Нефтегазовые доходы РФ: почему Минфин дает консервативный прогноз? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Нефтегазовые доходы РФ: почему Минфин дает консервативный прогноз?

14 октября 2021 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Доля нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета снизится, написали сегодня "Известия" со ссылкой на Минфин РФ. Согласно бюджетному прогнозу ведомства, внесенному в Госдуму, зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов к 2036 году сократится почти на треть и опустится ниже отметки в 25% от всей прибыли казны.

Минфин РФ сейчас в целом весьма осторожно оценивает риски для долгосрочной бюджетной стабильности в результате политики энергоперехода. Это видно и из опубликованных недавно "Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов". Там он пишет, опираясь на выводы международных экспертов, что даже в инерционном сценарии пик мирового спроса на нефть будет достигнут уже к 2025 году, а, согласно сценарию, углеродная нейтральность (нулевые выбросы), спрос на нефть за 30 лет упадет почти в 5 раз.

Естественным следствием из этого должно стать и снижение цен на нефть – Минфин приводит вывод, что уровень цен в таких условиях будет определяться уровнем расходов по добыче удельного барреля нефти - от 30 до 50 долл./барр. (в ценах 2020 года) в зависимости от сценария. Видимо, на этом и основано консервативное прогнозирование Минфином будущих нефтегазовых доходов.

Результаты стресс-теста Минфина показывают, что в наиболее агрессивном сценарии уровень суверенных резервных активов (ФНБ) может упасть ниже 3% ВВП уже в начале 30-х гг. Исходя из этого, Минфин предлагает перейти к более консервативному использованию ФНБ на финансирование инвестиций в инфраструктурные проекты и повысить минимальную планку резервных активов ФНБ с 7% до 10% ВВП. Кроме того, механизм бюджетного правила является в значительной мере страховкой от падения цен на нефть, поскольку нефтегазовые доходы, сформированные по цене выше цены отсечения (примерно $44-46/барр. в 2022-2024 гг.) не идут на финансирование расходов, а зачисляются в ФНБ. То есть бюджет и так рассчитан, исходя из невысоких цен на нефть, значительно более низких, чем текущие рыночные.

Между тем в сегодняшнем обзоре Международного энергетического агентства (World Energy Outlook) приведены менее пессимистические прогнозы. Так, МЭА прогнозирует резкое падение цен на нефть лишь в наиболее жестком сценарии полной углеродной нейтральности – Net Zero Emissions (NZE). Он предполагает падение объема потребления до 25 млн баррелей в сутки. В этом случае ожидается падение цен на нефть до $36 за баррель к 2030 г. и до $24 за баррель к 2050 г.

В более инерционном сценарии, если страны реализуют уже анонсированные меры – Announced Pledges Scenario (APS) - мировой спрос на нефть достигает пика в 2025 г., а затем начинает постепенно снижаться до 75 млн баррелей в сутки к 2050 г., а цена нефти составит $67 в 2030 г. и $64 в 2050 г. И, наконец, в самом умеренном сценарии - Stated Policies Scenario (STEPS) - спрос достигает пика к 2030 г., а потом плавно сокращается. В этом случае к 2030 г. нефть будет стоить $77 за баррель, а к 2050 г. - $88.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter