Сталин и Мантуров с нами. Глава Минпромторга вспомнил о роли вождя в промышленности » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Сталин и Мантуров с нами. Глава Минпромторга вспомнил о роли вождя в промышленности

22 декабря 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр

Глава Минпромторга Денис Мантуров выступая в Госдуме в рамках "правительственного часа" во вторник, 21 декабря, рассказал депутатам о росте в ключевых отраслях промышленности, который, правда, можно назвать восстановительным после провального 2020 года.

Определенные достижения у российской промышленности есть, но Мантурову, как и многим, не дает покоя индустриализация времен Сталина. В день рождения вождя, которое совпало с его выступлением в Госдуме, он назвал покойного "великим государственным деятелем", напомнив о его заслугах в становлении промышленности. Но о том, что в те времена многие выдающиеся конструкторы создавали свои изделия прямо в тюрьмах, министр умолчал.

Несмотря не глобальный дефицит полупроводников, производство автомобилей в стране к концу года вырастет на 7%. Также ожидается рост на 10% в гражданском авиапроме и судостроении. Так Мантуров охарактеризовал депутатам ситуацию в российской промышленности.

Глобальный дефицит полупроводников из-за разрыва цепочек поставов в связи с пандемией COVID-19 стал настоящей головной болью для производителей автомобилей по всему миру. Кроме этого фактора, на дефицит повлияли и торговые войны США и КНР, начатые еще при президентстве Дональда Трампа. Как отмечается в ранее опубликованном исследовании международной консалтинговой компании AlixPartners, в уходящем году нехватка полупроводниковых чипов будет стоить мировой промышленности $210 млрд дохода. Это прогноз вдвое превышает оценки, сделанные в мае.

Большинство производимых в России автомобилей - это продукция иностранных компаний, которые испытывают достаточно серьезные затруднения с полупроводниками. Недостатки с автокомпоментами имела и российская компания "АВТОВАЗ".

"Ситуация с поставками электронных компонентов постепенно улучшается, однако пока что рано прогнозировать точные сроки окончания этого кризиса. Мы предпринимаем все возможные действия, чтобы минимизировать его влияние на объемы производства и прогнозируем позитивную динамику продаж по итогам всего 2021 года", - говорил в ноябре президент "АВТОВАЗа" Николя Мор.

При этом слухи о том, что компания может остановить производство популярной модели Lada Granta до конца года, не подтвердились. Сборка автомобиля осуществляется. По данным паблика "Нетипичный АВТОВАЗ", конвейер для производства автомобиля работает в 2 смены по 8 часов каждая. Однако, по данным агентства "АВТОСТАТ", в ноябре компания продала на российском рынке 26373 автомобиля под брендом LADA, что на 30,7% меньше, чем в 2020 году.

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает, что показатели, о которых говорил Мантуров, вполне достижимы: "Во-первых, в 2021 году различных санитарных ограничений было меньше, а к тем, что были, компании смогли приспособиться, поэтому они практически не повлияли на их деятельность. Во-вторых, в уходящем году продолжали действовать различные меры поддержки государства как производителей автомобилей, так и покупателей, что помогло всему автомобильному рынку. В-третьих, проблема нехватки электронных компонентов, распространенная в мире, пока в меньшей степени затрагивает компании, производящие автомобили в России. Это позволяет рассчитывать на увеличение их выпуска".

При этом эксперт отмечает, что данный рост можно назвать восстановительным, и до полного -автомобильной промышленности еще далеко. По данным ОАО "Автосельхозмаш-холдинг" ("АСМ-холдинг"), в России за январь-сентябрь 2021 года было произведено 1 163 тысячи автотранспортных средства (грузовых, легковых автомобилей и автобусов), что на 21% больше, чем за январь-сентябрь 2020 года. Для сравнения: в 2020 году в России было произведено 1 435,3 тысячи автотранспортных средств (грузовых, легковых автомобилей, автобусов), что на 16,6% меньше, чем за 2019 год.

Несмотря на рост продаж автомобилей, о котором говорил Мантуров, автолюбителей ожидает подорожание "железных коней" - производители таким образом пытаются отбит ь издержки пандемии. В 2022 году цены на автомобили подорожают на 10-20%, пишет "Российская Газета" со ссылкой на данные игроков рынка. Импортные комплектующие растут в цене, а их, несмотря на уверения чиновников, по-прежнему много в авто отечественной сборки, сетует Finam.ru один из крупных предпринимателей, работающих в этой сфере.

Авиапром и судостроение вырастут

По итогам года Россию, как отметил Мантуров, ожидает и 10-процентный рост в гражданской авиационной промышленности. "Знаковым событием для российского авиапрома в уходящем году стало утверждение программы государственного гражданского заказа. До 2030 года предприятия должны построить более тысячи воздушных судов", - рассказал министр.

Как отмечают эксперты, рост в авиапромышленности достигнут, прежде всего, за счет старта серийного производства нового российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. В июле этого года на авиасалоне МАКС21 в Жуковском был продемонстрирован первый самолет, оснащенный российским двигателем ПД-14. Самолет может стать конкурентом аналогичных лайнеров Boeing и Airbus, однако пока об этом говорить еще рано. Авиакомпании начнут получать самолет с 2022 года, рассказал Мантуров.

"Авиапром может произвести больше продукции, в первую очередь, за счет вертолетной техники, а также различных беспилотных летательных аппаратов, военной авиации и различных комплектующих. Что касается судостроения, то увеличение производства в этом году может произойти за счет роста выпуска различных гражданских судов", - говорит аналитик УК "Финам Менеджмент".

По словам Мантурова, 10-процентный рост есть и в российском гражданском судостроении. Во вторник представители производителя гражданских и военных судов "Звезда" заявили, что портфель заказов включает 66 судов. Однако в ближайшее время это количество могут увеличить до 10-12 судов, сказал ТАСС представитель компании "Роснефть", одного из крупных заказчиков судов.

Однако для граждан, любящих речные круизы, надежды на российское судостроение питать еще рано, так как рост здесь весьма небольшой. По данным Росстата, в январе-мае текущего года речных пассажирских судов в стране было произведено 8 единиц по сравнению с 3 единицами в 2020 году.

Сталин и Мантуров с нами. Глава Минпромторга вспомнил о роли вождя в промышленности


Как замечает Баранов из УК "Финам Менеджмент", увеличение объема производства судов может быть достигнуто за счет судов технического назначения. Согласно данным Росстата, в январе-мае 2021 года было произведено 82 единицы земснарядов, плавучих маяков, плавучих кранов и прочих судов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда их было выпущено 75 единиц.

Постройка плавучих маяков и кранов, несомненно, важное дело, но, по данным профильного портала SUDOSTROENIE.INFO, на настоящее время более половины морских судов, а также судов "река-море" строится за рубежом, а доля российских судостроителей в мировом рынке судостроения не превышает 3%. Среди основных проблем судостроители называют все те же, что и везде: нехватку квалифицированных инженерных, рабочих и управленческих кадров.

По иронии судьбы 21 декабря исполняется очередная годовщина со дня рождения человека, которому принадлежит известное выражение "кадры решают все". Несмотря на одиозность фигуры автора этого выражения, с ним нельзя не согласиться.

Вспомнив о Сталине в Госдуме, Мантуров назвал того "великим государственным деятелем", при котором "много было сделано для развития промышленности".

Правда, при "великом государственном" деятеле многие выдающиеся советские конструкторы, такие как Андрей Туполев, Николай Поликарпов и Сергей Королев работали на советскую промышленность в "научных тюрьмах", а попросту "шарашках": "Пиши, б.…, кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись, продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет", - так вспоминал Туполев один из своих разговоров со следователем.

Так решали судьбу великих инженеров и ученых совсем другие "кадры".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter