Ребрендинг Facebook - первый шаг к капитализации в $3 трлн? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ребрендинг Facebook - первый шаг к капитализации в $3 трлн?

29 октября 2021 ИХ "Финам" | Facebook Никитин Дмитрий
Глава Facebook Марк Цукерберг в четверг вечером объявил о переименовании компании в Meta, что должно отражать ее новый ориентир по созданию "метавселенной" - "цифрового мира" для общения с использованием технологий виртуальной реальности. Цукерберг сообщил, что названия основных сервисов компании - Facebook, Instagram, Messenger и WhatsApp - при этом останутся прежними. Компания поменяет тикер на бирже на MVRS.

На новости о переименовании акции компании в четверг показали рост примерно на 1,5%, и в пятницу к 17:20 мск дорожают еще более чем на 2%. Эксперты отмечают, это уже не первое амбициозное начинание основателя Facebook, и считают, что в краткосрочной перспективе существенного эффекта для акций компании не будет. В будущем же, если проект окажется успешным, не исключен крупный рост капитализации новой Meta.

Предыстория

Переименованию Facebook предшествовал скандал, связанный с бывшей сотрудницей компании Фрэнсис Хауген, которая во время работы в Facebook тайно копировала ее внутренние документы. После увольнения Хауген обвинила Facebook в пренебрежении безопасностью пользователей ради прибыли, и даже выступила по этой теме на слушаниях в сенате США.

Цукерберг обвинения отвергал, однако на основе собранных Хауген материалов вышел рад негативных для компании публикаций в западных СМИ. В них, в частности, высказывались предположения, что приложения Facebook могут использоваться для торговли люди на Ближнем Востоке. Также утверждалось, что в ряде случаев компания якобы предоставляла преференции американским политикам. Кроме того, в материалах говорилось, что Facebook теряет популярность среди молодежи.

Facebook сталкивалась и с претензиями со стороны регулирующих органов. В частности, около недели назад британское управление по конкуренции и рынкам оштрафовало ее на 50,5 млн фунтов (около 70 млн долларов) за нарушение требований, связанных с расследованием покупки компании Giphy.

Цели смены названия

Портал The Verge 20 октября уже сообщил о планах Facebook провести ребрендинг, и эксперты высказывали мнение, что переименование проводится с целью минимизировать ущерб от последних негативных событий для имиджа компании.

Изменяя название с Facebook на Meta, компания "убивает" двух зайцев, прокомментировала Finam.ru начальник отдела анализа рынков ИГ "УНИВЕР Капитал" Елена Шишкина.

"На наш взгляд, первопричиной ребрендинга является осознание компанией факта, что есть возможность расти, внедрять инновации, подключаться к новым предприятиям или клиентам. В случае с Facebook компания уже давно переросла статус соцсети, а ее интересы простираются намного дальше, в том числе в смежные отрасли. Вспомним пример, когда в 2015 году Google полностью трансформировался в холдинговую компанию под названием Alphabet, отчасти для того, чтобы показать, что это уже не просто поисковая система, а разросшийся конгломерат компаний, производящих автомобили без водителя и медицинские технологии", - отметила Шишкина. Вторым плюсом смены названия, по ее словам, для Facebook станет возможность дистанцироваться от череды негативных публикаций СМИ.

Главный экономист ИК "РУСС-ИНВЕСТ" Александр Арутюнян считает, что решение г-на Цукерберга о переименовании компании Facebook в Meta Platforms Inc. связано не только со стремлением обеспечить компании дальнейшее поступательное развитие бизнеса, но и является реакцией на специальное расследование, проведенное газетой Wall Street Journal, а также на слушания в Конгрессе США и британском парламенте, посвященные злоупотреблениям компании и влиянию ее социальной сети на несовершеннолетних. "Хотя нам представляется, что действительная причина "наезда" на Facebook все-таки пока полностью не вскрыта и связана, вероятнее всего, с борьбой американских элит за контроль над виртуальным медиа-пространством – вспомним хотя бы то, что в 2019 году компания уже была оштрафована на 5 млрд. долларов в ходе расследования, связанного с избирательной компанией 2018 года. Видимо, не ту позицию заняла", - прокомментировал Finam.ru Арутюнян.

По его словам, если переименование пройдет таким образом, что имя ее основателя и имя самой компании перестанут воспринимать как синонимы, то это, безусловно, поможет улучшению имиджа компании.

Как отмечает аналитик ФГ "ФИНАМ" Леонид Делицын, с одной стороны, критики, которые считают переименованием Facebook в Meta способом минимизации имиджевого ущерба, правы. "Марк Цукерберг – отважный предприниматель, которому хватило мужества "пристрелить" бренд собственноручно вместо того, чтобы позволить глумиться над ним политикам и масс-медиа. Обсуждать содержимое документов, которые несогласная сотрудница передала прессе, будут именно как документы Facebook. Претензии в разжигании ненависти, в распространении фальшивых новостей, во влиянии на подростков будут какое-то время адресовать проектам холдинга под их старыми названиями", - подчеркивает он.

С другой стороны, по словам Делицына, это не вся правда. Эксперт напоминает, что Цукерберг не первый раз замахивается на создание нового интернета. "Когда-то он приобрел домен Internet.org и развернул там проект предоставления бесплатного доступа к интернету. Правда, не ко всему интернету, а приблизительно к десятку сайтов, включающих Wikipedia и, разумеется, Facebook. Однако этот проект натолкнулся на сопротивление властей на крупнейших рынках и на них не взлетел, а успех в маленьких странах имел для Цукерберга не слишком много смысла", - отмечает Делицын.

Что такое метавселенная?

Новости о проекте метавселенной начали поступать уже давно. Так, в августе канал CBS сообщил, что Цукерберг представил виртуальные офисы в рамках этого проекта. Тогда глава Facebook отмечал, что для подключения пользователям понадобится шлем виртуальной реальности Oculus VR, а также бесплатное приложение Horizon Workrooms. Сообщалось, что у сотрудников будет возможность формировать внешний вид своих аватаров в виртуальном пространстве.

В сентябре Facebook выделила $50 млн на создание метавселенной, а в середине октября стало известно, что компания для реализации этого проекта намерена нанять 10 тысяч сотрудников в ЕС в следующие пять лет.

В целом, как отмечает главный аналитик ИФК "Солид" Дмитрий Донецкий, под метавселенной понимается собрание цифровых миров. Речь идет о продукте, в котором будут использоваться технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. По прогнозу Цукерберга, его разработка займет 5–10 лет.

"Пока достаточно сложно представить саму метавселенную, но очевидно, что проект создается не "потехи ради", а с практическим применением, в том числе для бизнеса. Для всей компании это будет масштабная перестройка, которая будет отнимать денежный поток и вызовет рост операционных расходов. Возможно, что, развивая эту метавселенную, Facebook, теперь уже Meta, поменяет всю интернет-индустрию. В любом случае, задумка Цукерберга весьма интересна", - оценивает Донецкий.

Как повлияет ребрендинг на акции?

Эксперты считают, что в краткосрочной перспективе смена названия не будет иметь значительного эффекта для акций; более долгосрочные последствия предсказать сложно, но гипотетически, если планы Цукерберга будут успешно реализованы, капитализация Meta может сильно вырасти.

Ребрендинг Facebook - первый шаг к капитализации в $3 трлн?


По мнению Елены Шишкиной, сам факт ребрендинга не является поводом для смены тренда акций. "На значительный прирост котировок инвесторы могут рассчитывать в случае объявления новых амбициозных планов и инициатив", - считает она.

Президент ИГ "Московские партнеры" Евгений Коган обращает внимание, что нынешняя вереница событий напоминает трансформацию Google и различных подразделений в Alphabet. "Тогда эта новость смогла вдохновить технологическое сообщество; основатели компании называли колоссальные объемы планируемых инвестиций, был обещан феноменальный и многократный успех. Но глобальным образом с тех пор мало что изменилось. И, видимо, история с Alphabet показала, что и с Meta надо будет поступать продуманно и осторожно. Хотя в Meta смогли немного "подмаслить" инвесторов и ослабить их бдительность объявлением байбека на $50 млрд", - рассуждает Коган.

Аналитик ФГ "ФИНАМ" Леонид Делицын отмечает, что Цукерберг никогда не замыкался на мелких целях. "Он вполне искренне считает, что его проекты давно переросли замысел пятнадцатилетней давности о создании онлайн-альбома студенческих фотографий. Другое дело "Метаверс" – новая генерация интернета. Там можно нарастить капитализацию холдинга до двух, может быть, и трёх триллионов, и догнать, а лучше – перегнать Alphabet, Microsoft и Apple", - рассуждает эксперт.

С другой стороны, по его словам, вполне вероятно, что Meta ждет бесславная участь. "Куцая вселенная, где есть WhatsApp, Instagram и Facebook, но нет кровавых хрюшек с тесаками из игры Piggy на платформе Roblox – это не то, что нужно новым поколениям. Вселенная без Юрия Дудя в YouTube для взрослых и Насти Кош в Like для детей – это никакой не "Метаверс". Это просто провинциальный мир дядюшки Марка", - добавляет Делицин.

Однако, по его словам, вне зависимости от того, заменит ли Meta собой интернет, ориентир взят правильно. "Он был бы правильным даже без того негатива, с которым Facebook предстоит долгая и сложная борьба. Акции FB прошли через максимум $384 в начале сентября, и с тех пор потеряли 18%. Аналитики пока еще не дрогнули – консенсус-прогноз стоит на $404, хотя уже начали зорко обнаруживать замедление рынка мобильной рекламы. Переименование Facebook в Meta отвлекает от текущего момента и напоминает о будущих перспективах, но не помешает прессе снимать урожай с подробностей внутренних документов компании, а политикам – искать повод для большого процесса против компании", - резюмирует эксперт.

Главный экономист ИК "РУСС-ИНВЕСТ" Александр Арутюнян при этом напоминает, что связанный с Facebook публичный скандал продолжается.

"Цукербергу уже направили письмо с призывом дать показания в сенате, и уже появились первые судебные иски. Судя по всему, имеются определенные трения в наблюдательном совете самой компании. Поэтому пока не завершится скандал, думаем, что о начале нового долгосрочного тренда роста акций компании вследствие переименования говорить преждевременно. Цена акций уже упала более чем на 17%, пробила вниз среднесрочный торговый канал, образовавшийся с марта прошлого года и явно находится под давлением в связи с набирающей обороты негативной PR-кампанией", - оценивает Арутюнян.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter