7 июня 2021 smart-lab.ru
Ранее я неоднократно писал о том, что цифровизация и вызванная ею сверхпроизводительность грозят дестабилизацией не только рынка труда, но и всей финансовой системы. Давайте посмотрим, как это проявляется в цифрах.
Если я прав, то эффективные работники и корпорации должны иметь существенное превышение доходов над расходами, в результате чего они будут активно накапливать сбережения, тогда как всем остальным не останется ничего, кроме как накапливать долг. Кроме того, долг будет активно накапливать государство, которому придётся поддерживать баланс в экономике за счёт оказания финансовой помощи неэффективным работникам и корпорациям. Всё это обязательно отразится на совокупном (нефинансовом) долге.
Для упрощения предположим, что весь этот долг приносит процентный доход по ставке ФРС (я использую среднюю ставку в течение года). Тогда, зная абсолютные значения долга в начале и в конце года, можно легко рассчитать, сколько нового долга было принято в течение 12 месяцев и соотнести это значение с ВВП. На мой взгляд, это и есть наилучший показатель экономического дисбаланса. Результаты показаны на рисунке.
Как видно, график испытывает значительные колебания, но это результат методики исчисления долга. Государственный долг мне удалось найти по балансовой стоимости, но все частные долги учитываются только по рыночной, так что динамика процентных ставок и многие другие факторы искажают результаты из-за переоценки. Но в долгосроке эти факторы усредняются, так что линия тренда однозначно показывает направление на усиление дисбалансов.
На протяжении примерно 50 лет новый долг составлял 2-3% ВВП ежегодно, и, таким образом, он легко прятался за текущей инфляцией и экономическим ростом. Но в последние 20 лет ситуация резко ухудшилась и теперь экономика США в среднем принимает нового долга в объёме 8% ВВП ежегодно. 2020 год на графике не показан, потому что он выбивается даже из этой неприятной тенденции. На фоне борьбы с пандемией нефинансовый долг США вырос более чем на 25% ВВП при околонулевой ставке.
Но 8% от ВВП это страшная цифра, потому что она всегда умножается на потребительский мультипликатор — тот, кто принимает долг, обеспечивает работой ещё несколько человек. В результате мы получаем картину, что благодаря принятию долга существуют целые регионы и целые отрасли экономики. Таких дисбалансов, я думаю, в истории не было никогда. И самое неприятное заключается в том, что долг уже не получится просто инфлировать, ведь это чревато бегством от денег и тогда покрывать дисбалансы будет вообще нечем.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба