Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как основатель Evergrande пытается спасти свою империю » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как основатель Evergrande пытается спасти свою империю

12 октября 2021 Financial One | Evergrande
Еще четыре года назад Сюй Цзяинь, председатель совета директоров Evergrande, активно соревновался с Джеком Ма за звание богатейшего человека Азии, но теперь его состояние стремительно уменьшается, а обширная империя недвижимости находится на грани краха.

Если раньше в трудные времена Цзяинь мог рассчитывать на помощь друзей-магнатов и поддержку местных властей, то в этот раз, с долговыми обязательствами в $305 млрд и подешевевшими акциями компании, предприниматель выглядит более одиноким, чем когда-либо.

Что произойдет с Цзяинем, остается открытым вопросом, в том числе сохранит ли он право собственности на построенную империю. Например, один из его союзников миллиардер Чжан Цзиньдун потерял контроль над розничным подразделением своего конгломерата Suning после полученной в июле финансовой помощи от государства. Других руководителей обанкротившихся компаний постигла худшая участь – от ареста до казни.

Империя Цзяиня превращается в одну из крупнейших жертв усилий президента Си Цзиньпина по обузданию чрезмерных долгов конгломератов и снижению рисков на национальном рынке жилья. Evergrande и ее дочерние компании были созданы за счет сочетания выпуска долларовых долговых обязательств, продажи акций, банковских кредитов и теневого финансирования. Сейчас им как минимум предстоит реструктуризация долга, которая может стать крупнейшей в истории Китая.

Даже давние сторонники Цзяиня теряют терпение. В частности, Chinese Estates Holdings, контролируемая семьей его партнера Джозефа Лау, продает акции Evergrande и заявила, что может избавиться от всей своей доли.

В июле Цзяинь был публично замечен на праздновании 100-летия Коммунистической партии Китая, что свидетельствует о силе его политических связей. Тем не менее отсутствие общественной поддержки предпринимателя из Пекина и рушащееся состояние вынуждают его активизировать усилия по спасению своей империи, такие как продажа долей в некоторых некогда ценных активах Evergrande, включая контрольный пакет акций подразделения по оказанию услуг в сфере недвижимости другому застройщику, контролируемому семьей Чу.

Расширяющаяся империя

Сюй Цзяинь пережил множество испытаний. Он родился в провинции Хэнань в 1958 году. Потеряв мать в младенчестве, воспитывался бабушкой и отцом, которые зарабатывали на жизнь рубкой дров. Образование позволило вырваться из нищеты.

Цзяинь окончил Уханьский университет науки и технологии в 1982 году, как раз в разгар проведения политики реформ и открытости, возглавляемой Дэном Сяопином. После работы в сталелитейной компании он уволился в 1992 году, чтобы попытать счастья в сфере недвижимости.

Цзяинь основал Evergrande в 1996 году в Гуанчжоу и в течение следующих десятилетий превратил фирму в колосса, контролировавшего территорию в пять раз больше Манхэттена. По мере развития компании росло и богатство ее основателя. Личное состояние Цзяиня в 2017 году достигло $42 млрд. Его контрольный пакет акций Evergrande означал и щедрые дивиденды – по подсчетам Bloomberg, только с 2011 года бизнесмен получил $8 млрд.

Цзяинь постарался, чтобы его бизнес соответствовал приоритетам лидеров Коммунистической партии Китая, особенно Си Цзиньпина, – от превращения страны в мирового технологического лидера до победы на чемпионате мира по футболу. Цзяинь восторженно рассказывал о миллионах рабочих мест, созданных компанией, и миллиардах юаней, выплаченных в качестве налогов. Он также является крупным филантропом и даже возглавлял китайский список Forbes по благотворительности.

Новая эра

Так или иначе, все большее беспокойство вызывал размер долгов компании, которые к 2018 году выросли более чем до $100 млрд. В том же году Народный банк Китая включил Evergrande в список организаций, которые могут представлять потенциальные риски для финансовой системы.

Цзяинь, пообещав сократить зависимость от кредитных средств, обратился к друзьям и корпоративным связям, чтобы собрать деньги. С 2018 года его компании заключили сделки на сумму около $3,6 млрд с империями недвижимости, которыми управляют три других китайских магната, включая Лау.

Но регуляторы продолжали закручивать гайки. Теневые кредиты – небанковское финансирование, на долю которого в 2019 году приходилось почти треть долга Evergrande, – иссякли, и, тщательно изучив непрозрачные займы через совместные предприятия, регулирующие органы предотвратили новые с помощью так называемой политики «трех красных линий», ограничивающей леверидж.

В 2020 году утечка письма Evergrande правительству провинции Гуандун предупреждала о том, что компании может грозить потенциальный дефолт, который способен взбудоражить финансовую систему. Вскоре после этого при поддержке местных чиновников было достигнуто соглашение о том, чтобы избежать большей части выплат, и Цзяинь ненадолго отступил от края пропасти.

Споры с поставщиками из-за неоплаченных счетов стали попадать в заголовки газет. Одни добивались замораживания активов, другие полностью останавливали проекты. Поддержка местного населения уменьшилась, по крайней мере, публично, поскольку Си Цзиньпин предпринимает все более жесткие меры в секторе недвижимости и продолжает кампанию по созданию «общего процветания».

Несмотря на размер Evergrande, маловероятно, что Пекин предпримет какие-то действия, чтобы помочь. По мнению директора Института исследований развивающихся рынков при Гонконгском университете науки и технологии Дональда Лоу, крупная финансовая поддержка будет рассматриваться как масштабная субсидия для богатых и послужит неверным сигналом, в то время как Си Цзиньпин пытается обуздать миллиардеров и сократить разрыв в благосостоянии нации.

Вместо этого Цзяинь активизировал продажу активов, чтобы найти средства для погашения долгов перед многочисленными кредиторами компании – от розничных инвесторов, требующих выплаты около 40 млрд юаней по высокодоходным инвестиционным продуктам Evergrande, до 1,6 млн покупателей жилья, внесших депозиты за квартиры, которые еще не построены, а также держателей облигаций. Международные рейтинговые компании неоднократно понижали рейтинг долговых обязательств Evergrande, поскольку росло беспокойство по поводу того, что фирма может объявить дефолт.

В прошлом месяце Evergrande согласилась продать часть пакета акций одного из банков на материке местному правительству в рамках сделки, которая, по мнению S&P Global Ratings, стала первым шагом к решению кризиса ликвидности компании. Также она договорилась о продаже 51% акций своего подразделения по оказанию услуг в сфере недвижимости компании Hopson Development Holdings, что, как считает стратег Everbright Sun Hung Kai Co Кенни Нг, поможет погасить краткосрочные долги, но ограничит будущий рост Evergrande.

Компания не делала официальных заявлений касательно несостоявшихся выплат купонов по долларовым облигациям, несмотря на то, что финансовые регуляторы рекомендовали ей принять все возможные меры, чтобы избежать дефолта. Льготный 30-дневный период, в течение которого Evergrande может погасить обязательства, завершается 22 октября, при этом она пропустила выплаты процентов по меньшей мере двум крупнейшим банковским кредиторам. Акции компании в этом году упали на 80%, а ее долларовые облигации находятся на рекордно низком уровне.

Поскольку Цзяинь выглядит все более изолированным, время покажет, сможет ли миллиардер найти выход из сложившейся ситуации. В любом случае его империя будет выглядеть совсем иначе.