Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Стоит ли опасаться дефолтов в 2022 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Стоит ли опасаться дефолтов в 2022 году

30 декабря 2021 Financial One Абелев Олег
Поговорили про нефтегазовый сектор, про дивидендные компании, а также про ситуацию с инфляцией и дефолтами с руководителем аналитического отдела ИК «Риком-траст» Олегом Абелевым.

Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

Сейчас много геополитического шума, но дело в том, что порой он становится, скорее, ореолом. В последнее время именно геополитика является доминирующим фактором изменения котировок на финансовых рынках.

Если посмотреть на привлекательность именно российского рынка, то можно увидеть, что он недооценен в 3 раза: в среднем мультипликатор P/E по нашим активам в 2021 году составляет 8-9, а по американским – 22-24. Безусловно, это с учетом геополитики, которая в данном смысле сдерживает.

Каждое новое заявление о возможной эскалации конфликта и других подобных вещах сразу дает большой дисконт рынку. В этом смысле нужно ориентироваться на две цели.

При краткосрочном инвестировании необходимо уходить на инструменты с фиксированной доходностью. Судя по всему, 2022 год будет годом повышения процентных ставок по всему миру. Ведь слепая вера в кратковременную инфляцию не оправдалась, и выяснилось, что она пришла надолго, как минимум еще на полгода.

Поэтому все процентные ставки в мире будут повышаться, и будут расти в спросе инструменты фиксированной доходности. С такой точки зрения, я бы обратил внимание на инвестиции сроком год-полтора.

Если говорить про долгосрочную цель инвестирования, то 2022 год станет хорошей возможностью для входа во многие паи и акции, ведь последние хорошо скорректировались за текущий год. Количество ценных бумаг увеличилось, выбор просто огромный. Только за этот год в США прошло абсолютно рекордное количество IPO. Да и на российском рынке было несколько десятков размещений. Но здесь важно понимать, что, входя в биржевые фонды и акции, мы делаем это с долгосрочной перспективой, поэтому нужно запастись терпением.

Говоря про нефть, я бы назвал реакцию на разного рода новые штаммы вирусов основным триггером движения нефтяных рынков. Любая разновидность коронавируса немедленно должна быть заложена в цены и котировки. Сегодня выясняется, что омикрон более заразный, но не столь тяжелый для организма, как дельта. При этом все равно на него надо отреагировать.

Понятно, что подобные новости могут быть либо краткосрочными, либо долгосрочными, но они будут влиять на цены. Все зависит от того, появятся ли новые штаммы в 2022 году. Очевидно, нефтяной рынок будет на это реагировать.

Мне кажется, что следующий год будет годом энергетических кризисных идей и мыслей по всему миру. Пока Европа и США в последние 15 лет усиленно экономили на потреблении электроэнергии, Африка и Азия существенно этого не делали и добрались до таких уровней, при которых приходится бороться за декарбонизацию и за то, что способствует снижению выброса вредных веществ в атмосферу.

Если мы сегодня посмотрим на рост цен на литий, магний и уголь, то увидим, что причина кроется в том, что именно там, где производится и добывается огромное количество такого рода сырья и материалов, по экологическим причинам резко начинает сокращаться добыча. Поэтому не очень понятно, как нам действовать и жить в парадигме модного нынче аббревиатурного словосочетания ESG. Ведь в должном объеме заменить традиционные источники углеводородной электроэнергии данная альтернатива пока не может. Нас ждет год перепутья, но очевидно, что те, кто будет инвестировать в акции зеленых и высокотехнологичных энергетических компаний, останутся в выигрыше.

Я думаю, что те большие нефтяные гиганты, у которых есть возможность производить какую-то долю ВИЭ, будут это делать. Но при этом надо понимать, что сейчас та часть ВИЭ в топливно-энергетическом балансе в целом по миру пока не превышает 10-12%. Для того чтобы перейти на новую зеленую парадигму, доля в мировом топливно-энергетическом балансе должна составлять, как минимум, 50%.

На мой взгляд, это дело даже не грядущих лет, а десятилетий. Но я положительно смотрю на инициативы таких крупных нефтяных компаний, как «Газпром нефть», «Татнефть» и «Лукойл», которые объявили о том, что начинают активно проводить политику в стандарте и формате ESG. Вопрос в том, что скрывается под этими тремя буквами и не является ли тут первичным чисто экономический интерес?

Вообще, моя инвестиционная мода на «Газпром» концентрируется вокруг моды на его дивиденды. К слову, на днях видел официальный пресс-релиз компании о том, что она осуществляет исторически максимальный объем прокачки внутри России и на азиатское направление из-за аномальных холодов. Добавляя к этому факт того, что «Газпром» будет платить половину от прибыли по МСФО на дивиденды, а основным их бенефициаром является государство, которое не откажется от дополнительных доходов в бюджет, грех не воспользоваться такой ситуацией на рынке газа.

Именно дивидендный фактор здесь как ключевой драйвер. Я думаю, что как минимум до летних отсечек «Газпром» будет пользоваться спросом. А дальше уже посмотрим, ведь тут все может измениться из-за тех же новых штаммов, если мир опять уйдет в глубокий карантин, а спрос на газ резко рухнет.

Если смотреть на рублевые альтернативы «Газпрому», то примерно на одном уровне находятся такие компании, как «Нижнекамскнефтехим», «Лукойл», «Северсталь» и «Мечел», которые традиционно славятся высокими дивидендами.

Если же говорить про валютные истории, есть российские евробонды с наивысшим рейтингом, где вы получаете купон с доходностью в размере от 5% до 7%. Также здесь американские дивидендные аристократы, которые платят стабильно и ежеквартально. Среди них – Chevron, AT&T, AbbVie. Данные компании дают в год где-то порядка 4-5%. Как мне кажется, подобные истории в 2022 году будут преобладать, ведь все понимают, что спрос плавно будет смещаться в пользу инструментов с фиксированной доходностью.

Если снова затронуть тему инфляции, хочется верить, что эта парадигма, которая с каждым месяцем все больше и больше, все-таки недолгая. Хотя люди, надеявшиеся на то, что она временная и прекратится к концу 2021 года, жестко ошиблись, уже сегодня абсолютно все сняли розовые очки и понимают, что следующий год будет годом роста инфляционных ожиданий как минимум до июля-августа.

Дальше многое зависит от двух вещей, а именно – от пандемии и новых штаммов, которые будут напрямую влиять на мировой спрос, и от огромного количества ликвидности на балансе крупных коммерческих банков, которая пойдет в инвестиции. Вот эти истории вполне могут поддерживать инфляционный моховик до конца 2022 года.

Говоря о том, стоит ли ждать волну дефолтов, к сожалению, такая вероятность есть. Ведь история с китайскими Kaisa и Evergrande всего лишь вершина айсберга. У нас нет абсолютно никаких сведений о том, что происходит с застройщиками в других странах, потому что та перекредитованность, имевшая место быть до того, как грянула пандемия, никуда не пропала, а просто была отложена.

Кредитные каникулы, объявленные государствами, уже завершились, и жизнь не стоит на месте. Покупая разного рода токсичные активы на специально создаваемой структуре, как это было в случае с той же Evergrande, надо понимать, что ты будешь делать дальше с данными активами. Не исключаю, что подобных историй может быть довольно большое количество и в США, и в Европе.

Когда на балансах финансовых организаций такое огромное количество активов, которое накопилось к 2020 году, понятно, что они куда-то выделяются. В данном случае это было сделано по китайскому сценарию, при этом надо понимать, что он особенный. В Китае центральный банк может взять и под давлением Компартии за 2 часа изменить денежно-кредитную политику, а в Европе и США так сделать нельзя. Как мне кажется, ситуация с дефолтами пока находится в подвешенном состоянии.