Аэрофлот или Delta: какие акции готовы к взлету » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Аэрофлот или Delta: какие акции готовы к взлету

1 ноября 2021 БКС Экспресс | Аэрофлот Delta Air Lines Емельянов Валерий
Пятая серия в рубрике #битваэмитентов. Сегодня сравниваем две ведущие авиакомпании России и США. Аэрофлот — крупнейший воздушный перевозчик Восточной Европы. Delta Air Lines — мировой лидер авиаотрасли по размеру выручки. Оценим, кто их этих двоих лучше подходит для инвестиций прямо сейчас.

Фактически это будет товарищеский матч: обе компании являются код-шеринг-партнерами альянса SkyTeam, второго по размеру после Star Alliance, где против них играют такие мощные конкуренты, как United Airlines, Lufthansa, Turkish и Air China.

Аэрофлот и Delta имеют схожую бизнес-модель. Обе работают в относительно дорогой нише с более высоким классом обслуживания, чем другие крупные авиаперевозчики. И обе стоят у самых истоков мировой авиации.

Немного истории
Delta основана в 1925 г. как первая в мире сельскохозяйственная авиакомпания. Она принимала заказы от фермеров, которым нужно было обрабатывать хлопковые поля от вредителей. Первые аэропланы, с которых сбрасывали яд, работали на плантациях в дельте реки Миссисипи — отсюда и название Delta.

Аэрофлот или Delta: какие акции готовы к взлету


Аэрофлот появился на свет в годы НЭПа. Изначально как некоммерческое учреждение Главвоздухфлот с рейсами из Москвы в города Черноземья. С 1923 г. преобразован в акционерное общество «Добролет» (не путать c более поздней лоукост-дочкой «Аэрофлота»). На запуск первых рейсов деньги собирали по всей стране, как сказали бы сегодня, методом краудфандинга.



Первыми самолетами в авиапарке компании были деревянные «Илья Муромцы» (бомбардировщики производства царской России). Вскоре их заменили на пятиместные голландские Fokker F.III. Первые международные рейсы летали из Москвы в Кенигсберг (ныне Калининград). Название «Аэрофлот» компания получила в 1932 г.

Возраст, размер, ликвидность
Таким образом, по возрасту российский Аэрофлот обходит старейшую в отрасли компанию США, что в данной рубрике бывает редко. С точки зрения инвестора это плюс: обе почти 100 лет на рынке. Если брать только годы на бирже, то и тут Аэрофлот впереди.

Он был повторно акционирован в 1992 г. Первое собрание акционеров прошло в 1996 г, когда современной Delta еще не было. Из частично сохранившихся данных можно найти котировки с 1999 г. Delta пережила банкротство и повторно вышла на биржу только в 2007 г. У нее история торгов вдвое короче.

В плане ликвидности на российских торговых площадках опять же лидирует Аэрофлот. У него почти в 30 раз больше среднегодовой объем сделок. Но при этом российская компания все же меньше американской, причем существенно — более чем в 10 раз.



Промежуточный результат: 3:1 в пользу Аэрофлота

Рост, маржинальность, долги
Если сравнить компании по темпам восстановления, то в плане роста выручки во втором квартале лидирует Аэрофлот, хотя и с небольшим отрывом. Отчет по третьему кварталу у Delta был недавно, и уже известно, что она вышла из убытка. Аэрофлот по МСФО отчитается лишь в конце ноября, поэтому сравнить напрямую не получится.

Однако, если посмотреть на историю отчетов за последние годы (включая доковидные), то можно увидеть, что у Delta с маржинальностью все гораздо лучше: только шесть убыточных кварталов (собственно из-за пандемии), в то время как Аэрофлот шел неровно еще до эпохи ковида — 12 отчетов с убытком.

И сейчас история во многом повторяется: Delta почти вышла в ноль в среднем по году, Аэрофлот пока глубоко в минусе. Тут еще важно обратить внимание на долги. У Delta очень высок размер накопленных займов, но Аэрофлот при этом имеет отрицательный собственный капитал, что сильно сужает возможности для развития.



Промежуточный результат: 4:4 у каждой из компаний

Дивиденды и байбэки
Аэрофлот не платит дивидендов с 2019 г., Delta прекратила выплаты весной 2020 г., но у обеих компаний есть вполне солидная дивидендная история, которую можно иметь в виду на будущее.

По среднему историческому размеру дивиденда (с учетом нулевого предыдущего года) лидирует Аэрофлот, по размеру баэбэка Delta. Но тут больше играет даже не политика выплат, а массивное SPO российской компании, которое смазало всю статистику. Этот негатив продолжает нависать над котировками Аэрофлота.

Если попытаться оценить шансы на восстановление выплат, то у Delta запас ликвидности чуть лучше, но обе не идеальны (оптимально — иметь больше 1). По мультипликаторам есть сильный отрыв в пользу Аэрофлота, который в разы дешевле, чем американский перевозчик.

Косвенно это говорит о том, что, если все же появятся возможности для выплаты дивидендов, при таких низких ценах на акции у Аэрофлота они будут кратно выше, чем у Delta. Не исключено, что даже с большим отрывом, чем был до пандемии.



Промежуточный результат: 6:6 у каждой из компаний

Факторы риска
Основная беда для обеих компаний — это подвешенное состояние из-за пандемии и, как следствие, вялотекущие международные локдауны. Оценить их влияние можно через заполняемость самолетов (занятость кресел). Даже по предыдущему отчету у Аэрофлота этот показатель был выше.

В чем российская компания проигрывает Delta, так это в соотношении внутренних и международных рейсов. У американской компании выручка от полетов внутри США занимает большую долю, и она лучше справляется с закрытием границ. Аэрофлот исторически сильно зависим от более маржинальных заграничных маршрутов и вместо обычных 50/50 сейчас вынужден довольствоваться 81/19 в пользу внутрироссийских рейсов.

Еще пара важных моментов, которые стоит отнести к рискам: доля грузового (не пассажирского) трафика. Delta почти 25% выручки зарабатывает на грузоперевозках и прочих услугах, не подверженных влиянию карантинов. Аэрофлота — чуть больше 12%. Это повышает зависимость компании от новостей, связанных с вирусом.

Также два перевозчика сильно различаются структурой владения. Аэрофлот более чем на 57% сейчас принадлежит инсайдерам, преимущественно государственным и окологосударственным структурами. Это негативно для миноритариев: могут приниматься непопулярные решения по примеру допэмиссии акций. У Delta просто нет крупных акционеров, которые могли бы продавить нечто подобное.



Промежуточный результат: 7:9 в пользу Delta

Динамика акций и прогнозы
Мы сравнили рост и падение акций обеих компаний на трех ключевых интервалах. Во-первых, с момента выхода на биржу Delta; во-вторых, с момента большой девальвации 2015 г., когда акции большинства российских компаний резко пошли вверх; в-третьих, за последний год, то есть за время начала выхода из пандемии.

В двух из трех случаях выигрывает Аэрофлот. Можно сказать, что лучшие годы для акций Delta были задолго до пандемии. Впрочем, даже в этом году, если пересчитать в рубли, две компании идут довольно близко.

Прогнозы инвестдомов отдают предпочтение Delta. У нее почти 55% рекомендаций на покупку при среднем таргете +37% в течение одного года. У акций Аэрофлот только 50% прогнозов в пользу покупки при средней целевой цене на 11% выше текущей рыночной.



Итог матча
Обе компании интересны в плане разбора, у обеих есть явно выраженные сильные стороны. Аэрофлот — более ликвидная и зрелая бумага, да и сама компания на пару лет старше американской. У нее выше текущие темпы роста выручки и акций, а также больше историческая дивидендная доходность и ниже ценовые мультипликаторы.

Delta — крупнее и эффективнее. По итогам предыдущего квартала она уже вышла в плюс по прибыли, став первым из больших авиаперевозчиков, справившимся с последствиями пандемии. У нее шире подушка ликвидности, ниже зависимость от локдаунов и более предсказуемые собственники.

По сумме очков выигрывает Delta. Несмотря на отставание акций в предыдущие годы и месяцы, рынок сейчас в среднем чаще ставит на эту бумагу. Не только в сравнении с Аэрофлотом, но и другими большими перевозчиками.


http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter