Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Fix Price Group Обзор показателей самой крупной российской торговой сети розничных магазинов низких фиксированных цен » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Fix Price Group Обзор показателей самой крупной российской торговой сети розничных магазинов низких фиксированных цен

18 сентября 2021 Открытие | Открытый журнал | Fix Price Болдов Михаил

Fix Price Group (FIXP) — одна из крупнейших в мире торговых сетей розничных магазинов низких фиксированных цен. Общее количество магазинов Fix Price под собственным управлением и работающих по франшизе на середину 2021 г. составляет 4600 торговых точек. Они расположены в России и странах ближнего зарубежья.

В марте 2021 г. компания провела успешное IPO на Лондонской бирже и вторичный листинг депозитарных расписок на Московской бирже и привлекла в ходе размещения более 1 млрд долл.

Обзор рынка

Кризис 2020 г., вызванный пандемией COVID-19 и вводимыми в связи с ней ограничениями, нанёс ущерб российской и мировой экономики и ударил по реально располагаемым доходам населения.

Динамика изменения реального ВВП России, %

Fix Price Group Обзор показателей самой крупной российской торговой сети розничных магазинов низких фиксированных цен

Рис. 2. Источник: данные Росстата

На этом фоне инфляция в России выросла в 2020 г. до 4,9%, что стало рекордным значением с 2016 г. В 2021 г. инфляция продолжила расти и в августе достигла 6,7% в годовом исчислении, обновив пятилетний максимум.

Динамика инфляции в России, %


Рис. 3. Источник: данные Росстата

Рост инфляции и падение реально располагаемых доходов населения ограничивает развитие розничной торговли в России. При этом формат магазинов с низкими фиксированными ценами является одним из самых быстрорастущих в России, хотя в целом занимает небольшую долю в общем объёме розницы: менее 1% в 2019 г.

Объём рынка розничной торговли по фиксированным ценам, млрд руб.


Рис. 4. Источник: проспект эмиссии Fix Price, стр. 47, прогноз Oliver Wyman

Fix Price оказалась одной из первых компаний в России, продвигающих концепцию торговой сети с фиксированными ценами, и сейчас ритейлер занимает доминирующую позицию на рынке в данном формате, согласно исследованию компании Oliver Wyman, 93% по итогам 2019 г.

Топ-3 крупнейших ритейлеров с фиксированными ценами в 2019 г., кол-во магазинов.


Рис. 5. Источник: презентация Oliver Wyman, стр.12

По данным Vector Study, узнаваемость бренда Fix Price среди российских потребителей составляет 87% на конец 2020 г.

Узнаваемость российских розничных сетей, %


Рис. 6. Источник: проспект эмиссии Fix Price, стр. 52, данные Vector Study

Обзор бизнеса

Модель бизнеса Fix Price Group — торговая сеть низких фиксированных цен — предполагает продажу продовольственных и непродовольственных товаров потребителям по одной фиксированной цене (или с определённым шагом цен).

Помимо России, магазины Fix Price работают в странах ближнего зарубежья: Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Грузии и Кыргызстане.

Розничная сеть Fix Price на 30.06.2021 г. в разбивке по странам, кол-во магазинов



На 30 июня 2021 г. под собственным управлением Fix Price Group находится 4099 магазинов и ещё 486 магазинов работают по договору франшизы.

Динамика торговой сети Fix Price, кол-во магазинов


Рис. 7. Источник: пресс-релиз Fix Price, проспект эмиссии Fix Price, стр. 69

Ассортимент товаров, продаваемых в одном магазине Fix Price, составляет 1800 позиций из 20 различных товарных категорий, включая еду, напитки, хозтовары, игрушки, книги, канцтовары, бытовую химию и прочее.

Структура розничных продаж по категориям по итогам 2020 г., %


Рис. 8. Источник: проспект эмиссии Fix Price, стр. 72

Большая часть продаж приходится на реализацию товаров, выпущенных под собственными торговыми марками. Кроме того, в магазинах представлена продукция ведущих мировых брендов, а также местных производителей — компания сотрудничает с 600 российскими и международными поставщиками.


Рис. 9. Источник: сайт компании

При формировании цен на продукцию в своих магазинах Fix Price использует ступенчатую модель, поэтому товары разной ценовой категории могут стоить 24, 55, 77, 99, 149, 199, 249 и 299 руб. (данные на середину 2021 г., источник: сайт компании).

За первые шесть месяцев 2021 г. общая торговая площадь сети увеличилась на 11% — до 983,9 тыс. м2. При этом торговая площадь магазинов под собственным управлением выросла на 10% — до 877,5 тыс. м2. Средняя торговая площадь одного магазина Fix Price — 215 м2.

Динамика торговой площади на конец периода, тыс. м2


Рис. 10. Источник: пресс-релиз Fix Price

Товарооборот компании на единицу площади в 2020 г. составил 230 тыс. руб.

Торговый товарооборот на единицу площади, тыс. руб. / м2


Рис. 11. Источник: проспект эмиссии Fix Price, стр. 100

Для стимулирования повторных продаж Fix Price использует программу лояльности, которая даёт различные бонусы при покупках. На конец июня 2021 г. количество зарегистрированных участников программы достигло 13,8 млн человек, а доля покупок с использованием карт магазина выросла до 42%.

Структура акционерного капитала компании на 8.04.2021, %


Рис. 12. Источник: данные с сайта Fix Price

После выхода на IPO в марте 2021 г. структура акционерного капитала Fix Price приобрела следующий вид.

Совместный контроль над компанией сохранили её основатели — Сергей Ломакин и Артём Хачатрян. Через подконтрольные структуры им принадлежит по 35,3% акций.

Ещё 1,9% акций владеет менеджмент Fix Price.

В свободном обращении находится 27,6% акций.

Финансовые показатели (по МСФО)

Динамика активов



Активы компании с 2017 по 2020 гг. выросли в 2,7 раза — до рекордных 82,7 млрд руб.

Капитал и обязательства



В 2020 г. компания отразила дефицит капитала в 3,6 млрд руб. за счёт возникновения непокрытого убытка по результатам прошлых лет. В 2020 г. (в преддверии IPO) на выплату дивидендов было направлено 32,6 млрд руб., или практически в два раза больше чистой прибыли, которую компания получила за тот же период. Вывод денег в пользу акционеров привёл к возникновению отрицательного капитала и увеличению долговой нагрузки. Обязательства компании в 2020 г. выросли в два раза к уровню 2019 г. — до 85,7 млрд руб.

Выручка, млн руб.



Выручка ритейлера с 2017 г. демонстрирует уверенный рост и достигла в 2020 г. рекордных 190,1 млрд руб.

Чистая и операционная прибыль



Растущую динамику показывают и показатели прибыли, обновившие максимумы в 2020 г. Операционная прибыль компании увеличилась за 2020 г. на 46% — до 26,9 млрд руб. Чистая прибыль за тот же период выросла на 33% — до 17,6 млрд руб.

Денежный поток, млн руб.



Показатели свободного и операционного денежных потоков компании растут.

История дивидендных выплат


Рис. 13. Источник: история дивидендных выплат Fix Price

На сайте Fix Price указано, что компания планирует направлять на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли по МСФО. Выплаты могут осуществляться не реже двух раз в год по итогам отчётного полугодия. При этом приоритетом для менеджмента являются инвестиции в рост и поддержание целевого уровня долговой нагрузки: коэффициент «чистый долг / EBITDA» не должен превышать 1 в среднесрочной перспективе.

Основные риски для миноритарных акционеров

Экономический кризис, повышение инфляции и падение реально располагаемых доходов населения.

Изменение покупательских привычек и рост популярности новых форматов в ритейле.

Высокая конкуренция в отрасли и появление новых участников рынка.

Падение эффективности бизнеса и снижение рентабельности продаж в расчёте на единицу торговой площади.

Замедление роста торговой сети.

Возможность обслуживать обязательства и эффективно инвестировать в развитие бизнеса.

Стратегические ошибки менеджмента.

Игнорирование интересов миноритарных акционеров владельцами крупных пакетов акций.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу