Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Стивен Кинг, Китай постепенно отказывается от американского доллара » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Стивен Кинг, Китай постепенно отказывается от американского доллара

Вряд ли падение доллара станет хорошей новостью для стран с большими запасами долларовых активов
15 июля 2009 Архив
Вряд ли падение доллара станет хорошей новостью для стран с большими запасами долларовых активов


Сообщения о крахе американского доллара пока что сильно преувеличены. Он по-прежнему остается самой ликвидной валютой в мире. Американские рынки капитала - самые крупные и ликвидные в мире, несмотря на проблемы, связанные с субстандартным кредитованием, и трудности в банковском секторе. Большинство валютных операций проводится с участием доллара. Если у кого-то возникло желание обменять бразильский реал, скажем, на корейскую вону, то сначала нужно перевести реалы в доллары, а затем доллары в вону. Валютные резервы центральных банков развивающихся стран, которые в некоторых случаях просто огромны, в основном состоят из американских долларов. Следовательно, доллару отдается предпочтение в качестве международной валюты. Это значительно облегчает жизнь США. Они могут выпускать доллары в огромном количестве, зная, что жители другой части света с радостью припрячут их на черный день. Это значит, что Штатам гораздо легче привлекать средства на международных рынках капитала, чем остальным странам. Финансирование американской торговли обходится дешево, поскольку США редко оплачивают конвертацию валюты. И американским гражданам практически ничего не стоит постоянный дефицит текущего счета платежного баланса.


Для остальных стран статус доллара как резервной валюты - это одновременно и преимущество, и недостаток. Хотя остальным выгодно иметь доступ к международному средству обмена и сбережения, доллар, все-таки, находится под контролем США. В случае конфликта интересов американских избирателей и иностранных кредиторов, иностранные кредиторы, скорее всего, проиграют. Сегодня эти кредиторы, многие из которых - правительства и центральные банки развивающихся стран, владеют американскими активами на сумму в триллионы долларов. В безопасности ли их деньги? Если нет, что им делать?


Когда правительства с радостью предоставили независимость центральным банкам в условиях ценовой стабильности, появилось несколько причин для беспокойства. Избиратели были рады образовавшейся стабильности цен, но в тоже время это способствовало укреплению статуса резервной валюты. Если бы странам, которые не могли справиться с инфляцией, удалось каким-то образом привязать свою валюту к доллару, они смогли бы получить косвенную выгоду от действий ФРС. Так и случилось. Хотя многие страны, например Китай, обвинили в привязке своей валюты к доллару исключительно из меркантильных соображений. В действительности же все несколько сложнее. Для Народного банка Китая связь между юанем и долларом была важным источником внутренней денежной и финансовой стабильности. При наступлении кредитного кризиса отношения между правительствами и центральными банками стали изменяться. Количественное ослабление осуществляется либо за счет увеличения денежной массы, либо за счет увеличения скорости обращения денег. В любом случае смысл в том, чтобы повысить стоимость произведенной продукции за счет увеличения объема или цены. В закрытой экономике, которая не связана с остальными странами, это может привести к росту инфляции. В открытой экономике это может проявиться в виде снижения курса обмена валют. В конце концов, если долларовая масса увеличивается относительно других валют, стоимость доллара должна упасть.


Вряд ли падение доллара станет хорошей новостью для стран с большими запасами долларов. Предоставив США крупные кредиты, они не обрадуются, когда узнают, что финансовое положение страны совсем нельзя назвать устойчивым. Если дополнительный объем долларов, выброшенных в американскую экономику, приведет только к снижению стоимости доллара по отношению к другим валютам, США на самом деле придется объявить дефолт перед своими иностранными кредиторами. В конечном счете, эти кредиторы хотят получить свои деньги назад в собственной валюте. Падение доллара поставит иностранных кредиторов в затруднительное положение, а американские экспортеры станут более конкурентоспособными. Но не все американцы получат преимущества от слабого доллара. В результате увеличится стоимость импортируемых товаров. Например, нефти. А те страны, которые пытаются предотвратить падение их валют по отношению к доллару за счет усиления валютной интервенции, столкнутся с ростом инфляции.


Нетрадиционные меры помогают выбраться из передряги странам с подорванными кредитными системами, однако, на самом деле, просто происходит перераспределение проблем между другими станами. А стоит ли по этому поводу беспокоиться правительству США - другой вопрос. В конце концов, оно отвечает перед своими избирателями, а не перед иностранными кредиторами, которым, пожалуй, следовало более внимательно отнестись к рискам. Опять же люди приобретали американские активы, так как, по их мнению, американская экономика процветала, с чем трудно было поспорить даже самим американцам. Разногласия между американскими и иностранными заинтересованными сторонами проявились только в условиях экономического кризиса. Поэтому статус доллара как резервной валюты находится под угрозой. Если к иностранным владельцам американских активов будут относиться как "гражданам второго сорта", они могут пересмотреть свою стратегию накопления долларов. Правда, легче сказать, чем сделать. Если доллар отправится в свободное падение, иностранные кредиторы понесут огромные убытки по своим долларовым сбережениям, и международная финансовая система, возможно, потерпит крах, что может привести к такой же нестабильности, как в 1970х. Здесь нужен тонкий подход. Китайцы, возможно, уже предпринимают первые, осторожные шаги на этом пути, о чем сообщается в недавнем докладе HSBC, подготовленном Ку Хонгбином, Чжи Минг Чангом и Стивеном Саном.


Китай владеет активами на сумму более чем 1.2 триллиона долларов, большая часть из которых из-за контроля потоков капитала частного сектора выражена в валютных резервах. Это своего рода долларовая "ловушка". Если юань вырастет по отношению к доллару, стоимость китайских резервов упадет в переводе на местную валюту. Чтобы выбраться из ловушки необходимо сделать так, чтобы после отказа от привязки к доллару Китай смог воспользоваться преимуществами собственной резервной валюты. Этот процесс займет много лет. Очевидно, что китайские рынки капитала находятся на ранней стадии развития. Тем не менее, Китай уже является крупной торговой державой, которая до настоящего момента около 70% торговых операций в год осуществляла в долларах. Теперь ситуация начинает меняться. В последние несколько месяцев в Китае растет объем двусторонних валютных свопов, в том числе с Индонезией, Белоруссией и Аргентиной. Сумма этих сделок составляет 650 млрд. долларов. Если такие операции будут проводиться во всем мире, Китай получит возможность торговать с другими странами - особенно с развивающимися странами - используя собственную валюту, а не доллары. Пока что статусу доллара как резервной валюты ничто не угрожает, однако, очевидно, что некоторые страны уже делают первые шаги на пути к вступлению новый мир, независимый от доллара. Если ему им удастся, США, в конечном счете, поймут, что жизнь не посредствам за сет продажи доллара другим странам больше не возможна.


Стивен Кинг
По материалам The Independent