НАТО вам с кисточкой. Москве и альянсу договориться не удалось

На встрече в Брюсселе 12 января Москва и руководство НАТО не пришли к соглашению, и этого следовало ожидать. Желание Кремля не допустить принятия в альянс Грузии и Украины фактически невыполнимо. НАТО, хоть и ведомый Вашингтоном альянс, основан на принципах коллективной безопасности и официально не может согласиться с тем, что "дверь" для двух этих государств захлопнется. Отношения России и НАТО знали и времена конфронтации, и времена сотрудничества, однако сегодня, похоже, зашли в тупик надолго. Правда, стороны договорились о восстановлении миссий России и НАТО .

"Наши союзники подтвердили право каждой страны определять свою судьбу", - заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции по итогам встречи, на которой присутствовали представители всех 30 государств альянса.

Для Москвы эта встреча была, скорее, предсказуемой и, скорее, "исполнением номера", хотя именно гарантия невступления в НАТО Украины и Грузии была главной в списке ее "меню" по гарантиям безопасности.

При этом руководитель российской делегации замглавы МИД Сергей Рябков отметил что, хотя о нерасширении альянса договориться не удалось, в США допускают компромисс в вопросе неразмещения ударных типов вооружений около границ России.

Осторожно: двери открываются

Это максимум, который может получить Москва и который может немного снизить напряженность в отношениях России и альянса. Грузию и Украину в НАТО в ближайшие годы, скорее всего, тоже не примут. Однако открыто об этом никто не скажет, и в НАТО вновь повторят избитую формулу о том, что "двери НАТО остаются открытыми" для всех.

В преддверии встречи Россия-НАТО в Вашингтоне отметили, что будут рады рассмотреть заявки Швеции и Финляндии на вступление в НАТО. Гипотетическое вступление в Северо-Атлантический альянс Хельсинки серьезно обеспокоило Кремль. Долгое время отношения России и Финляндии были практически эталонными, а термин "финляндизация" - нейтральный статус государства - даже стали примеривать к Украине.

Известно, что Швеция и Финляндия многие годы остаются нейтральными, хотя и участвуют в программе альянса "Партнерство во имя мира".

В 1994 году членом программы стала и Россия, которая в эпоху первого президента Бориса Ельцина начала активно взаимодействовать с альянсом. Дело доходило даже до совместных учений, которые фокусировались вокруг борьбы с международным терроризмом и даже наркотрафиком.

"Лихие 1990-е" стали для НАТО фактически поиском смысла своего существования - альянс терял свое значение после того, как с политической арены сошел Варшавский договор. Однако после того, как в 1997 году было принято решение о расширении НАТО за счет стран Восточной Европы, все встало на свои места: для бывших государств соцлагеря НАТО стало единственной международной организацией, куда можно было вступить без проблем.

При этом в США было немало тех, кто выступал против расширения альянса. Письмо на этот счет летом 1997 года, подписанное такими видными политиками, как экс-министр обороны США Роберт Макнамара и архитектор "холодной войны" Пол Нитце, было направлено в адрес президента США Билла Клинтона.

"В России расширение НАТО, против которого по-прежнему выступает весь политический спектр, усилит недемократическую оппозицию, подорвет позиции тех, кто выступает за реформы и сотрудничество с Западом, поставит для россиян под сомнение все урегулирование после окончания холодной войны…", - говорилось в документе.

Но вашингтонский политический класс оставил это без внимания, и в 1999 году в альянс были приняты сразу три государства бывшего Варшавского блока - Венгрия, Чехия и Польша. Принятие последней стало особенно нервировать сторонников "жесткой линии" в Кремле. Польша граничила с Украиной и, таким образом, альянс вплотную приблизился к границам постсоветского пространства.

Впоследствии в Кремле неоднократно заявляли, что США давали обещание не расширять НАТО президенту СССР Михаилу Горбачеву, однако нарушили его. Заявление о том, что НАТО "ни на дюйм" не продвинется, действительно делал тогдашний Госсекретарь Джеймс Бейкер. Однако оно звучало тогда, когда еще существовал Варшавский договор, и касалось размещения инфраструктуры альянса на территории бывшей ГДР. Ее там нет до сих пор, так что формально заявление можно считать выполненным.

В 1997 году особых возражений на расширение не последовало: отношения с США в то время были партнерскими и даже дружескими - Белый Дом закрывал глаза на контртеррористическую операцию в Чечне и продолжал давать Кремлю щедрые кредиты.

Все изменилось в 1999 году, когда НАТО в обход Совбеза ООН начало военную операцию против Югославии для того, чтобы "принудить к миру" авторитарный режим Слободана Милошевича. Бомбардировки Белграда произвели колоссальное впечатление на все российское общество от либералов до коммунистов, и в стране стала активно усиливаться антинатовская риторика. "Мы категорически против бомбежек. Из-за мелких ошибок гибнут мирные люди, уже погибли 1500 человек…", - говорил в то время один из лидеров либеральной оппозиции Борис Немцов.

Однако помешать бомбардировкам Белграда Россия не смогла, и практически единственным достижением Москвы в тот период был знаменитый "бросок на Приштину", который совершили российские десантники, заняв стратегически важный аэропорт в Косово. "Бориса Николаевича уговорили на эту операцию", - рассказывал автору этой статьи один из высокопоставленных чиновников тогдашней российской администрации.

Вступить, чтоб развалить

Попытку изменить отношения России и НАТО предпринял сменивший Ельцина в Кремле Владимир Путин. В 2000 году он даже заявил, что Россия может в будущем стать членом альянса. "Я не представляю себе своей собственной страны в отрыве от Европы и от так называемого цивилизованного мира, поэтому с трудом представляю себе и НАТО в качестве врага", - сказал Путин в интервью американскому ведущему. При этом он добавил, что это произойдет, "если с интересами России будут считаться, если она будет полноправным партнером".

Заявления о том, что Россия должна вступить в НАТО, правда, совсем с иными целями звучат и сейчас: "Россия может вступить в НАТО, однако наша цель будет одна - развалить эту организацию", - заявил в недавнем интервью РИА Новости экс-глава Генштаба Юрий Балуевский.

Однако, по иронии судьбы фактическое, хотя пусть и завуалированное, участие России в украинском конфликте лишь укрепило альянс.

Страны Восточной Европы, пребывавшие в НАТО на правах "младших братьев", наконец-то получили, что хотели - размещение на своих территориях инфраструктуры НАТО под символом "российской угрозы". Изменения в НАТО можно было наблюдать даже визуально. Организация, ютившаяся в непрезентабельном здании бывшего госпиталя на окраине Брюсселя, получила новую штаб-квартиру из стекла и бетона. При этом все партнерские проекты между Россией и альянсом от поставок российских вертолетов афганской армии до обучения афганских полицейских были заморожены. "Мы хорошо видим, что НАТО делает на земле", - с раздражением говорил автору этой статьи один из высокопоставленных чиновников, рассуждая о военной инфраструктуре альянса.

Расходы на оборону стран НАТО действительно существенно возросли со времен украинского кризиса. Как ранее заявил генсек Столтенберг, с 2016 года на нужды обороны было потрачено более $130 миллиардов, а к 2024 году эта сумма должна составить $400 миллиардов.

Основное бремя военных расходов несут на себе США. По данным 2020 года, США тратят на оборону 3,7% ВВП, в то время как доля остальных государств значительно меньше. "Как ты понимаешь, без США НАТО просто перестанет существовать", - говорил автору этой статьи один из бывших генералов НАТО.

Несмотря на гневные речи тогдашнего президента США Дональда Трампа в адрес государств-членов с требованием увеличить свои военные расходы, лишь девять государств альянса тратят на нужды обороны 2% и больше. Это Великобритания, Франция, Норвегия, Польша и Румыния, страны Балтии и Греция. В свою очередь, Германия тратит на нужды обороны меньше, хотя ее военные возможности во много раз превышают возможности Польши и Румынии. Уровень военных расходов в 2% ФРГ планирует достичь лишь к 2031 году.

Между тем, несмотря на внешнюю сплоченность, в НАТО то и дело возникают противоречия. Так, многие страны-члены недовольны слишком партнёрскими отношениями между членом НАТО Турцией и Россией. После приобретения Анкарой системы С-400, Вашингтон ввел санкции против турецкого оборонного ведомства.

Строптивость в отношении альянса проявляла и Франция Эммануэля Макрона. В 2019 году шуму наделало его заявление о "смерти мозга" НАТО: "У нас нет координации по стратегическим решениям между США и их союзниками по альянсу", - заявления Макрона касались отношений НАТО и Турции, однако они по-прежнему актуальны.

Актуальным по-прежнему остается и само НАТО, которое вряд ли исчезнет. C течением времени альянс может постепенно трансформироваться в более политическую структуру, однако вряд ли это произойдет в ближайшем будущем.

Единственный позитивный итог встречи - небольшая нормализация: Россия и НАТО восстанавливают работу своих миссий в Москве и Брюсселе, которые прекратили работу несколько месяцев назад.

В России для многих негативный образ НАТО связан с предшественником Столтенберга, бывшим датским премьером Андерсом Фог Расмусcеном, который активно озвучивал тезис о ревизионистском поведении Москвы после начала конфликта на Украине.

Несколько лет назад, узнав, что автор статьи - российский журналист, Рассмуссен, чтобы разрядить обстановку после пресс-конференции, спросил, какие произведения датского Андерсена мне нравятся. Я ответил, не задумываясь: "Колоши счастья". Старая сказка о калошах, которые делали несчастными всех своих обладателей, кажется хорошей метафорой сегодняшних отношений России и НАТО.

http://www.finam.ru/ (C)

Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка https://elitetrader.ru/index.php?newsid=590610 обязательна Условия использования материалов
Приводите новых читателей ссылаясь на материалы сайта
Нашли ошибку? - выделите и нажмите ctrl+enter