Распил русского леса. Авто станет роскошью. В росте цен виноваты Пекин и Сидней » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Распил русского леса. Авто станет роскошью. В росте цен виноваты Пекин и Сидней

[right][/right]
26 июля 2021 finversia.ru Арт Ян
Росстат заметил снижение цен. Хлеб, одежда, обувь и ремонт дорожают. «Лукойл» готов понизить россиянам цену на бензин – до 1 евро за литр, если рубль укрепится. Русский лес предлагают приватизировать. В бедах россиян виноват Китай. Автомобиль в России скоро будет роскошью. Старые и новые штрафы. Глубоко законспирированный оптимизм российского бизнеса.

1.
Нечто новое произошло в последнее время на ценовом поприще. Как сообщило агентство РИА, Росстат впервые почти за год зафиксировал недельную дефляцию, то есть – снижение цен. Далее было бы логичнее цитировать левитановским голосом: «За период с 13 по 19 июля 2021 года индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 99,99%». Иными словами дефляция составила 0,01%. Трудно сказать, привлекали ли чиновники Росстата, для того, чтобы зафиксировать столь ничтожно малую величину, оптические приборы Пулковской обсерватории, но все же эта микронная точность вызывает восхищение.

Особенно, если учесть, в сколько короткие сроки эта точность была достигнута. Ведь еще на пресс-конференции в июне министр экономического развития России Максим Решетников, которому подчиняется Росстат, говорил, что имеет «на руках» только данные за апрель, что у него «скачет компонент по услугам», что мы «идем по траектории», форма которой «примерно понятна», и прочие статистико-математические прелести.

То ли «компонент» перестал скакать, то ли «руки» Росстата за месяц стали длиннее, но вот дефляцию ведомство разглядело практически мгновенно – на следующий день после завершения сей выдающейся недели.

Жаль только, что понижения цен не разглядели ни покупатели, ни средства массовой информации, даже официальные.

2.
Вслед за овощами, пресловутым «борщевым набором», маслом и сахаром вскачь пустились и другие товары. РИА сообщает, что отечественные хлебозаводы предупредили о росте цен на хлеб с августа на 7-12%. Причина – рост цен на ингредиенты, необходимые для выпечки хлеба. Минпромторг сообщил, что рост цен на одежду и обувь не выйдет за значения «среднего ежегодного коридора», но все же цены вырастут. Причина все та же – подорожание «ингредиентов», на этот раз – перевозки продукции и сырья для ее изготовления.

И, как сообщили «Известия» со ссылкой на Национальное объединение строителей, в России с начала пандемии на 32% выросла стоимость ремонта квартир, дач и домов. А до конца года стоимость ремонта может подняться еще на 5-7%.

«Дайте угадаю!» – воскликнет в этом месте сообразительный россиянин. – «Рост цен на ремонт произошел, конечно же, не по злой воле самих строителей, а из-за подорожания материалов?».

И попадет пальцем в небо: именно увеличением стоимости стройматериалов – металлопроката, пластика, древесины и прочего – объясняют строители свое повышение цен.

«Это системная проблема: к росту цен приводит инфляция, колебания валютных курсов, сбой в цепочке поставок, грузовой и логистический кризис», – сказал по этому поводу директор по строительству инвестиционно-строительной компании «Мармакс» Юрий Хербер.

Но тогда, если вспомнить бодрое сообщение Росстата, возникает вопрос: а к чему по той же логике приводит дефляция? И почему инфляция, согласно отчетности, у нас одна, а рост цен, который она вызывает, выражается двузначными цифрами? Впрочем, вопрос риторический, ибо литературно приемлемого ответа он не имеет.

3.
Коль скоро все дело в составляющих и комплектующих, то логично обратить внимание в эту сторону.

Биржевые цены на бензин марок Аи-92 и Аи-95 обновили исторические максимумы. Как напоминает «Коммерсант», Минэнерго «ранее говорило, что подорожание бензина связано с общей инфляцией, колебанием оптовых цен из-за повышения сезонного спроса, а также ростом спроса на фоне заморозков». Зябко поежившись, россияне поплотнее укутываются в теплую одежду и продолжают вникать в ситуацию. А она любопытна: если бензин подорожает еще, то государство может перестать выплачивать (sic!) «многомиллиардные компенсации за поставки топлива на внутренний рынок». Из чего, если упростить рассказ о так называемом топливном демпфере, следует нехитрый расклад: при ЭТИХ ценах государство еще и выплачивает сырьевикам компенсации из бюджета. Иными словами: розничный и мелкооптовый россиянин платит дважды: один раз как покупатель бензина, а второй – как налогоплательщик, потому что надо же как-то скрасить традиционно нелегкую и убогую жизнь российских сырьевиков.

А они, сырьевики, между тем радеют за нас. Например, совладелец «Лукойла» Леонид Федун сообщил, в каком случае бензин может подешеветь. Вернее, если точно следовать заголовку официального агентства РИА: «Лукойл» назвал условия».

Что же это за условия? Как сообщает г-н Федун, сырьевики опустят цены на бензин до 20 рублей за литр, если курс рубля поднимется, например, до уровня 20-30 рублей за евро. Этот «аттракцион неслыханной щедрости» в простом пересчете означает следующее. Сегодня сырьевики продают россиянам бензин по цене примерно 60 евроцентов на литр. А вот если рубль серьезно укрепится, то они, так уж и быть, готовы продавать его за 1 евро за литр. В задачке спрашивается: а к какому месту тут вообще приложить словосочетание «снижение цен»?

Впрочем, курс рубля указан настолько нереальный, что более значимым остается другой вопрос: кто больше считает россиян полными идиотами – официальное информагентство или вице-президент «Лукойла»?

4.
От бензина переходим к еще одной материи, на которую все чаще ссылаются, обосновывая рост цен, – к стройматериалам. Как сообщает «Экономика сегодня», рост цен на пиломатериалы объяснили в дальневосточном лесопромышленном холдинге RFP Group. По словам его главы Константина Лашкевича, причины тому две. Первая – подорожание леса в США. Вторая – ухудшение отношений между Китаем и Австралией.

Объяснение в целом логичное, вот только на ум приходит недоумение главного буржуина из сказки про Мальчиша-Кибальчиша: что же это за страна такая, где россияне начинают платить на треть больше за ремонт своей квартиры уже только потому, что Китай ссорится с Австралией?

Впрочем, в вопросе цен на пиломатериалы есть свет в конце тоннеля. Подобно тому, как совладелец «Лукойла» объяснил, в каком случае сырьевые магнаты готовы «снизить» цены на бензин, магнаты лесные пояснили, что нужно сделать, чтобы все было хорошо с ценами на пиломатериалы.

Рецепт прост и его озвучил уже упомянутый г-н Лашкевич, глава принадлежащего Роману Абрамовичу лесного холдинга. Нужно всего лишь разрешить в России приватизацию лесов. По мнению Лашкевича, чтобы инвесторы хотели вложиться в выращивание лесов взамен вырубленных, нужно передать им этот лес в частную собственность. А без приватизации никак: как сказал г-н Лашкевич, «я не буду этим заниматься». По его мнению, «на Дальнем Востоке продолжает исчезать лес с качественной древесиной, а ждать ее естественного роста придется от 80 до 120 лет».

Иными словами, те, кто вырубил этот лес так, что для его восстановления нужна до 120 лет, не согласны заниматься его восстановлением, если только им этот лес не отдадут в полную собственность. То есть вырубать лес отсутствие собственности не мешает, а вот восстанавливать – мешает.

Можно было бы, конечно, согласно финскому опыту, обязать тех, кто вырубает лес, оплачивать и его восстановление. По оценкам г-на Лашкевича, необходимо по 5 тысяч долларов на гектар. В задачке спрашивается: сколько тысяч долларов приносит лесным олигархам вырубка одного гектара леса и не получается ли так, что эти 5 тысяч долларов – небольшая капля в сравнении с извлекаемой прибылью?

Но это все – лишь домыслы, не имеющие ничего общего с яркой идеей приватизации русского леса олигархами и прочими известными дровосеками, которые готовы помимо распила в буквальном смысле заняться «распилом» и в переносном смысле этого слова.

Так что будем готовиться сменить и традиционные песни – на «Шумел сурово частный лес» и «Под крылом самолета о чем-то шумит чужая отныне тайга». Впрочем, все происходящее 60 лет назад весьма полно описано в фильме «Русский лес»: «Чего ж его жалеть, лес-то? Все одно: чужой он. Думаешь, без меня не раскрадут ее, Расею-то? Все берут, эва, из-за моря ручищи тянутся. Так как же русскому-то близ матушки не поживиться? Не жалей! Трать ее втрое, руби, хлеще вырастет!»

5.
В ожидании, пока резкий рост цен на рыбу и воду не вызовет к жизни идею приватизировать озера и реки России, россияне коротают время, наблюдая за ростом цен на продукты. Об этом мы подробно рассказывали в прошлом выпуске «1001 секунды об экономике».

Напомним лишь, что все ритейлеры также объясняют это не собственной жадностью, а исключительно подорожанием поставок, а сами они, торговые сети, практически ценовые агнцы. Но невыгодность бизнеса не мешает им продолжать укрупняться. Сеть «Магнит» поглощает «Дикси», а сеть «Лента» – супермаркеты «Билла» – об этом мы уже говорили. Остается добавить, что «Яндекс» покупает «Азбуку вкуса», а та же Лента» – пермскую розничную сеть «Семья».

Ирония судьбы: в эти же дни крупнейшие банкиры России, выразили обеспокоенность, что Центральный банк заявил о намерении регулировать так называемые экосистемы. Этим модным словечком называют теперь безудержную скупку бизнес-гигантами страны бизнесов поменьше.

О том, что не надо трогать экосистемы, специальным обращением главу Банка России Эльвиру Набиуллину уведомили, как сообщает РБК, «глава Сбербанка Герман Греф, глава ВТБ Андрей Костин, председатели правлений Газпромбанка и «Открытия» Андрей Акимов и Михаил Задорнов, а также президент Ассоциации банков России Георгий Лунтовский». Добавка «а также» про президента АБР, видимо, должна отделить настоящих сильных мира сего от «обслуживающего персонала» – руководителя лоббистской организации российских банкиров. Россиянам постарше эта формулировка напоминает ставшее присловьем незабвенное сообщение 1957 года об «антипартийной группе, в которую входили Молотов, Каганович, Маленков, Ворошилов, Булганин, Первухин, Сабуров и примкнувший к ним Шепилов».

Впрочем, дело не в формулировках, а в том, что продолжающаяся олигополизация отечественной экономики под маркой новомодных «экосистем» желает оставаться еще и бесконтрольной. Полагаю, г-жа Набиуллина, если бы не была скована noblesse oblige, могла бы ответить: экосистема – это не когда кто-то большой продолжает без разбору глотать все, что под руку попадется, а когда на платформе одного бизнеса расцветает другой, первому не принадлежащий.

Или, если воспользоваться привычным биологическим пониманием: у ручья лежит бревно, на нем растет опенок, а под ним живет бобер – это экосистема. А волк, который сожрал зайца, который перед этим слопал морковку, – это не экосистема, это просто живоглот в разрезе.

Между тем россияне приспосабливаются к новой жизни в условиях распухающих экосистем и роста цены поклейки обоев из-за ссоры Китая с Австралией. Как показал опрос международной компании Ipsos, россияне массово приготовились к ухудшению экономической ситуации. 76% россиян отметили изменение экономической ситуации в стране в худшую сторону, 19% не заметили никаких перемен,5% разглядели улучшение экономической ситуации.

Продолжения ухудшения ситуации в ближайшие месяцы ждут 55% участников опроса. 34% уверены, что изменений никаких не будет, 11% верят в лучшую жизнь еще по эту сторону земной юдоли.

От себя добавим: и, кстати, правильно делают, поскольку скоро многие россияне окажутся обладателями роскоши. Как сообщило официальное агентство страны автомобиль в России станет предметом роскоши. Причина все та же – рост цен. А причина роста цен – конечно же, материалы плюс ссора, но на этот раз не Китая с Австралией, а Китая с Америкой. Словом, если верить официальным СМИ, Китай действует на российские цены как средство для прочистки засоров на Бари Алибасова. И скоро будет впору на половине российских проблем написать: «made in China».

6.
Впрочем, в этом плане оптимистичен министр промышленности и чего-то еще России Денис Мантуров. Он считает, что совсем скоро россияне смогут покупать не меньше, а больше автомобилей. По его словам, «этому поспособствует льготное автокредитование».

В настоящее время, по данным Центробанка. Россияне имеют автокредиты на сумму более 1 трлн. рублей. Как пишет все то же РИА, «по информации Центробанка, полная стоимость автокредита – 12,8% годовых. Причем, несмотря на сокращение доходов, качество займов остается довольно хорошим».

Это прекрасно, но вот докука – спустя всего лишь четыре дня то же самое РИА сообщило, что просроченные долги россиян именно по автокредитам «растут рекордными темпами».Выясняется, что просрочка увеличивалась на 1% ежемесячно с начала года.

Из всего этого можно сделать только один вывод: автомобиль станет роскошью, но россиянам все же он будет доступен за счет автокредитов, которые в хорошем состоянии, если не считать, что просрочка растет рекордными темпами. Как-то так.

Если обе статьи РИА соединить в одно целое, то остается добавить в качестве финального аккорда советский лозунг 1930-х годов: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения».

7.
На автомобильных кредитах рекорды, которые ставят россияне, не заканчиваются. Как сообщает Росстат, просрочка по долгам ЖКХ в стране «достигла рекорда с начала пандемии» и подбирается к половине триллиона рублей. Коммунальщики с весны напоминают о штрафах, которые грозят неплательщикам, а заодно о новых штрафах, которые появляются на необозримых просторах коммунального фронта – например, о штрафах за выброс «опасного для здоровья» мусора. Например, батареек.

Вообще, забота о здоровье россиян достигла в последние годы столь небывалого масштаба, что не заботиться о здоровье стало опасным для здоровья.

И россиянам, которые запутались в обилии все новых и новых штрафов – за батарейки в мусоре, за курение, за мытье машин в неположенном месте, за недовакцинированность, за парковку, за сорняки на дачных участках, за ловлю грибов ниже определенного калибра, за сжигание мусора в худых железных бочках и вообще за все хорошее – впору попросить власти не вносить новые поправки в Жилищные, Административные и прочие кодексы, правила и законы, а издать для населения единый Штрафной кодекс и записать население в один большой штрафбат.

Впрочем, полагаю, властям не до этого: «Досуг мне разбирать вины твои, щенок. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

8.
О темном лесе мы уже говорили, так что задержимся на теме получателя штрафов – бюджета, которому, согласно Ивану Крылову, хочется кушать.

Любопытная картина вырисовывается. Бюджет России был профицитен долгие годы. Даже сверхпланово профицитен, коль скоро по итогам 2019 и 2020 годов в нем оставалось сверх плановых еще и по неплановому «неосвоенному» триллиону». В нынешнем году за первые полгода профицит бюджета составляет почти 626 млрд рублей.

И на этом фоне некоторым диссонансом звучит каскад других бюджетных новостей. Во исполнение поручения президента, правительство выделило малому и среднему бизнесу 1/7 части земного шара 500 миллионов рублей, то есть 0,08% даже не от самого бюджета, а от его профицита. От себя добавим: берите и ни в чем себе не отказывайте.

Логично, что Россия, согласно данным недавнего исследования компании Grant Thornton, вошла в число стран с наименьшей долей оптимистов среди предпринимателей и по уровню бизнес-оптимизма занимает предпоследнее место, между Японией и Аргентиной.

Впрочем, результаты исследования несколько дезавуируются комментарием одного из представителей той же структуры – директора Института стратегического анализа FBK Grant Thornton Игоря Николаева. Он заявил «Коммерсанту», что в России «отсутствие оптимизма в ответах еще не означает, что его и вправду нет». Иными словами, оптимизм в России как доходы – в значительной мере находится в серой зоне.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter