Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Финтех-тренды: топ-5 из подборок Bloomchain за год » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Финтех-тренды: топ-5 из подборок Bloomchain за год

4 августа 2021 Bloomchain
Какие тенденции и события мы обсуждали чаще всего.

Каждые две недели мы освещаем события рынка платежных, банковских, экосистемных и других решений в серии статей о финтех-трендах. Нашей рубрике исполнился год, поэтому мы собрали те направления, которые оказались наиболее значимыми за всю историю финтех-трендов по версии Bloomchain.

Больше продуктов, меньше разработки
В условиях ускоренной цифровизации из-за пандемии, собственные расходы бизнеса на IT могут быть не оправданы – тратить время и усилия на модернизацию своими силами может быть дороже и дольше, чем купить готовое решение. Поэтому крупные банки, нефинансовые компании и даже небольшие стартапы все чаще обращали внимание на low-code и no-code сервисы, встроенные и коробочные решения, а также маркетплейсы разработок.

Финтех-тренды: топ-5 из подборок Bloomchain за год

Выручка low-code технологий в млн долларов. Источник: Gartner

По прогнозам Gartner, low-code разработки в этом году вырастут на 23% – до $13,8 млрд. «Несмотря на то, что идея low-code не нова, сочетание перемен в цифровизации, гиперавтоматизация и рост композитного бизнеса привели к притоку предложений и увеличению спроса в этом сегменте, – комментирует Фабрицио Бискотти, вице-президент по исследованиям Gartner.

По прогнозам аналитической компании, к концу 2025 года половина всех новых клиентов low-code не будет относится к сегменту IT. Так, многие банки уже активно пользуются готовыми программными решениями.

Например, итальянский Credito Emiliano (Credem) запустил мобильное приложение на базе облачной платформы Temenos Infinity от low-code разработчика Temenos. Создание полноценного приложение заняло всего 9 месяцев, еще несколько уйдет на подготовку такого же сервиса для бизнеса. Мобильное приложение поможет клиентам Credem пользоваться базовыми услугами банка онлайн «бесшовно и с индивидуальным подходом».

Компания Unqork помогает традиционным игрокам конкурировать в технологиях с необанками – например, команда стартапа создала информационную систему для Goldman Sachs. Недавно компания запустила маркетплейс преднастроенных приложений и инструментов, и сейчас Unqork оценивают в $2 млрд.

Как работает Unqork. Источник: блог Morning Brew

Маркетплейсы разработок – еще один способ снизить участие бизнеса в разработке. Свою платформу IT-решений построит американский Citi, который в прошлом году инвестировал в стартап Dextcloud – он занимается системами разработки без программирования.

Российский «Сбер» открыл разработчикам доступ к своим технологиям через SmartMarket. Это платформа, где собрана информация о сервисах «Сбера» – спецификация API, SDK и другая документация. Там же есть конструктор смартапов, через который можно создавать приложения с нуля или на базе существующих шаблонов. Однако использовать разработки можно только внутри сервисов «Сбера» – это голосовые помощники «Салют», устройство для умного дома SberPortal, тв-приставка SberBox, операционная система для телевизоров «Салют ТВ» и мобильное приложении «Сбербанк Онлайн».

Способствовать легкой разработке будут коробочные решения и встроенные финансы. Как считают в Digital Horizon, с появлением инструментов интеграции платежей, дебетовых карт, кредиток, страховок и даже брокерских услуг в любые нефинансовые продукты, банки все меньше будут взаимодействовать со своими клиентами напрямую. Софтверным компаниям такой подход позволит увеличить доход от одного клиента в два-пять раз, а финансовым организациям — условно бесплатно привлечь новых пользователей и получить доступ к дополнительным, «контекстным» данным.

По данным опроса Finastra, BaaS-сервисы в ближайший год сильно повлияют на развитие банковской отрасли. Компания опросила почти 800 банкиров из разных стран – 85% респондентов ожидают, что Banking-as-a-Service (BaaS) окажет сильное влияние на банкинг в течение следующего года, а 40% полагают, что эффект будет «значительным».

Найди свою нишу
«Главный фактор успеха — найти рыночную нишу, в которой можно развивать свои конкурентные преимущества», – считает CEO платежного сервиса QIWI Андрей Протопопов. Тренд на выбор определенной ниши первоначально был присущ европейскому рынку, где необанки активно развиваются достаточно давно. Теперь он распространился на американский и российский рынок.

Нишей может быть определенная аудитория или конкретный набор продуктов. Например, финтех-сервис может быть ориентирован на представителей социальной группы – это могут быть люди одной профессии, возрастной или территориальной группы, одного уровня доходов, происхождения. Или предоставлять определенные услуги, которые могут быть полезны разным людям – например, необанки для контроля расходов, которыми могут пользоваться как взрослые, так и дети, чьи родители хотят следить за покупками ребенка.

Примеры нишевых необанков





Старший вице-президент и руководитель финтех-направления Visa Терри Ангелос уверен, что тренд на нишевый финтех сохранится. По его словам, необанки стали новыми «community banks», которые существовали в Америке еще полвека назад и обслуживали локальные коммуны. Только теперь, благодаря интернету и цифровизации, целевой аудиторий может быть кто угодно.

Финтех идет на развивающиеся рынки
На фоне стремительной цифровизации развивающихся стран, многие европейские стартапы решили начать экспансию на местные рынки. Railsbank, solarisBank, Wise, Revolut, и Rapyd – лишь часть европейских компаний, которые вышли в EM за прошедший год. Причинами может быть совокупность факторов:

Все больше жителей пользуются мобильным интернетом. Во многих развивающихся странах до сих пор сохранилась социальная дифференциация – люди ограничены в доступе к банковским услугам, их риск-профили не интересуют традиционные институты. При этом скорость проникновения интернета и смартфонов как никогда высока. Так, в Азии живет треть всего неподключенного к интернету населения мира, но ситуация быстро меняется. Например, в юго-восточной части региона ежегодно появляется 22 млн новых интернет-пользователей.


Пользователи интернета по регионам – наибольший прирост наблюдается в странах Африки, Центральной Азии и Латинской Америки. Источник: internetworldstats

Регуляторная база. Особенно отчетливо это прослеживается в Сингапуре, где стартапы поддерживают инвестициями – как частными, так и государственными. Местные венчурные компании вложили в развитие финтех-отрасли $2,5 млрд за последние пять лет. В то же время индийское правительство инициировало запуск регуляторных песочниц и дистанционных сервисов для бизнеса.

Инвестиционная активность. За последние пять лет финтех-стартапы Африки, Индии и Латинской Америки смогли привлечьоколо $23 млрд финансирования. Несмотря на общее падение притока инвестиций, сектор финансовых технологий выделяется на фоне других направлений, отмечают аналитики.


Финансирование финтех-стартапов на рынках EM за последние пять лет. Источник: Catalyst Fund

Социальная коммерция
Объединение социальных сетей и торговых сервисов становится все более явным. По оценкам ResearchAndMarkets, рынок социальной коммерции будет расти в среднем на 30% ежегодно и достигнет $604,5 млрд к 2027 году.

Согласно недавнему исследованию App Annie, за прошлый год пользователи потратили $115 млрд на мобильную коммерцию (+30% к прошлому году). При этом потенциал рынка социальной коммерции – $2 трлн к 2024 году, подсчитали в Technavio Research.

Самые крупные соцсети по количеству ежемесячно активных пользователей в США – Facebook, TikTok, Instagram, Facebook Messenger и WhatsApp. У всех перечисленных площадок в том или ином виде есть встроенные механизмы покупок.

В прошлом году Facebook представила инструменты для электронной торговли в WhatsApp, Instagram и Facebook, а в феврале начала работать с площадкой электронной коммерции Shopify. Кроме того, платежный сервис Facebook Pay выходит за пределы соцсети: теперь им смогут воспользоваться онлайн-магазины и маркетплейсы.

Все еще быстрорастущий TikTok уже тестирует встроенные покупки вместе с британскими брендами одежды. Как сообщают СМИ, в отличие от магазинов Facebook и Instagram, сервис коротких видео не будет отвечать за обработку транзакций – финансовая составляющая ляжет на продавцов. Электронная коммерция уже встроена в другое приложение ByteDance – Douyin, китайский аналог TikTok. За год работы сервиса, пользователи совершили сделки на $26 млрд.

Ни Instagram Shops, ни Facebook Shops, ни тем более e-commerce в TikTok пока не доступны в России. Развитием отечественных каналов социальной коммерции занимаются «Вконтакте», «Одноклассники» и «Aliexpress Россия».

VK анонсировал запуск собственного маркетплейса еще в прошлом году. На тот момент число продавцов на площадке составляло 190 тыс. Оформлять покупки, оплачивать их (в том числе через VK Pay), заказать доставку через СДЭК или Boxberry, следить за статусом заказов — все можно делать прямо в «Маркете». В марте соцсеть вместе с Mail.ru запустила «Мультимаркет». С его помощью мерчанты могут отслеживать и управлять заказами на «Одноклассниках», AliExpress и «Юле».

Соцсеть «Одноклассники» интегрировала товары AliExpress в свой маркетплейс осенью 2020 года. Пользователь может совершить покупку не только в разделе с товарами, но и прямо из своей ленты новостей или из видеоролика с карточкой товара.

Кроме того, российским пользователям доступны покупки в Telegram. Встроенный платежный сервис позволяет продавцам сопровождать клиента от первой консультации до совершения оплаты не выходя за периметр приложения. Для этого компания заручилась поддержкой девяти платежных систем – сам Telegram не занимается процессингом.

По мнению ResearchAndMarkets, ключевыми рынками социальной коммерции будут США, Европа, Канада, Япония и Китай, причем Китай останется самым быстрорастущим регионом. Главный драйвер местного s-commerce – стриминг.


Часы, которые пользователи проводят в стриминговых сервисах ежеквартально. Источник: State of Mobile, App Annie

В стране настолько популярны покупки во время онлайн-трансляция, что в мае местным властям пришлось ужесточить регулирование лайвов из-за участившегося фрода. Фейковые магазины использовали ботов, чтоб подняться выше в рейтинге и привлечь покупателей, а зрители покупали товары сами у себя, чтобы заработать виртуальные бонусы и комиссионные.

Из-за ажиотажа вокруг стриминга в Азии, американские Instagram и Youtube тоже намерены заняться продажами через видео-контент.

Подписки на все
За последний год стало возможным подписаться буквально на все – помимо цифровых и финансовых услуг, можно оформить подписку на электронику, еду, доставку цветов, мероприятия и даже на пользование автомобилем. В России, по данным сервиса Robokassa и Ainox, проникновение рекуррентных платежей по сегментам выглядит так:



К похожим выводам пришли в J’son & Partners Consulting. Эксперты подсчитали, что самые популярные сервисы по частоте использования в России – прослушивание музыки и просмотр видео, а каршеринг занимает последнюю строчку независимо от возраста и географии проживания.

Аналитики GlobalWebIndex утверждают, что при выборе подписки потребителю важно быть уверенными в непрерывной ценности, которую он получает. Особенно, если подписок несколько: все они сопряжены с постоянными, а не разовыми расходами. Для бизнеса рекуррентные платежи создают стабильный поток выручки, а также увеличивается LTV клиента – его легче удержать, потому что у него уже есть подписка, а значит он более лоялен и готов знакомиться с новыми продуктами.

В России подписки используют в основном экосистемы – «Сбер», МТС, Mail.ru Group и «Яндекс». Они могут предлагать услуги бандлами по относительно низкой цене, чем повышают привлекательность предложения. К примеру, с помощью подписок «Яндекса» и «Сбера» можно сэкономить на такси, кино и доставке продуктов, и вдобавок получить место в облачном хранилище или скидки на мобильную связь.

Усилия экосистем вполне могут окупиться – так, у «Яндекс.Плюса» число подписчиков достигло 8 млн в начале года, число активных клиентов «СберПрайм» и «СберПрайм+» насчитывает более 1,5 млн человек. Зампред «Сбера» Лев Хасис к 2023 году прогнозировал рост подписчиков экосистемы до 10 млн человек. Если прогноз Moody’s сбудется, то покупка подписки всего 10%-ами клиентов «Сбера» (а это около 10 млн) увеличит небанковские доходы экосистемы на 10 млрд рублей.

По подсчетам J’son & Partners Consulting, рынок российских экосистемных подписок к 2024 году вырастет до 39 млрд рублей (+25%). Аналитики прогнозируют, что сегмент продолжит расти как в количестве подписчиков, так и в денежном выражении.



Среди финтех-стартапов, которые помогают бизнесу настроить прием рекуррентных платежей, есть целый кластер игроков:

CloudPayments (Россия) – услуга Recurrent позволяет настроить регулярные списания денег с банковской карты без повторного ввода данных;

Ainox (Россия) – модуль приема рекуррентных онлайн-платежей по расписанию или разовой оплаты через сайт, соцсети, мессенджеры;

Среди иностранных проектов – совместный сервис Banco Sabadell со шведским стартапом Minna Technologies и продукт Subscriptions компании WooCommerce.

GlobalWebIndex утверждают, что при выборе подписки потребителю важно быть уверенными в непрерывной ценности, которую он получает. Тем более, если подписок несколько: все они сопряжены с постоянными, а не разовыми расходами. Поэтому потребители будут тщательнее отбирать сервисы, особенно в период финансовой нестабильности.