14 октября 2021 Financial One
Старт космического туризма приходится на 2001 год, когда американский предприниматель Деннис Тито отправился вместе с двумя профессиональными космонавтами на МКС, где пробыл неделю.
В последующие годы богатые люди периодически стали летать в космос и проводить по несколько дней на станции, при этом всегда в сопровождении профессионалов. Но миссия Inspiration 4 в сентябре изменила правила игры.
SpaceX запустила ракету-носитель Falcon 9, которая вывела пилотируемый корабль Crew Dragon с экипажем из четырех человек на орбиту высотой 590 км, где они находились в течение трех дней. Так называемая первая гражданская миссия обошлась примерно в $200 млн и собрала сумму пожертвований почти в $240 млн. Сам полет и подготовка к нему были сняты для пятисерийного документального фильма Netflix.
В январе 2022 года компания Axiom Space в рамках миссии AX-1 отправит к МКС аппарат Crew Dragon с тремя бизнесменами и одним опытным астронавтом на борту.
Однако именно наши соотечественники доминируют в заголовках новостей о космическом туризме: 5 октября с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз МС-19» с актрисой Юлией Пересильд и режиссером Климом Шипенко, а также космонавтом Антоном Шкаплеровым. Они две недели проведут на МКС, где должны отснять материал для фильма «Вызов».
Пересильд играет врача, которая летит на станцию, чтобы спасти жизнь тяжелораненого космонавта во время первой операции на сердце в условиях невесомости. Кино будет содержать не менее 35 минут космических сцен.
Голливудская звезда Том Круз, чей полет на МКС был объявлен NASA в мае 2020 года, оказался вынужден уступить место россиянам. В декабре же на «Союзе» туда отправятся двое японцев, включая миллиардера Юсаку Маэдзава, который ранее объявил о том, что намеревается в 2023 году облететь Луну и готов взять с собой несколько человек.
При этом в социальных сетях Маэдзава заявил, что ищет себе в компаньоны женщину, и уже почти 30 тысяч японок выразили заинтересованность. Как бы то ни было, в разработке звездолета Starship, на котором планируется полет, есть задержки. Несмотря на успешную посадку прототипа первой ступени, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) все еще требует времени для экологической экспертизы и слушаний.
Кто несет ответственность за несчастные случаи с участием космических туристов?
С юридической точки зрения, ответственность поставщика услуг за пассажиров на борту имеет особое значение в космическом туризме. Однако в отдельных штатах США были созданы специальные правовые нормы, в соответствии с которыми она исключается при определенных условиях.
«Как космический турист вы заявляете, что вас проинформировали о рисках, соглашаясь с тем, что компания не несет ответственности за травмы или смерть за исключением случаев умышленного характера действий или грубой халатности», – отметил космический юрист Инго Бауманн из BHO Legal в Кельне.
Тем не менее полеты Virgin Galactic и Blue Origin являются исключительно суборбитальными: несколько минут невесомости на высоте от 80 до 100 км, а затем незамедлительное возвращение. В то же время цены на билеты здесь составляют всего шесть цифр, а не восемь, как в случае с орбитальными полетами SpaceX и «Союза». И поэтому следующие космические туристы тоже выстраиваются в очередь. Например, сегодня, 13 октября, корабль Blue Origin совершил суборбитальный полет с девяностолетнем актером Уильямом Шетнером, известным по роли капитана Кирка в классическом сериале «Звездный путь».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба