Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Конец рецессии, начало восстановления? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Конец рецессии, начало восстановления?

Данные по экономической активности подтверждают опасения по поводу ВВП...
13 августа 2009 Архив
Данные по экономической активности подтверждают опасения по поводу ВВП...


Индексы деловой активности в июле продолжили постепенно улучшаться. И все же, они по-прежнему держатся ниже своих долгосрочных средних, означающих динамику роста. В общем и целом, индикаторы активности подкрепляют наш осторожный краткосрочный прогноз по ВВП. Безусловно, во второй половине 2009 года возможно более заметное восстановление в промышленном секторе. Однако, это, скорее всего, вызвано временными факторами, такими как цикл движения запасов и цикл субсидируемой замены автомобилей. И все же, на пути восстановления экономики еще много препятствий, основным из которых является снижение потребительских расходов на фоне роста уровня безработицы и слабых инвестиционных расходов корпораций. Кроме того, если даже Еврозона в целом не сильно пострадала от ключевых дисбалансов мировой экономики, то некоторые отдельные страны региона ощущают их на себе в полной мере. И, наконец, что не менее важно, признаки V-образного восстановления, вероятно, заставят политиков всерьез задуматься о стратегиях отказа от супер-экспансионистской монетарной и фискальной политики.


...ВВП стабилизируется не ранее 3-го квартала


Наш индикатор ВВП с учетом ряда новых месячных данных значительно улучшился во втором квартале, приблизившись к нашим официальным прогнозам. Наш индикатор ВВП указыает -0.7% во втором квартале с учетом роста промышленного производства и данных за май. Это чуть ниже нашего официального прогноза -0.5%. Что касается 3-го квартала, индикатор ВВП указывает на стабильный уровень активности и также близок к нашему официальному прогнозу незначительного снижения ВВП на 0.1%. Таким образом, наш прогноз снижения ВВП на 4.4% в этом году и роста на 0.5% в следующем году остается в силе. И все же к расчетам по моделям стоит относиться с большой осторожностью. Большинство моделей серьезно недооценили масштаб спада, поэтому, не исключено, что они недооценивают и стремительность восстановления.


Наш индекс неожиданности близок к новым историческим максимумам


В целом мы придерживаемся оптимистичных прогнозов в отношении деловой активности. В особенности здесь следует обратить внимание на индекс неожиданности, который в июле по-прежнему были близок к историческим максимумам. Столь высокий показатель индикатора разворота цикла деловой активности в Еврозоне говорит о том, что для огромного числа компаний хорошие результаты их деятельности стали приятным сюрпризом в сравнении с их (слабыми) прогнозами три месяца назад. Столь ощутимый положительный результат должен способствовать тому, что в следующие месяцы компании начнут наращивать производство. В пользу такого вывода также говорит дальнейшее увеличение в планах выпуска продукции. Высокий показатель индекса неожиданности говорит о том, что уже третий месяц подряд наблюдается статистически значимый сигнал переломного момента в цикле деловой активности в Еврозоне. Продолжающийся рост оценки текущего объема производства и первое улучшение в книгах заказов привели к тому, что наш индикатор производства вышел на положительную территорию впервые с мая 2008 года. Этот показатель отражает рост в секторе обрабатывающей промышленности в трехмесячном соотношении и показывает вероятность небольшого роста объема производства на 0.2% в 3-м квартале. Несмотря на то, что наш индекс бизнес-цикла подтверждает прежний прогноз о выходе Еврозоны из рецессии, восстановление в следующие месяцы будет довольно вялым. В краткосрочной перспективе можно рассчитывать на два приятных сюрприза: цикл запасов и вызванный политическими мерами подъем в автомобильном секторе.


Фактор №1: Цикл запасов


В отличие от США, официальная статистика в Еврозоне не предоставляет каких-либо данных по соотношению между уровнем запасов и объемом сбыта. Тем не менее, приблизительный объем запасов можно рассчитать при помощи данных по объему производства и объему продаж. В качестве альтернативы, более регулярные исследования деловой активности каждый месяц показывают, считают ли компании объем имеющихся запасов чрезмерным, недостаточным или нормальным. Исследования деловой активности также являются источником ценной информации о том, какую политику в ближайшем будущем компании собираются проводить в отношении управления запасами. Исторически сложилось, что такая оценка запасов проводится с учетом данных о заказах. Уровень заказов стабилизировался на исторических минимумах и продержался там несколько месяцев, однако, сейчас появились первый признаки улучшения ситуации. Между книгами заказов и уже значительно улучшенными оценками запасов возникло сбивающее с толку противоречие. Исторически, эти две последовательности данных демонстрировали тесную корреляцию. Теперь ситуация изменилась. За последние полгода компании не только перестали негативно оценивать свои запасы, но во многих странах также начали считать, что их объем в июле оказался ниже нормального уровня. Только в Германии запасы по-прежнему считаются чрезмерными. В целом по Еврозоне уровень запасов приближается к нормальному, что делает маловероятным дальнейшее агрессивное избавление от запасов во второй половине этого года. Значительное улучшение в оценках запасов - это хорошая новость, поскольку объем запасов влияет на годовой рост ВВП. Следует помнить, что положительный вклад запасов в рост ВВП в течение года возможен даже при снижении темпов их ликвидации. Для этого совсем не обязательно их восполнять. Таким образом, есть все основания полагать, что во втором полугодии, благодаря запасам, ускорятся темпы роста ВВП. Принимая во внимание резкий разворот соотношения новых заказов и запасов, цикл запасов, по всей видимости, близок к улучшению, и совсем скоро может начаться активное восстановление промышленного производства.


Фактор №2. Автомобильная промышленность


Ряд европейских стран приняли программы по замене старых автомобилей новыми. Если судить по увеличению количества регистраций новых автомобилей, росту продаж авто и, в последнее время, увеличению объемов производства автомобилей, эти меры приносят свои плоды. Ввиду того, что масштабы многих программ довольно ограничены, мы считаем важным обратить внимание на динамику основного роста. По нашим расчетам, результаты программ в Европе будут менее яркими, чем в США - по мнению нашего экономиста Дэйва Грилоу, объем производства в американской автомобильной промышленности может добавить 6 п.п. к росту ВВП в 3-м квартале в годовом исчислении. В Европе эффект автомобильных программ проявляется в двух областях: потребительские расходы и промышленное производство. Наш индикатор потребительских расходов показывает, что пока покупки автомобилей могли составить лишь 0.5% общего объема потребительских расходов во 2-м квартале 2009 года на фоне роста регистраций автомобилей до 10% во 2-м квартале в годовом исчислении. Перенесенный рост в текущем квартале показывает небольшой позитивный скачок в 2% в 3-м квартале. Даже несмотря на то, что, потенциально, объем регистрации автомобилей растет в летний период ввиду завершения программ стимулирования, пока его влияние на потребительские расходы составляет лишь 0.1%. Следует отметить, что не все машины были куплены благодаря программам замены старых автомобилей новыми. Тем не менее, на наш взгляд, влияние программ на общий спрос по-прежнему будет весьма заметным.


Второй областью, где автомобили способствуют сокращению бизнес-цикла, является промышленное производство. Если вычесть объем автомобильного производства из показателя промышленного производства, то, как показывает динамика, недавнее оживление в значительной степени обязано автомобильному сектору. Прошлой зимой, когда объем автомобильного производства в 4-м квартале сократился на 19% в годовом выражении, этот сектор, возможно, привел к сокращению роста базового ВВП на 0.6%. Согласно имеющимся данным по объему производства, а также с учетом майских показателей, автомобильная отрасль уже стабилизируется, что будет способствовать восстановлению ВВП. Динамика последних месяцев показывает, что без автомобильного сектора производство в обрабатывающей промышленности и дальше снижалось бы медленными темпами.


По материалам Morgan Stanley