Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Топ-10 самых высокооценённых предметов искусства » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Топ-10 самых высокооценённых предметов искусства

11 сентября 2021 Открытие | Открытый журнал Шевченко Богдана
Предметы искусства и антиквариат — один из сегментов группы альтернативных инвестиций, который веками вызывал большой интерес. Инвесторы-коллекционеры приобретают картины, скульптуры и другие арт-объекты, чтобы диверсифицировать свои портфели и получить доход на фоне роста их стоимости.

Далеко не все произведения искусства приносят большие деньги. Формально этот рынок делится на классическое и современное искусство. Классическое искусство с годами повышает свою ценность, его стоимость растёт от 90 до 100 000% в год. С современным искусством всё сложнее: цена арт-объектов меняется в режиме реального времени, так как сильно зависит от социально-политических процессов и модных тенденций. Творения художников, чьи имена не на слуху, в среднем приносят от 5 до 20% за год.

Несмотря на высокую волатильность арт-рынка, в рейтинге самых дорогих произведений искусства нечасто появляются новые имена. В этой статье приведены данные о самых высокооценённых произведениях, которые находятся в частных коллекциях, по состоянию на 2020 год.

«Спаситель мира» (около 1499 г.)

Леонардо да Винчи

Стоимость: 450,3 млн долл. (2017 г., аукцион «Кристис»)

В 2017 г. аукционный дом «Кристис» (Christie’s) назвал «Спасителя мира» последним произведением да Винчи, которое отдаётся в частные руки. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-плаза в Нью-Йорке собралось порядка тысячи коллекционеров, антикваров, журналистов и зрителей. Битва ставок началась с 90 млн долл. и длилась менее 20 минут. Рекордную цену в 400 млн долл. (ещё 50 млн долл. составили аукционные сборы) назвал принц Саудовской Аравии. До него с 2013 г. картиной владел российский бизнесмен и коллекционер искусства Дмитрий Рыболовлев, который отдал за полотно великого мастера 127,5 млн долл.

Топ-10 самых высокооценённых предметов искусства

Рис. 1. «Спаситель мира», Леонардо да Винчи. Источник: wikipedia.org

«Обмен» (1955 г.)

Виллем де Кунинг

Стоимость: 300 млн долл. (2015 г., частные торги)

Картиной в стиле абстрактного экспрессионизма владеет американский миллиардер и меценат Кеннет Гриффин. Работа де Кунинга отражает реальность мира, опустошённого войной. Ранее картина находилась в собственности фонда голливудского магната Дэвида Геффена. В процессе сделки Гриффин приобрёл сразу две картины. Вторая работа, «Номер 17А» Джексона Поллока, была оценена в 200 млн долл. В тот день был установлен абсолютный максимум суммы частной сделки по продаже произведений искусства.


Рис. 2. «Обмен», Виллем де Кунинг. Источник: wikipedia.org

«Игроки в карты» (пятая картина серии, написана в 1892–1893 гг.)

Поль Сезанн

Стоимость: 250 млн долл. (2012 г., частные торги)

Семья эмира Катара купила ценное произведение в стиле постимпрессионизм у греческого судовладельца Георга Эмбирикоса. Долгие годы он держал полотно у себя, отказывая всем покупателям. Переговоры о продаже картины Эмбирикос начал незадолго до своей смерти. На момент сделки картина французского живописца получила статус самого дорогого произведения искусства, проданного когда-либо на открытых или частных торгах.


Рис. 3. «Игроки в карты», Поль Сезанн. Источник: wikipedia.org

«Когда свадьба?» (1892 г.)

Поль Гоген

Стоимость: 210 млн долл. (2015 г., частные торги)

Эта картина — самая известная работа французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена. Более 50 лет она находилась на правах аренды в музее изобразительных искусств Базеля, а её владельцем был швейцарский бизнесмен Рудольф Штехелин. В 2015 г. он продал полотно организации Qatar Museums — госучреждению, управляющему коллекциями музеев Катара.


Рис. 4. «Когда свадьба?», Поль Гоген. Источник: wikipedia.org

«Номер 17А» (1948 г.)

Джексон Поллок

Стоимость: 200 млн долл. (2015 г., частные торги)

Джексон Поллок — яркий представитель абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века. У него был особый подход к творчеству. При работе над картиной «Номер 17А» художник не использовал кисть. Краски наносились путём хаотичного разбрызгивания слой за слоем. В 2015 г. её купил американский миллиардер Кеннет Гриффин.


Рис. 5. «Номер 17А», Джексон Поллок. Источник: wikipedia.org

«№ 6 (Фиолетовое, зелёное и красное)» (1951 г.)

Марк Ротко

Стоимость: 186 млн долл. (2014 г., частные торги)

Эта картина, написанная в технике светового поля, относится к наиболее известному периоду творчества Ротко. Полотно было куплено в 2014 г. за 186 млн долл. российским предпринимателем Дмитрием Рыболовлевым. Через год после сделки бизнесмен подал в суд на арт-дилера Ива Бувье. По словам Рыболовлева, дилер скрыл от покупателя, что в момент сделки являлся владельцем картины. Он покупал картины за полцены, а затем в несколько раз завышал их стоимость. Тяжбы продолжались шесть лет, но закончились ничем для российского бизнесмена.


Рис. 6. «№ 6 (Фиолетовое, зелёное и красное)», Марк Ротко. Источник: wikipedia.org

«Алжирские женщины (Версия О)» (1955 г.)

Пабло Пикассо

Стоимость — 179,4 млн долл. (2015 г., аукцион «Кристис»)

Картина «Алжирские женщины (Версия О)» входит в серию работ, написанную Пикассо в 1954–1955 гг. Создана по мотивам полотна Эжена Делакруа (на ней изображены наложницы в восточном гареме). Первым «Алжирских женщин» приобрёл знаменитый коллекционер Виктор Ганц за 212 тыс. долл. Сделка состоялась в 1956 г. Через 40 лет после смерти Ганца картину купил анонимный коллекционер уже за 31,9 млн долл. В следующий раз «Версия O» была выставлена на аукционе «Кристис» в мае 2015 г. и вскоре пополнила коллекцию бывшего катарского премьер-министра Хамада бен Джасима бен Джабера Аль Тани. Он заплатил за неё в пять раз больше предыдущего владельца — 179,4 млн долл.


Рис. 7. «Алжирские женщины (Версия О)», Пабло Пикассо. Источник: wikipedia.org

«Лежащая обнажённая» (1917–1918 гг.)

Амедео Модильяни

Стоимость — 170,4 млн долл. (2015 г., аукцион «Кристис»)

Владельцы «Лежащей обнажённой» — миллиардер из Китая Лю Ицянь и его супруга Ван Вэй. Они поместили картину в собрание частного Музея Лонг (Long Museum, Шанхай).


Рис. 8. «Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни. Источник: wikipedia.org

«Водяные змеи II» (1904–1907 гг.)

Густав Климт

Стоимость: 170 млн долл. (2015 г., частные торги)

Эта картина также имеет отношение к скандалу, который возник между Рыболовлевым и Бувье. Арт-брокер продал произведение Густава Климта российскому меценату в 2013 г. за 183,3 млн долл. В договоре было сказано, что картина принадлежит третьему лицу. Но в реальности владельцем картины был сам Бувье, который ранее приобрёл произведение искусства за 112 млн долл. Так как бизнесмен не смог добиться от швейцарского арт-дилера компенсации, в 2015 г. шедевр Густава Климта был снова выставлен на аукцион. Но на этот раз за него удалось выручить меньше. «Водяные змеи II» были проданы неизвестному покупателю за 170 млн долл. По слухам, картина находится в частной коллекции неназванной принцессы Катара.


Рис. 9. «Водяные змеи II», Густав Климт. Источник: wikipedia.org

«Шедевр» (1962 г.)

Рой Лихтенштейн

Стоимость: 165 млн долл. (2017 г., частные торги)

Картина в стиле поп-арт принадлежит управляющему хедж-фонда SAC Capital и коллекционеру Стивену А. Коэну. Его личное собрание предметов искусства оценивается в 1 млрд долл. Кроме произведения Лихтенштейна, туда входят работы Пабло Пикассо, Ван Гога, Энди Уорхола и многих других знаменитых художников.


Рис. 10. «Шедевр», Рой Лихтенштейн. Источник: wikipedia.org

Скульптуры тоже выставляются на аукционах, но, несмотря на старину и изысканность этого вида искусства, их не оценивают столь высоко, как картины. Самой дорогой скульптурой в мире признан «Указывающий человек» Альберто Джакометти. В 2015 г. лот ушёл за 141,3 млн долл. Имя покупателя не разглашается. Интересно, что творения Джакометти занимают также вторую, третью и десятую строчки рейтинга самых дорогих скульптур. Это позволяет назвать его самым коммерчески успешным скульптором современности.


Рис. 11. «Указывающий человек», Альберто Джакометти. Источник: wikipedia.org

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу