Индексы потребительской инфляции в США угрожающе выросли. Но ещё больше выросли индексы промышленной инфляции. Причём они могут не в полной мере отражать всю картину происходящего, и не все регистрируемые этими индексами процессы вызваны денежной эмиссией.
Распространение инфляционных ожиданий среди населения США и среди бизнес-сообщества на фоне всё ускоряющейся денежной эмиссии — явление закономерное. Начавшийся рост индекса потребительских цен и индекса промышленной инфляции подтверждает ожидания. Как долго будет продолжаться этот рост и каких значений достигнут показатели инфляции?
Рост цен производителей задаёт дальнейший рост инфляции
Индекс цен производителей (PPI), который фиксирует рост цен на используемые в производстве материалы и комплектующие (его называют иногда индексом промышленной инфляции), является опережающим показателем для индекса цен на промышленные товары (PPE).
Рис. 1. Индекс потребительских цен в США (CPI) — рост в процентах в годовом выражении. Источник: investing.com
Рис. 2. Индекс цен производителей в США (PPI) — изменение в процентах по отношению к предыдущему месяцу. Источник: investing.com
С октября 2020 по сентябрь 2021 г. рост цен на материалы и комплектующие для промышленности в США составил 8,29%. А если темпы роста промышленной инфляции сохранятся на уровне последнего квартала — то годовой индекс PPI достигнет 11,35%. Потребительская инфляция через шесть, девять или двенадцать месяцев может подняться до этих значений и превысить их.
Глобальные цепочки поставок — узкое место
Каков же механизм роста промышленной инфляции? На неё денежная эмиссия не должна оказывать такого прямого воздействия, как на потребительские цены. Пока напечатанные деньги не дошли до потребителей и те не начали их тратить, промышленную инфляцию может разгонять только увеличение издержек. А здесь в глобальной экономике в первую очередь дают о себе знать проблемы логистики.
Пандемия негативно повлияла на налаженные каналы поставок: где-то были временно перекрыты границы, прервано грузовое авиасообщение, и сборочные предприятия не дождались комплектующих вовремя. В некоторых странах из-за санитарных мер была остановлена работа предприятий, что сказалось на всей технологической цепочке. Даже когда отделам закупок удавалось решить логистические проблемы, удлинение и усложнение маршрутов поставок увеличивало сроки и стоимость доставки комплектующих. Для некоторых производств к этому добавилась необходимость поиска альтернативных поставщиков взамен тех, кто временно приостановил работу или не справлялся с объёмами поставок.
Это отразилось на объёмах выпуска конечной продукции и на задержках с её поставкой в торговую сеть / потребителям.
Явный дефицит и скрытое подорожание
Отдельную роль сыграло сочетание глобализации и финансовой оптимизации. Из-за первой цепочки поставок тянутся в другие страны и на другие континенты. А из-за второй у большинства предприятий нет сколько-нибудь значительного запаса комплектующих.
Результат можно наблюдать в США на рынке автомобилей. Нехватка дефицитных чипов мешает продавать практически сошедшие с конвейера машины. А автодилеры принимают заказы от покупателей со сроком поставки в два, три, четыре месяца. Или устраивают аукционы по продаже автомобилей со установленными «сверхпланово» пришедшими чипами. Это приводит к подорожанию автомобилей для потребителей, но почти не отражается в статистике потребительской инфляции. Дело в том, что через аукционы продаётся право на приобретение или услуги внеочередного тюнинга автомобиля по переукомплектации встроенных чипов. Отрасль автосервиса показывает рост оборотов, а цены на автомобили даже снижаются: нельзя же продавать автомобиль, который сошёл с конвейера без нескольких чипов, не по сниженной цене.
К тому же американцы, оказавшиеся во время локдауна и санитарных ограничений без прежних доходов, стали трепетнее относиться к расходам на новые автомобили и чаще выбирать автомобили подержанные. Компании, которые торгуют автомобилями с пробегом, показывают в 2021 г. рекордные обороты. Но цена этих автомобилей ниже, чем у новых, что тоже снижает индекс роста потребительских цен.
Торговля мебелью в США в глубинке массово переходит на заказ по образцам. Складские запасы сократились, и покупателям приходится ждать от двух до четырёх месяцев, пока купленная мебель приедет из Китая. При сохранении прежних цен поставка с такой отсрочкой после предоплаты означает их скрытое повышение.
Проблемы глобальной логистики
Часто ограничителем для конечных производителей оказывается не отсутствие возможности быстро нарастить производство комплектующих, а проблемы со своевременной доставкой. В построенной к 2020 г. глобальной экономике производственные цепочки включают в себя компании на разных континентах, которые расположены на расстоянии в тысячи и десятки тысяч километров друг от друга. Пока система работала стабильно и выпуск колебался на проценты, предприятия-сборщики экономили значительные деньги, не омертвляя их в производственных запасах. Но в такой системе любой сбой в поставках оборачивается проблемами. Вроде аварии контейнеровоза Ever Given, которая заблокировала Суэцкий канал с 23 по 30 марта, а нормальный ритм движения был восстановлен только к 3 апреля. Текущее сокращение поставок усугубляется нехваткой судов (их движение было приостановлено) и оборачивается ростом цены фрахта, а значит, и ростом себестоимости доставки продукции.
Авария в Суэцком канале не единственная причина логистических проблем. Закрытие Китаем сухопутных границ потребовало переориентации на более медленные морские пути вместо железнодорожного транспорта — а это спрос на дополнительные контейнеры и дополнительные суда. Санитарные ограничения в Сан-Франциско и Лос-Анжелесе привели к замедлению разгрузки контейнеровозов, из-за чего в океане временами дрейфовали десятки судов. Это означало временное исключение из оборота ещё какой-то части контейнеров и контейнеровозов. Возникший дефицит привёл к росту цен на морские перевозки. Доставка контейнера из Юго-Восточной Азии на Восточное побережье США возросла в цене с 3 тыс. долл. до более чем 20 тыс. долл.
При этом острота проблем с доставкой мешает транспортным компаниям оптимизировать загрузку контейнеровозов, и они порой доставляют за рейс меньшее количество контейнеров, чем раньше. А это ещё более увеличивает цену доставки единичного контейнера.
Логистические проблемы приобретают порой совершенно неожиданный характер. В Британии образовался дефицит топлива на заправках при его наличии на нефтеперерабатывающих заводах. Проблема в дефиците водителей бензовозов: после окончания переходного периода по Brexit трудовым мигрантам стало необходимо получать визы для работы в Великобритании. В этих условиях цены на бензин могли вырасти, но пока введены ограничения на объём заливаемого в один бак бензина, и правительство обещает мобилизовать военнослужащих для доставки топлива на заправки.
Влияние логистики на экономику
В условиях экономического роста обострение логистических проблем давно бы вызвало увеличение инвестиций в строительство новых контейнеровозов и расширение производства контейнеров. Но, в условиях стоящих на рейде неразгруженных судов (которые когда-то опять включатся в работу) и разговоров о возвращении многих производств из Китая обратно в США, и речи не идёт о существенном росте мирового торгового тоннажа.
Увеличение издержек на доставку комплектующих будет продолжать влиять на рост себестоимости конечной продукции. На фоне энергетического кризиса это может быть не самым важным фактором, но он останется даже после того, как цены на энергоресурсы стабилизируются.
Пока же при номинальном годовом росте ВВП США на 6,8% розничная торговля в США сократилась (-1% ВВП), также как доля отрасли «Транспорт и складирование» (-0,27% ВВП), то есть логистические затраты возросли, но за пределами США.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Распространение инфляционных ожиданий среди населения США и среди бизнес-сообщества на фоне всё ускоряющейся денежной эмиссии — явление закономерное. Начавшийся рост индекса потребительских цен и индекса промышленной инфляции подтверждает ожидания. Как долго будет продолжаться этот рост и каких значений достигнут показатели инфляции?
Рост цен производителей задаёт дальнейший рост инфляции
Индекс цен производителей (PPI), который фиксирует рост цен на используемые в производстве материалы и комплектующие (его называют иногда индексом промышленной инфляции), является опережающим показателем для индекса цен на промышленные товары (PPE).
Рис. 1. Индекс потребительских цен в США (CPI) — рост в процентах в годовом выражении. Источник: investing.com
Рис. 2. Индекс цен производителей в США (PPI) — изменение в процентах по отношению к предыдущему месяцу. Источник: investing.com
С октября 2020 по сентябрь 2021 г. рост цен на материалы и комплектующие для промышленности в США составил 8,29%. А если темпы роста промышленной инфляции сохранятся на уровне последнего квартала — то годовой индекс PPI достигнет 11,35%. Потребительская инфляция через шесть, девять или двенадцать месяцев может подняться до этих значений и превысить их.
Глобальные цепочки поставок — узкое место
Каков же механизм роста промышленной инфляции? На неё денежная эмиссия не должна оказывать такого прямого воздействия, как на потребительские цены. Пока напечатанные деньги не дошли до потребителей и те не начали их тратить, промышленную инфляцию может разгонять только увеличение издержек. А здесь в глобальной экономике в первую очередь дают о себе знать проблемы логистики.
Пандемия негативно повлияла на налаженные каналы поставок: где-то были временно перекрыты границы, прервано грузовое авиасообщение, и сборочные предприятия не дождались комплектующих вовремя. В некоторых странах из-за санитарных мер была остановлена работа предприятий, что сказалось на всей технологической цепочке. Даже когда отделам закупок удавалось решить логистические проблемы, удлинение и усложнение маршрутов поставок увеличивало сроки и стоимость доставки комплектующих. Для некоторых производств к этому добавилась необходимость поиска альтернативных поставщиков взамен тех, кто временно приостановил работу или не справлялся с объёмами поставок.
Это отразилось на объёмах выпуска конечной продукции и на задержках с её поставкой в торговую сеть / потребителям.
Явный дефицит и скрытое подорожание
Отдельную роль сыграло сочетание глобализации и финансовой оптимизации. Из-за первой цепочки поставок тянутся в другие страны и на другие континенты. А из-за второй у большинства предприятий нет сколько-нибудь значительного запаса комплектующих.
Результат можно наблюдать в США на рынке автомобилей. Нехватка дефицитных чипов мешает продавать практически сошедшие с конвейера машины. А автодилеры принимают заказы от покупателей со сроком поставки в два, три, четыре месяца. Или устраивают аукционы по продаже автомобилей со установленными «сверхпланово» пришедшими чипами. Это приводит к подорожанию автомобилей для потребителей, но почти не отражается в статистике потребительской инфляции. Дело в том, что через аукционы продаётся право на приобретение или услуги внеочередного тюнинга автомобиля по переукомплектации встроенных чипов. Отрасль автосервиса показывает рост оборотов, а цены на автомобили даже снижаются: нельзя же продавать автомобиль, который сошёл с конвейера без нескольких чипов, не по сниженной цене.
К тому же американцы, оказавшиеся во время локдауна и санитарных ограничений без прежних доходов, стали трепетнее относиться к расходам на новые автомобили и чаще выбирать автомобили подержанные. Компании, которые торгуют автомобилями с пробегом, показывают в 2021 г. рекордные обороты. Но цена этих автомобилей ниже, чем у новых, что тоже снижает индекс роста потребительских цен.
Торговля мебелью в США в глубинке массово переходит на заказ по образцам. Складские запасы сократились, и покупателям приходится ждать от двух до четырёх месяцев, пока купленная мебель приедет из Китая. При сохранении прежних цен поставка с такой отсрочкой после предоплаты означает их скрытое повышение.
Проблемы глобальной логистики
Часто ограничителем для конечных производителей оказывается не отсутствие возможности быстро нарастить производство комплектующих, а проблемы со своевременной доставкой. В построенной к 2020 г. глобальной экономике производственные цепочки включают в себя компании на разных континентах, которые расположены на расстоянии в тысячи и десятки тысяч километров друг от друга. Пока система работала стабильно и выпуск колебался на проценты, предприятия-сборщики экономили значительные деньги, не омертвляя их в производственных запасах. Но в такой системе любой сбой в поставках оборачивается проблемами. Вроде аварии контейнеровоза Ever Given, которая заблокировала Суэцкий канал с 23 по 30 марта, а нормальный ритм движения был восстановлен только к 3 апреля. Текущее сокращение поставок усугубляется нехваткой судов (их движение было приостановлено) и оборачивается ростом цены фрахта, а значит, и ростом себестоимости доставки продукции.
Авария в Суэцком канале не единственная причина логистических проблем. Закрытие Китаем сухопутных границ потребовало переориентации на более медленные морские пути вместо железнодорожного транспорта — а это спрос на дополнительные контейнеры и дополнительные суда. Санитарные ограничения в Сан-Франциско и Лос-Анжелесе привели к замедлению разгрузки контейнеровозов, из-за чего в океане временами дрейфовали десятки судов. Это означало временное исключение из оборота ещё какой-то части контейнеров и контейнеровозов. Возникший дефицит привёл к росту цен на морские перевозки. Доставка контейнера из Юго-Восточной Азии на Восточное побережье США возросла в цене с 3 тыс. долл. до более чем 20 тыс. долл.
При этом острота проблем с доставкой мешает транспортным компаниям оптимизировать загрузку контейнеровозов, и они порой доставляют за рейс меньшее количество контейнеров, чем раньше. А это ещё более увеличивает цену доставки единичного контейнера.
Логистические проблемы приобретают порой совершенно неожиданный характер. В Британии образовался дефицит топлива на заправках при его наличии на нефтеперерабатывающих заводах. Проблема в дефиците водителей бензовозов: после окончания переходного периода по Brexit трудовым мигрантам стало необходимо получать визы для работы в Великобритании. В этих условиях цены на бензин могли вырасти, но пока введены ограничения на объём заливаемого в один бак бензина, и правительство обещает мобилизовать военнослужащих для доставки топлива на заправки.
Влияние логистики на экономику
В условиях экономического роста обострение логистических проблем давно бы вызвало увеличение инвестиций в строительство новых контейнеровозов и расширение производства контейнеров. Но, в условиях стоящих на рейде неразгруженных судов (которые когда-то опять включатся в работу) и разговоров о возвращении многих производств из Китая обратно в США, и речи не идёт о существенном росте мирового торгового тоннажа.
Увеличение издержек на доставку комплектующих будет продолжать влиять на рост себестоимости конечной продукции. На фоне энергетического кризиса это может быть не самым важным фактором, но он останется даже после того, как цены на энергоресурсы стабилизируются.
Пока же при номинальном годовом росте ВВП США на 6,8% розничная торговля в США сократилась (-1% ВВП), также как доля отрасли «Транспорт и складирование» (-0,27% ВВП), то есть логистические затраты возросли, но за пределами США.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу