Роботы "Яндекса" в США - удачный способ укрепления бренда » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Роботы "Яндекса" в США - удачный способ укрепления бренда

7 июля 2021 ИХ "Финам" | Яндекс Делицын Леонид
"Яндекс" заключил партнерство с американской компанией, занимающейся доставкой еды, Grubhub. Автономные роботы-курьеры "Яндекса" будут доставлять еду студентам в студгородках.

Grubhub – один из пионеров доставки еды в США, который принадлежит сейчас Just Eat Takeaway N.V. и торгуется с тикером GRUB на NASDAQ. Годовая выручка компании – $2,04 млрд. Компанию, однако, значительно обошёл DoorDash (DASH), которая зарабатывает $3,6 млрд и оценивается в $59,6 млрд, в то время как капитализация GRUB составляет $19,5 млрд ("Яндекс" дороже и стоит $25 млрд). Мультипликатор P/S у GRUB, впрочем, всё равно, очевидно, высок, не говоря уже о мультипликаторах DoorDash. Рынок верит, что американский потребитель, как говорили юмористы, есть, ест и будет есть.

Действительно, по данным Национальной ресторанной ассоциации США (NRA) в 2019 году выручка ресторанного бизнеса в США составляла $863 млрд, что на 3,6% больше, чем годом ранее. Ещё на $800 млрд американцы съедают дома. Объем заказов "на вынос", по данным Euromonitor, составил в том же году $302,6 млрд, а по данным USDA – $373 млрд. Через Grubhub, UberEats, DoorDash и других сейчас реализуется около 10% к концу этого объёма. Статистический агрегатор Statista.com оценивает в 2020 году выручку сервисов доставки еды в США в объёме $26,5 млрд, при этом $15,6 млрд должны были доставить сами рестораны, а $10,9 млрд – специализированные платформы. Заказывают доставку еды 21% американцев, при этом 18% прибегают к услугам специализированных платформ. Прогнозируется, что далее рынок доставки будет расти на 5,1% в год. Понятно, что студенты будут в первых рядах тех, кто заказывает еду, и роботы "Яндекса" едва будут успевать справляться нагрузкой.

Дополнительный скачок спроса дал COVID-19. Исследователи Edison Trends обнаружили рост количества онлайн-заказов еды на 84% между февралем и маем 2020 года и соответствующее увеличение совокупного объёма трансакций. По данным Edison Trends, лидером в категории доставки еды сейчас является DoorDash, которая занимает 50% рынка по стоимости заказов. В пригородах её доля вырастает до 58%.

Именно благодаря пригородам DoorDash и удалось отобрать долю рынка у Grubhub и UberEats. Доля рынка DoorDash (включая приобретенную Caviar) за три года выросла с 17% до 50%, а GrubHub – снизилась с 39% до 16%. Проект UberEats сохраняет свою долю в четверть рынка (26%). Рынок консолидируется: доля Postmates снизилась с 11% до 7%, а доля оставшихся игроков рынка – с 6% до 1%.

GrubHub стала публичной уже в 2014 году, когда проекту DoorDash было около года. В том же 2014 году возник UberEats (поначалу – UberFRESH), дочерний проект Uber, работающий сейчас в 45 странах. Однако благодаря $2,4 млрд инвестиций DoorDash удалось занять доминирующие на рынке позиции.

Именно GrubHub остро нуждается в инновациях и репозиционировании. Роботы "Яндекса", безусловно, в этом ей помогут. Бренд Grubhub станет более высокотехнологичным и будет ассоциироваться с искусственным интеллектом, а не с забастовками дэшеров и других трудяг гиг-экономики. Для "Яндекса" такой заход технологий в США тоже выглядит удачным способом укрепления бренда. Студенты – это передовая и образованная аудитория, но очень закредитованная и в ближайшем будущем, вероятно, политически активная. И если однажды политики начнут устранять "Яндекс", подобно тому, как это делали с TikTok или Huawei, новые поколения членов партии могут воспрепятствовать гонениям на милых роботов, которые помогали утолить голод на кампусе.

Непосредственно влияния на стоимость акций "Яндекса" (YNDX) или Just Eat Takeaway (GRUB) я не ожидаю, и акционеры DoorDash (DASH) пока тоже не перепугаются. Но для первых двух компаний результат будет долговременным и позитивным.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter