Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
В 2021 году сломались цепочки поставок, и это не конец истории » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

В 2021 году сломались цепочки поставок, и это не конец истории

16 декабря 2021 Bloomberg

Загруженность судоходной отрасли снижается по некоторым направлениям, однако потребители продолжают тратить, а долгосрочная модернизация инфраструктуры требует времени. Кроме того, проблемы с Boeing 787 влияют на расписание международных рейсов и сделки

Проблемы поставок никогда не была столь актуальны, как в 2021 году: от скоплений контейнеровозов в портах на Западном побережье до недельной блокировки Суэцкого канала из-за крушения Ever Given, от нехватки причудливых товаров (сливочный сыр) до катастрофического дефицита (полупроводники). Вот один показательный пример: самыми успешными промышленными акциями S&P 500 по состоянию на пятницу были Old Dominion Freight Line Inc., поставщика услуг по малотоннажным перевозкам.

Появились некоторые обнадеживающие признаки, что портовые операторы, поставщики логистических услуг и производители постепенно добиваются успеха в решении логистических проблем и что напряжение в цепочке поставок снизилось, хотя и остается высоким. Глобальная базовая ставка фрахта Drewry для 40-футового грузового контейнера выросла на 2.3% на этой неделе, но по сравнению с сентябрьским пиком она снизилась примерно на 11%. Стоимость доставки товаров по оживленному маршруту из Китая на Западное побережье выросла, однако, по данным Freightos, она также упала почти на 30% по сравнению с максимумами.

Почти 100 судов стоят на якоре, дожидаясь захода в порты-близнецы Лос-Анджелес и Лонг-Бич, или простаивают вдали от берега, что значительно превышает нормальный уровень. Однако ситуация в доках улучшается. Как сообщил на этой неделе Bloomberg Radio директор порта Лос-Анджелес Джин Серока, за последние шесть недель количество контейнеров с длительным сроком хранения сократилось примерно вдвое. Железные дороги забирают грузы примерно в течение двух дней, по сравнению с 13,5 летом. Дальнобойщикам требуется больше времени, но время простоя — показатель того, как долго простаивает контейнер, прежде чем водитель сможет его забрать, — также сократилось в последние недели. Повысилась доступность товаров длительного пользования; нехватка по-прежнему ощущается, но пустые полки магазинов уже не столь распространены, особенно в крупнейших ретейлерах, рассказал в интервью Санне Мандерс, главный операционный директор Flexport Inc. Например, доставка велосипеда уже не занимает шесть месяцев. Walmart Inc. и Target Corp. заявили, что у них достаточно запасов для новогодних каникул.

Признаки прогресса
И хотя эти улучшения могут способствовать успеху на пути к восстановлению, они не означают, что проблемы решатся чудесным образом. По словам Мандерса из Flexport, около полумиллиона контейнеров находятся на судах за пределами Лос-Анджелеса, сжигая оборотный капитал компаний — или, что еще хуже, оставляя их без запасов, необходимых в новогодние каникулы. До пандемии с момента получения груза на заводе в Азии до отправки из портов Западного побережья по железной дороге или на грузовике на склад ушло бы около 45 дней; сегодня для этого требуется 105 дней. Считается, что морские фрахтовые ставки снизятся по мере сокращения перевозок, объем которых увеличился из-за праздников, но они по-прежнему близки к рекордным уровням.

Как заявил директор Carrier Global Corp. Дейв Гитлин на конференции в начале этого месяца, компания «по-прежнему много платит за электронику, затраты на логистику остаются высокими, а это приводит к сбоям на заводе». Компания 3M Co. предупредила, что она достигнет нижнего предела прогноза по внутреннему росту в четвертом квартале из-за проблем в цепочке поставок и более медленного, чем ожидалось, восстановления плановых процедур в рамках медицинского обслуживания.

«Мы начинаем видеть первые признаки подъема и прогресса, — заявил директор C.H. Robinson Worldwide Inc. Боб Бистерфельд на другой конференции, сославшись на снижение ставок морских перевозок, улучшение работы железных дорог и повышение мобильности в портах. — Но нам предстоит еще долгий путь».

Отчасти проблема в том, что цепочка поставок является очень сложной, и для повышения ее эффективности просто требуется некоторое время. Это напоминает удава из «Маленького принца», который пытается переварить целого слона: не получится сделать это быстро. Другая проблема связана с тем, что основным катализатором проблем в цепочке поставок в США является огромный спрос потребителей на товары, и сейчас он демонстрирует небольшие признаки ослабления. Объемы в порту Лос-Анджелеса выросли на 22% в годовом исчислении до конца октября по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и примерно на 15% по сравнению с 2019 годом. Ожидаемое смещение расходов от товаров к услугам по мере ослабления ограничений, введенных из-за на пандемии, происходит не так, как ожидалось. Согласно агрегированным данным по кредитным и дебетовым картам Bank of America Corp., потребители снова тратят деньги на походы в рестораны, авиабилеты и развлечения. Однако по-прежнему велики расходы на мебель, ремонт домов и товары общего назначения: за неделю, закончившуюся 4 декабря, покупки по картам в этих категориях соответственно выросли на 34%, 39% и 17% по сравнению с уровнями 2019 года.

Интересный парадокс
Склады вокруг портов заполнены запасами, что способствует возникновению заторов, поскольку место для вновь прибывающих товаров ограничено. Но эти уровни запасов невелики по сравнению с ожидаемыми продажами. И поскольку ретейлеры пытаются спланировать спрос, они корректируют заказы, отдавая приоритет самым ходовым товарам. По словам Мандерса, это одна из причин, почему некоторые товары могут доставляться клиенту довольно быстро, а на доставку других уходит два месяца, и почему местный магазин Costco Wholesale Corp. может быть переполнен, но у специализированного розничного торговца нет конкретного товара, который вам нужен.

«Люди ждут, что продажи продолжат резко расти, — отметил он. — Компании предпочли бы иметь проблемы с цепочкой поставок, чем отказаться от продаж. В этом прелесть и чудовищность капитализма».

Но очевидно, что этот оптимистичный взгляд на сохраняющийся спрос не оправдан, и вместо этого компании сталкиваются с избытком запасов. Продажи в Черную пятницу и киберпонедельник немного не дотянули до прогнозов, но говорит ли это о том, что потребители совершили покупки заранее на фоне опасений по поводу цепочки поставок, или же свидетельствует об ослаблении спроса по мере снижения инфляции. Показатель Flexport Post-Covid Indicator по-прежнему демонстрирует сильный перекос в пользу товаров, а не услуг. Продолжающийся бум потребительских расходов в некотором смысле является серьезной проблемой, но это означает, что логистической отрасли придется продолжать расширять существующую инфраструктуру для удовлетворения повышенного спроса. Долгосрочное решение проблемы предполагает инвестиции в модернизацию портов, включая переоборудование конструкций для более крупных судов, расширение терминалов и верфей, увеличение количества кранов и строительство материковых сооружений и точек доступа.

«Законопроект об инфраструктуре поможет, но на это потребуется 10 лет, а не 10 месяцев, — заявил Мандерс. — Хотя в долгосрочной перспективе мы можем преодолеть худший этап, нужно бороться с этими проблемами, потому что рост продолжается».

Как стало понятно за последние 18 месяцев, в краткосрочной перспективе вполне возможны новые сбои, которые могут снова вывести всю систему из строя. Пока неизвестно, окажется ли недавно выявленный «омикрон» более опасным, чем предыдущие штаммы. Даже если этого не произойдет, Китай все равно твердо придерживается политики нулевого уровня Covid и доказал, что готов закрыть порты, чтобы устранить все случаи заболевания. Последствия повторного введения жестких ограничений из-за омикрона распространятся через океан и могут затянуться на месяцы. Более того, контракт Межнационального профсоюза портовых грузчиков и складских рабочих с портами Западного побережья истекает следующим летом. Подобные переговоры неоднократно вызывали споры, приводя к снижению производительности и массовым увольнениям. В этот раз вряд ли будет иначе: работники чувствуют себя увереннее из-за повсеместного дефицита рабочей силы, а работодателям нужно инвестировать в автоматизацию, чтобы справиться с потоком грузов.

Проблемы с самолетами
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) заявило на этой неделе о выявлении потенциальной угрозы безопасности на самолете Airbus SE A350, связанной с покрытием из медной фольги, которое обеспечивает защиту от ударов молнии. По словам регулятора, возможно, материал был нанесен не на все участки крыльев 13 самолетов. EASA заявило, что эта проблема не связана с претензиями по поводу ухудшения качества поверхности и краски со стороны Qatar Airways, одного из крупнейших покупателей A350, а также утверждает, что в директиве о состоянии летной годности в связи с этой проблемой нет необходимости. Qatar Airways прекратила принимать поставки A350 до тех пор, пока не будут решены проблемы с износом поверхности, а генеральный директор Акбар Аль Бакер заявил в октябре, что местные регулирующие органы запретили полеты на 16 самолетах. Airbus заявил на этой неделе о намерении получить независимую правовую оценку.