Ранее мы уже писали о том, для чего нужны особые экономические зоны и в чём их привилегии для государства и инвесторов. В этой статье предлагаем проанализировать, насколько эффективны ОЭЗ, функционирующие в нашей стране.
Оценка эффективности ОЭЗ
Минэкономразвития ежегодно оценивает эффективность деятельности ОЭЗ и составляет отчёт о результатах их функционирования. Оценка эффективности осуществляется по 25 абсолютным и относительным количественным показателям и по шести расчётным показателям эффективности. Если сводный расчётный показатель оценки больше 80% — значит, ОЭЗ функционирует эффективно, 40–80% указывают на достаточно эффективное функционирование ОЭЗ, при менее чем 40% ОЭЗ признаётся неэффективной.
Несмотря на сложности, по итогам 2020 г. ОЭЗ продемонстрировали свою эффективность. Среднее значение сводного показатели оценки функционирования по всем ОЭЗ составило 94%.
Для оценки эффективности ОЭЗ выделяют следующие параметры:
количество резидентов;
объём инвестиций;
объём выручки;
количество рабочих мест;
объём уплаченных налогов, таможенных пошлин и страховых взносов.
Динамика количества резидентов, ед.
*Данные представлены нарастающим итогом
Рис. 1. Источник: отчёт Минэкономразвития России о результатах функционирования особых экономических зон
Количество резидентов, в том числе иностранных, планомерно растёт: за шесть — почти в два раза. Это связано не только с увеличением количества территорий ОЭЗ, но и с привлечением новых инвесторов из-за рубежа.
Традиционно лидерами по объёмам инвестиций в ОЭЗ являются европейские страны (Нидерланды, Кипр, Германия), а также США, Турция и Япония.
Страны-лидеры по объёму инвестиций в ОЭЗ, млрд руб.
Рис. 2. Источник: данные Минэкономразвития РФ
За всё время функционирования ОЭЗ было создано 42,2 тыс. рабочих мест. За 2020 г. ОЭЗ предоставили 5448 новых рабочих мест. За шесть лет этот показатель вырос более чем в 2,5 раза.
Динамика количества созданных рабочих мест, тыс. ед.
*Данные представлены нарастающим итогом
Рис. 3. Источник: отчёт Минэкономразвития России о результатах функционирования особых экономических зон
Также наблюдается планомерный рост показателя выручки ОЭЗ. По итогам 2020 г. объём выручки от продажи товаров, акцизов, выполнения работ и оказания услуг, за вычетом НДС, составил 287,9 млрд руб., а за весь период функционирования ОЭЗ превысил 1,2 трлн руб.
Динамика общей выручки за год, млрд руб.
Рис. 4. Источник: отчёт Минэкономразвития России о результатах функционирования особых экономических зон
Важным фактором при оценке эффективности работы российских ОЭЗ является динамика уплаченных резидентами налогов, таможенных платежей и страховых взносов. За последние годы этот показатель также растёт по мере увеличения количества резидентов и их финансовых и операционных показателей. По итогам 2020 г. сумма уплаченных в бюджет налогов составила 24 млрд руб.
Динамика уплаченных резидентами налогов, таможенных платежей и страховых взносов за год, млрд руб.
Рис. 5. Источник: отчёт Минэкономразвития России о результатах функционирования особых экономических зон
В целом можно говорит об эффективности существующих ОЭЗ. Основные финансовые и операционные показатели демонстрируют уверенный рост, в том числе и в кризисный 2020 г. Однако положительные результаты достигаются по большей части за счёт ОЭЗ промышленно-производственного типа. В технико-внедренческих зонах, где функционируют инновационные предприятия, на товары и услуги которых спрос ещё до конца не сформировался, об эффективности можно будет говорить не ранее чем через десять лет. Что касается туристических ОЭЗ, то здесь курорты одного типа могут перетягивать туристов из одного региона в другой, ухудшая показатели эффективности.
Перспективы развития ОЭЗ
ОЭЗ — социально значимый и стратегически важный проект для нашей страны. ОЭЗ решают сразу несколько важных государственных задач: обеспечение притока иностранного капитала, борьба с безработицей, развитие экспорта и программы импортозамещения, привлечение инновационных технологий, создание высококвалифицированных кадров, развитие отдельных регионов.
В середине 2021 г. Минэкономразвития РФ внесло в Правительство РФ законопроект, который предусматривает объединение технико-внедренческих и промышленно-производственных зон. Данные меры должны упростить получение статуса резидента ОЭЗ. Кроме того, в новом законопроекте речь идёт и о новых налоговых льготах. Все эти меры должны улучшить показатели эффективности ОЭЗ в течение ближайших нескольких лет.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Оценка эффективности ОЭЗ
Минэкономразвития ежегодно оценивает эффективность деятельности ОЭЗ и составляет отчёт о результатах их функционирования. Оценка эффективности осуществляется по 25 абсолютным и относительным количественным показателям и по шести расчётным показателям эффективности. Если сводный расчётный показатель оценки больше 80% — значит, ОЭЗ функционирует эффективно, 40–80% указывают на достаточно эффективное функционирование ОЭЗ, при менее чем 40% ОЭЗ признаётся неэффективной.
Несмотря на сложности, по итогам 2020 г. ОЭЗ продемонстрировали свою эффективность. Среднее значение сводного показатели оценки функционирования по всем ОЭЗ составило 94%.
Для оценки эффективности ОЭЗ выделяют следующие параметры:
количество резидентов;
объём инвестиций;
объём выручки;
количество рабочих мест;
объём уплаченных налогов, таможенных пошлин и страховых взносов.
Динамика количества резидентов, ед.
*Данные представлены нарастающим итогом
Рис. 1. Источник: отчёт Минэкономразвития России о результатах функционирования особых экономических зон
Количество резидентов, в том числе иностранных, планомерно растёт: за шесть — почти в два раза. Это связано не только с увеличением количества территорий ОЭЗ, но и с привлечением новых инвесторов из-за рубежа.
Традиционно лидерами по объёмам инвестиций в ОЭЗ являются европейские страны (Нидерланды, Кипр, Германия), а также США, Турция и Япония.
Страны-лидеры по объёму инвестиций в ОЭЗ, млрд руб.
Рис. 2. Источник: данные Минэкономразвития РФ
За всё время функционирования ОЭЗ было создано 42,2 тыс. рабочих мест. За 2020 г. ОЭЗ предоставили 5448 новых рабочих мест. За шесть лет этот показатель вырос более чем в 2,5 раза.
Динамика количества созданных рабочих мест, тыс. ед.
*Данные представлены нарастающим итогом
Рис. 3. Источник: отчёт Минэкономразвития России о результатах функционирования особых экономических зон
Также наблюдается планомерный рост показателя выручки ОЭЗ. По итогам 2020 г. объём выручки от продажи товаров, акцизов, выполнения работ и оказания услуг, за вычетом НДС, составил 287,9 млрд руб., а за весь период функционирования ОЭЗ превысил 1,2 трлн руб.
Динамика общей выручки за год, млрд руб.
Рис. 4. Источник: отчёт Минэкономразвития России о результатах функционирования особых экономических зон
Важным фактором при оценке эффективности работы российских ОЭЗ является динамика уплаченных резидентами налогов, таможенных платежей и страховых взносов. За последние годы этот показатель также растёт по мере увеличения количества резидентов и их финансовых и операционных показателей. По итогам 2020 г. сумма уплаченных в бюджет налогов составила 24 млрд руб.
Динамика уплаченных резидентами налогов, таможенных платежей и страховых взносов за год, млрд руб.
Рис. 5. Источник: отчёт Минэкономразвития России о результатах функционирования особых экономических зон
В целом можно говорит об эффективности существующих ОЭЗ. Основные финансовые и операционные показатели демонстрируют уверенный рост, в том числе и в кризисный 2020 г. Однако положительные результаты достигаются по большей части за счёт ОЭЗ промышленно-производственного типа. В технико-внедренческих зонах, где функционируют инновационные предприятия, на товары и услуги которых спрос ещё до конца не сформировался, об эффективности можно будет говорить не ранее чем через десять лет. Что касается туристических ОЭЗ, то здесь курорты одного типа могут перетягивать туристов из одного региона в другой, ухудшая показатели эффективности.
Перспективы развития ОЭЗ
ОЭЗ — социально значимый и стратегически важный проект для нашей страны. ОЭЗ решают сразу несколько важных государственных задач: обеспечение притока иностранного капитала, борьба с безработицей, развитие экспорта и программы импортозамещения, привлечение инновационных технологий, создание высококвалифицированных кадров, развитие отдельных регионов.
В середине 2021 г. Минэкономразвития РФ внесло в Правительство РФ законопроект, который предусматривает объединение технико-внедренческих и промышленно-производственных зон. Данные меры должны упростить получение статуса резидента ОЭЗ. Кроме того, в новом законопроекте речь идёт и о новых налоговых льготах. Все эти меры должны улучшить показатели эффективности ОЭЗ в течение ближайших нескольких лет.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу