С 2018 г. Безос прочно занимает первое место в рейтинге Forbes. Основанная им компания много лет является лидером в сфере электронной коммерции и приносит доход, составляющий миллиарды долларов. По словам самого бизнесмена, к ошеломляющему успеху его привело то, что на первое место он всегда ставил клиентов и делал всё, чтобы им было удобно пользоваться сервисами его компании. Помогло и умение улавливать актуальные тренды — Amazon часто оказывается на шаг впереди конкурентов.
Детство и юность бизнесмена
Джефф родился 12 января 1964 г. в Альбукерке, штат Нью-Мексико, США. Его матери на тот момент было семнадцать лет — она ещё училась в школе, отцу — немногим больше. Вскоре их брак распался.
Спустя четыре года мать вышла замуж во второй раз, и новый супруг усыновил мальчика. Фамилию он получил как раз от отчима, поскольку с родным отцом даже не общался. Семья переехала в Хьюстон, где и прошло детство будущего предпринимателя.
С раннего возраста Безос удивлял домочадцев своими неординарными способностями. Например, при помощи отвёртки он разбирал свою детскую кроватку, а в школьном возрасте поставил сигнализацию в комнате, чтобы ему не мешали младшие братья и сёстры. Домашний гараж Джефф превратил в настоящую лабораторию, где трудился над научными проектами. Уже в 16 лет будущий миллиардер работал — делал бургеры в McDonald’s.
Когда Безос был подростком, семья переехала в Майами, штат Флорида. Здесь, во время учёбы в средней школе, юноша впервые познакомился с компьютерами и начал осваивать программирование. После этого он поступил в Принстонский университет на физический факультет, но понял, что его призвание — компьютерные науки, и перевёлся. Обучение он завершил в 1986 г., получив учёную степень в области электроинженерии и информатики.
Карьера программиста
После окончания университета Джефф устроился в брокерскую компанию Fitel, находящуюся на Уолл-стрит. Глубокие знания в компьютерной сфере и аналитические способности пригодились ему для отслеживания тенденций на фондовой бирже. Затем Безос трудился в одном из крупнейших банков США, Bankers Trust, и стал его вице-президентом. В 1990 г. он перешёл в инвестиционную компанию D. E. Shaw, где проработал до 1994 г. и тоже получил должность вице-президента.
Однако одарённый программист решил расстаться с перспективной работой ради мечты — создания собственного онлайн-магазина. В то время всемирная сеть использовалась в основном для обмена данными и сообщениями, понятия электронной коммерции не существовало. Безос видел, что популярность интернета стремительно растёт, и это открывает возможности для совершенно иной сферы бизнеса.
Интернет-магазин Amazon
Джефф Безос проанализировал работу и ассортимент ведущих компаний, торгующих по почте. Оказалось, что в их каталогах не представлены книги — этот список был бы настолько объёмным, что просто не поместился бы в конверт. Однако в интернете не существует ограничений по количеству товарных позиций, и Безос решил начать торговлю именно с книг.
Он отправился в Лос-Анджелес, где в то время проходил съезд книготорговцев, и выяснил, что у большинства издательств уже есть электронные каталоги книжной продукции. Оставалось только создать единую площадку, где покупатели находили бы нужные товары и размещали заказы на позиции, которых нет в наличии.
Основание бизнеса
Над созданием интернет-магазина вместе с Джеффом трудилась его супруга Маккензи, с которой он познакомился в 1993 г., ещё в период работы на Уолл-стрит. Сначала компания называлась Cadabra, затем была переименована в Amazon, получив название в честь реки Амазонки в Южной Америке, многоводной и с бесчисленными ответвлениями — именно таким виделся образ будущего интернет-магазина его создателям.
Закончив разработку сайта, Безос начал его тестирование. Предприниматель попросил 300 друзей и знакомых проверить, как работает новый ресурс. Результаты показали, что написанный им код функционировал без сбоев на различных платформах. Для широкого круга пользователей интернет-магазин Amazon был запущен в июле 1995 г., начальный капитал амбициозного проекта составил 300 тыс. долл. Эти деньги Джефф взял у родителей, которые получили 6% акций компании и через несколько лет тоже стали миллиардерами.
Первые успехи
Сначала команда интернет-магазина состояла всего из пяти человек. За первый месяц работы Amazon получил заказы на книги от жителей всех американских штатов и 45 иностранных государств. К сентябрю 1995 г. продажи выросли до 20 тыс. долл. в неделю. Безос продолжал совершенствовать сайт, вводя такие непривычные для пользователей функции, как покупка в один клик, возможность оставить отзыв, проверка заказа по электронной почте. Новости об открытии современного и удобного книжного интернет-магазина разлетелись по всему миру.
Постепенно ассортимент расширялся: в 1998 г. на сайте появились компакт-диски, компьютерные игры, бытовая техника, товары для дома, одежда, игрушки и электроника. Безос стремился сделать Amazon самой большой торговой площадкой в сети. Важнейшим качеством своего интернет-магазина Джефф Безос считал клиентоориентированность: «В бизнесе можно ориентироваться на конкурентов или на клиентов. Те, кто ориентируется на конкурентов, теряют инициативу. А тот, кто всё внимание уделяет клиентам, имеет большие шансы оказаться на коне». Он старался сделать так, чтобы пользователи могли найти на Amazon абсолютно любой товар.
В 1997 г. акции компании были впервые размещены на бирже NASDAQ. Капитализация составила 438 млн долл., ценные бумаги продавались по 18 долл. За первый день торгов Amazon удалось собрать 54 млн долл.
В 1999 г. компания купила 46% акций интернет-аптеки Drugstore.com. Это решение оказалось стратегически верным — в последующие годы торговля медикаментами в сети значительно выросла. Одновременно Безос заключил соглашение со старейшим в мире аукционным домом Sotheby’s. Также была запущена программа Shop the Web: покупателей направляли в другие интернет-магазины, где можно было купить товары, не представленные на Amazon.
На тот момент штат компании составлял около 3 тыс. человек, а годовые продажи превысили 610 млн долл. Ей принадлежало 85% книжного рынка в интернете. Личное состояние основателя Amazon уже тогда оценивалось в 10 млрд долл.
Однако впечатляющие результаты пока не оправдывали ожиданий акционеров — всю прибыль Безос вкладывал в развитие компании. Предприниматель рассчитывал, что доход стоит ожидать только через пять лет после начала работы, а пока нужно активно развиваться и стараться выйти на первые позиции.
В 2001 г. на фондовом рынке лопнул пузырь доткомов, образовавшийся в результате того, что акции интернет-компаний долгое время были переоценены. Тогда котировки Amazon тоже резко снизились, но отыграли своё падение, и она стала одним из лидеров рынка. В этот сложный период компании пришлось уволить часть персонала и сократить текущие расходы. Однако вскоре Amazon получила свою первую прибыль — 5 млн долл. за три месяца. Этот успех окончательно убедил инвесторов в перспективности интернет-магазина.
Лидер отрасли
В 2002 г. линейка одежды на сайте Amazon пополнилась всемирно известными брендами The Gap, Nordstrom и Land’s End. В сентябре 2003 г. интернет-магазин объявил о создании новой дочерней компании A9 для разработки поисковой системы, ориентированной на электронную коммерцию.
Безос понимал, что эпоха бумажных изданий заканчивается, на смену им приходят цифровые книги. Чтобы сохранить лидерство на рынке, компания переориентировалась на текущие тренды. В 2007 г. Amazon начала выпускать гаджеты, первым из которых стало устройство для чтения электронных книг Kindle. Размер шрифта в нём регулировался, имелось беспроводное подключение к интернету, позволяющее покупать, загружать и читать книги в любом месте и в любое время. Через Kindle можно было бесплатно скачивать многие классические литературные произведения, а цена большинства других книг была фиксирована и составляла 9,99 долл.
Чтобы обеспечить читателей всеми возможными изданиями, в компании появилось специализированное подразделение Amazon Publishing. Это решение помогло ей взять под контроль большую часть рынка бумажных и цифровых книг. В год выпуска Kindle продажи Amazon выросли на 38%, а прибыль — почти вдвое. Электронные книги стали основным направлением работы интернет-магазина.
После успеха с гаджетами для чтения компания стала выпускать ещё и планшеты, затем — мини-планшетные компьютеры (наподобие iPad). В 2014 г. Безос решил освоить рынок смартфонов, однако эта затея потерпела крах. Устройство получилось не слишком удачным: дизайн и технические характеристики не понравились покупателям, даже после снижения цены вдвое магазины отчитывались о полном отсутствии продаж. Более успешным стал выпуск телеприставки Fire TV и умной колонки Echo, представленных публике в том же году.
В 2006 г. была запущена платформа облачного хранения данных Amazon Web Services. Она стала первым сервисом этого направления, появившись раньше Google Cloud и Microsoft Azure. А в 2007 г. начал свою работу магазин цифровой музыки Amazon Music. В то же время Amazon запустил сервис для скачивания фильмов и телепередач в DVD-качестве. В 2010 г. это подразделение расширилось и начало выпуск собственных сериалов и кинолент. Спустя пять лет его сайт стал осуществлять трансляцию телевизионных каналов.
Компания завершила 2015 год с чистой выручкой в размере 107 млрд долл. Amazon стал крупнейшим интернет-ритейлером США, оборот которого в четыре раза превысил показатели ближайшего конкурента — Borders.
В 2013 г. Джефф Безос приобрёл газетное подразделение Washington Post Company за 250 млн долл. — тогда оно переживало не лучшие времена. Также под управление бизнесмена перешли несколько небольших периодических изданий Вашингтона. Впервые с 1933 г. ежедневная газета вышла из-под контроля семьи Грэм. Однако Безос заявил, что не станет активно вмешиваться в дела Washington Post и оставит прежнее руководство.
В 2017 г. Amazon приобрела продуктового ритейлера Whole Foods за 13,7 млрд долл. В сети магазинов продавались высококачественные деликатесы и органические продукты, теперь она должна была стать ещё и местом доставки заказов
интернет-магазина. Это позволило Безосу значительно расширить географию продаж.
По словам предпринимателя, его стратегия ведения бизнеса с 1995 г. нисколько не изменилась. В её основе — нацеленность на клиента, широкий ассортимент, самые низкие цены, быстрая и удобная доставка. В первую очередь нужно думать о том, что требуется людям, и воплощать это в жизнь. Чтобы бизнес был успешен, руководство должно следить за текущими трендами и стремиться завоевать лидерство в своей отрасли.
Космические исследования
Джефф Безос всегда интересовался космическими путешествиями. Финансовый успех Amazon позволил ему реализовать мечту: в 2004 г. предприниматель основал аэрокосмическую компанию Blue Origin. Она занимается разработкой новейших технологий для полётов в космос, поставив перед собой цель — сделать возможным длительное пребывание человека за пределами Земли.
Компания тестирует New Shepard (многопалубную ракету для путешествий в суборбитальное пространство) на площадке исследовательского кампуса недалеко от Сиэтла и на территории частного ракетного пускового комплекса в Западном Техасе. Безос надеется, что корабль позволит проводить эксперименты в условиях гравитации и откроет эру космического туризма.
Самый богатый человек на планете
В первые месяцы 2020 г., когда пандемия коронавируса потрясла мировую экономику, спрос на онлайн-услуги Amazon стремительно вырос, а вместе с ним и стоимость акций компании. К августу того же года состояние Безоса оценивалось более чем в 200 млрд долл., что сделало его самым богатым человеком в истории. На пике успеха он объявил о решении уйти с поста генерального директора Amazon летом 2021 г.
В 1999 г. журнал Time назвал Джеффа Безоса человеком года, а в 2012 г. журнал Fortune — бизнесменом года. Предприниматель уже долгое время занимает первое место в списке Forbes — на данный момент его капитал составляет 183,9 млрд долл. В начале 2021 г. бизнесмен уступил лидерство Илону Маску, но вскоре вернулся на прежнюю позицию.
Безос занимается благотворительностью: в 2018 г. он основал фонд для бездомных, в 2020 г. — экологический фонд Bezos Earth Fund. На счёт последнего бизнесмен намеревается внести 10 млрд долл., средства будут направлены на работы по предотвращению изменений климата. Кроме того, Безос не раз жертвовал крупные суммы на исследования, связанные с борьбой с онкологическими заболеваниями. Миллиардер говорит: «Раздача денег занимает столько же внимания, сколько и создание успешной компании».
В 2019 г. чета Безос развелась после 25 лет совместной жизни — Маккензи получила 4% акций компании Amazon, что соответствует 38,3 млрд долл. У бывших супругов четверо детей: трое родных сыновей и приёмная дочь-китаянка.
Цитаты Джеффа Безоса
«Большие вещи начинаются с малого. Самый большой дуб когда-то был простым жёлудем».
«Я потерял миллиарды долларов из-за неудач, связанных с Amazon. Но они не имеют значения. Несколько больших успехов компенсируют десятки вещей, которые не сработали».
«Когда я счастлив на работе, я прихожу домой с большим количеством энергии. Это позволяет мне быть хорошим мужем и отцом. Когда я счастлив дома, я становлюсь хорошим боссом и коллегой».
«Принимая утром душ, наши конкуренты думают о том, как обойти того или иного соперника. Мы же в душе думаем об инновациях, которые сделают жизнь клиента лучше».
«Ни один бизнес-план не выдерживает проверку реальностью. Реальность всегда отличается от картины, представленной в плане».
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу