Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Камикадзе вызывали. 30 лет рыночным реформам России » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Камикадзе вызывали. 30 лет рыночным реформам России

14 января 2022 Финам Братерский Александр
На открывшемся 13 января Гайдаровском форуме, одной из главных экономических конференций страны, отметили 30-летие рыночных реформ в России. Их началом считаются преобразования, проведенные тогдашним премьером-реформатором Егором Гайдаром. Несмотря на то, что, по словам главы Счетной палаты, бывшего вице-премьера России Алексея Кудрина, уровень жизни россиян с тех пор значительно вырос, реформы по-прежнему вспоминают недобрым словом. Между тем радикализация населения в таких разных странах, как Чили и Казахстан, демонстрирует, что экономические проблемы порождают колоссальное неравенство, которое требует от властей серьезных мер, чтобы не ждать революций.

Уровень жизни в сегодняшней России выше на 20% чем в СССР, а Россия стала нормальной страной с рыночной экономикой, так охарактеризовал современную страну глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

Об этом бывший российский вице-премьер заявил ТАСС на полях сессии, посвященной 30-летию российского рынка. Именно в январе 1992 года в России стартовали реформы правительства премьера Егора Гайдара, которые привели к освобождению цен и наполнению продуктами и товарами магазинов. Однако, несмотря на то, что гражданам больше не приходилось стоять за продуктами или нужной одеждой, реформы оказались болезненными для большинства населения и привели к обнищанию еще некогда зажиточных слоев населения.

"Мы сегодня имеем базовые институты рынка, у нас есть цены, которые устанавливаются рынком, у нас есть частное предпринимательство, мы восстановили себя в системе цивилизованных рыночных государств", - отметил Кудрин уже на сессии Гайдаровского форума.

Справедливости ради стоит отметить, что первые элементы рыночного хозяйства в СССР появились в стране еще при правлении Михаила Горбачева, но, как отмечал в беседе с Finam.ru профессор Гарвардского университета, политолог Марк Крамер, "Горбачев полностью никогда не поддерживал рыночную экономику".

"Проблема его экономической политики была в том, что она только ухудшила ситуацию. Горбачеву досталась экономика, развитие которой замедлилось, но в кризисе она не была. Его политика ухудшила ситуацию. Когда президентом России был избран Ельцин, ему досталась экономика, которая разваливалась на части, и проводить какие-то осмысленные реформы было сложно. Он дал мандат Егору Гайдару, которому отдают мало уважения за его попытки, но в условиях дезинтеграции экономики, которая была построена вокруг ВПК, было сложно действовать. Я не думаю, что все, что было сделано, было сделано хорошо, была масса других путей, но фундаментальной проблемой стала дезинтеграция советской экономики".

"Членам гайдаровской команды была присуща уверенность в чудодейственной силе свободного рынка", - так характеризует реформы Гайдара директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов в недавнем интервью журналу "Историк".

Гайдар не шагает впереди

Правительство России тех лет называли "правительством камикадзе", имея в виду то, что оно занималось непопулярным делом. Спустя годы, отношение к реформам, проведенным правительством Гайдара, остается в обществе негативным. Согласно проведенному в 2019 году опросу ВЦИОМ, доля противников реформ Гайдара в период с 2010 по 2019 возросла почти в два раза с 23% до 44%. Причем среди тех, кому больше 60 лет, эта доля достигала 59%.

Многие из этих людей в 90-е годы были достаточно молодыми, и часть из них даже была сторонниками рыночных преобразований. Впоследствии тех, кто уповал на то, что в России все быстро сделается "как на Западе" становилось все меньше. Основная проблема была в том, что в России, в отличие даже от дружественных соцстран, рыночных отношений попросту не существовало.

В этой связи многие посчитали себя попросту ограбленными. По оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, реальные доходы российского населения упали до 44% от уровня 1991 года, а расходы на питание составили 60% от семейного бюджета.

Как отметил в интервью ТАСС Кудрин, уровень жизни граждан на том уровне, который они имели в 1990-м году, удалось восстановить в 2003-2004 годах: "В среднем это достигалось и по учителям, и по врачам. Сейчас примерно на 20% уровень жизни выше, чем в Советском Союзе. В нулевые годы, когда я был вице-премьером, с 2000-го по 2011 год уровень жизни в стране вырос в три раза. Кажется, что это недостижимая цифра, но мы начинали с очень низкого уровня", - сказал он.

Уровень жизни россиян действительно вырос: ужасы советского дефицита давно забыты, никто не стоит в очередях, чтобы купить морально устаревший автомобиль, в столовых не дают гнутых вилок, персонал магазинов вежлив, а в них полно самой разной колбасы и других продуктов.

Однако граждане уже привыкли к этой нормальности и вспоминают о положительных сторонах жизни в СССР: бесплатном жилье, пусть и полученном через годы, неплохом базовом образовании, дешевом или практически бесплатном детском отдыхе. Все это советское государство успешно содержало, хотя фактически недоплачивало своим гражданам, а под конец своего существования надорвалось от расходов на вооружение.

Казахстан, Чили. Далее везде?

Сегодня ностальгировать об СССР граждан заставляет не убогая советская мебель и не однообразная одежда, а колоссальное неравенство, которое все больше растет в обществе.

Как ранее отметил генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, одна из главных проблем страны неравенство. Оно ярко проявляется на региональном уровне и иногда даже носит "демонстративный характер". Один из примеров, по словам Орлова, которого цитирует агентство Regnum, обеспеченность граждан врачами: на 10 000 человек населения в Санкт-Петербурге этот показатель составляет 89,3, а в Курганской области - 28,9.

Стоит отметить, что вполне провластный политолог, говоря о проблеме неравенства, упомянул в качестве примера недавние социально-экономические потрясения в Казахстане. "Одним из драйверов очевидных было, конечно, неравенство, в том числе межрегиональное", - сказал Орлов.

Казахстан - действительно яркий пример. Страна, которая начала рыночные реформы почти одновременно с Россией добилась многого. Энергетический экспорт долгое время способствовал росту казахстанской экономики, росту предпринимательства, строительству роскошных молов и деловых центров.

Однако, как оказалось, все это было "домом из песка и тумана: от успехов Казахстана выиграла кучка бизнесменов из окружения первого президента страны Нурсултана Назарбаева, что вынужден признать и нынешний президент Казахстана Касым Токаев.

Незадолго до Казахстана события пусть и не такой степени радикальности наблюдались и в Чили, где многотысячные митинги против неолиберальной политики президента миллиардера Себастьяна Пиньеры привели к радикальной смене курса. Президентом страны был избран левый политик Габриэль Борич.

Стоит отметить, что если в Казахстане детонатором для массовых выступлений стало двукратное повышение цен на газ, в Чили таким стало повышение цен на проезд в транспорте: "Крохи с барского стола едва перекрывали элементарные нужды. Не хватало ресурсов для комфортного обустройства жилищ, воспитания и обучения молодого поколения, не говоря о получении высшего образования", - так характеризовал обстановку в Чили специалист по региону Эмиль Дабагян в своей недавней статье в издании "Московский Комсомолец".

Подобные характеристики можно, впрочем, применить к любой стране постсоветского пространства, которые имеют схожие проблемы с Россией и Казахстаном.

Однако проблема роста бедности, неравенства и ухудшения экономического самочувствия становится проблемой и развитых государств. Как отмечается в недавнем крупномасштабном исследовании нобелевских лауреатов, супругов Эстер Дюфло и Абхиджита Банерджи, уровень неравенства внутри государств значительно увеличился. Так, разрыв между средними доходами 10% богатейших граждан и 50% малоимущих людей в пределах одной страны почти удвоился.

В докладе есть и другие шокирующие цифры: если в начале 1980-х годов в развитых странах так называемое "общественное благо" и предметы "общенародной" инфраструктуры обычно составляли 15-30% всего богатства, то сегодня этот процент упал почти до 0%, при этом до -10% в США и до -20% в Великобритании.

"В западных странах нулевая или отрицательная ценность общественного блага фактически означают, что частные субъекты контролируют всю долю экономики за счет активов, которыми они владеют",- пишут авторы.

Однако, по мнению авторов, не стоит "отсиживаться в ожидании революции", а предпринять решительные шаги в борьбе с экономическим неравенством. "История ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки", - писал известный историк Василий Ключевский. О том будут ли выучены уроки Чили и Казахстана, нам еще предстоит узнать.