направляя все свободные денежные средства на развитие бизнеса.
Исходные данные «Билла Россия»
ООО «Билла» (Billa Russia GmbH) — сеть супермаркетов в Европе, России и на Украине, принадлежащая немецкой компании REWE Group (через австрийскую Billa Russia GmbH). Штаб-квартира сети находится в Австрии. В России ООО «Билла» принадлежит 161 супермаркет общей площадью 138 тыс. м2, большинство из которых расположены в Москве и Московской области.
Рис. 7. Источник: сайт www.billa.ru
ООО «Билла» предоставляет данные только по РСБУ. По этой причине можно лишь предположить общий тренд финансовых показателей компании.
Последние три года компания является убыточной. В 2020 г. чистый убыток ООО «Билла» — 1,69 млрд руб., сократившийся по сравнению с 2019 г. на 13,6%. Выручка компании в 2020 г. из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, сократилась на 3,7% — до 47,9 млрд руб.
Причины покупки
Основная задача «Ленты» — увеличить свою долю на рынке продуктовых ритейлеров за счёт крупных регионов, таких как Москва и Московская область, где в основном и сосредоточены супермаркеты «Билла». После поглощения «Лента» получит 161 торговую точку с выгодным расположением и высокой плотностью продаж.
Рынок розничных торговых сетей сегодня насыщенный и находится в стагнации. Крупным ритейлерам остаётся только пытаться увеличивать свои доли в сегменте и работать с издержками, чтобы нарастить прибыль и продемонстрировать растущую динамику акционерам. Экономические тенденции — рост инфляции, повышение ключевой ставки и снижение реальных доходов населения — лишь заставляют ускорить процессы консолидации рынка розничных сетей. На фоне низких ожиданий и прогнозов падения рентабельности продаж сети («Дикси», «Билла»), которые не дотягивают до уровня гигантов, как Х5, «Магнит» или «Лента», становятся сговорчивыми и соглашаются на присоединение к более крупным участникам рынка.
На сегодняшний день «Лента» имеет низкий уровень долговой нагрузки. Это означает, что сделка по слиянию с сетью «Билла» серьёзным образом не повредит компании. Торговая марка «Билла» после поглощения прекратит своё существование: все сотрудники будут переведены в штат «Ленты», что приведёт к существенному сокращению издержек приобретаемой компании.
Как сделка может отразиться на результатах «Ленты»?
Приобретая торговую сеть «Билла», «Лента» рассчитывает увеличить объём продаж и финансовые результаты своей деятельности, нарастив свою долю в розничном сегменте на территории Москвы и Московской области до 3%. В общей структуре российских ритейлеров «Лента» сохранит четвёртое место.
Спрогнозировать финансовые результаты «Ленты» в ближайшее время сложно, так как «Билла» предоставляет данные только по РСБУ. Однако можно уверенно говорить о рекордном росте выручки «Ленты» в 2021 г.
Прогнозные операционные показатели «Ленты» после покупки «Билла Россия»
Рис. 8. Источник: расчётные данные автора
Хотя «Лента» приобретает убыточную компанию, в долгосрочной перспективе крупному ритейлеру пойдёт на пользу такое присоединение. За счёт полной интеграции сети «Билла» расходы будут снижены, розничные продажи начнут расти. «Лента», как и «Магнит», осознаёт необходимость сосредоточить свою основную деятельность на крупных городах и регионах (Москва и Московская область), где средний чек выше, а доходы населения снижаются медленнее, чем в других регионах.
Данное слияние является стратегически верным решением. Удачно выбрано и время для поглощения: розничный рынок в данный момент находится в кризисе и насыщен торговыми точками.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу