Мировая экономика укрепится в 2022 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Мировая экономика укрепится в 2022 году

17 января 2022 ИХ "Финам"
PwC представляет результаты 25-го ежегодного глобального опроса руководителей крупнейших компаний мира, в ходе которого в период с октября по ноябрь 2021 года было опрошено 4 446 руководителей в 89 странах и регионах мира. Опрос демонстрирует ожидания мировых бизнес-лидеров на 2022 год.

Опрошенные руководители дают наиболее оптимистичный прогноз за последние 10 лет в отношении перспектив укрепления экономики в предстоящем году – 77 % прогнозируют улучшение состояния мировой экономики, в то время как только 15 % ожидают ухудшения условий.
Уровень оптимизма в отношении тенденций мировой экономики выше по сравнению с прошлым годом в Индии, Японии, Великобритании, Франции, Италии; и чуть ниже в США, Китае, Бразилии, Германии.
Киберриски и риски для здоровья входят в число главных глобальных угроз, за которыми следует макроэкономическая нестабильность.
41 % опрошенных считают США одной из ведущих стран по перспективам роста компаний в течение следующих 12 месяцев, по сравнению с 35 % в 2021 году.
Менее четверти руководителей компаний заявили, что организации, которые они представляют, взяли на себя обязательства по достижению нулевых выбросов.

Результаты исследования показали, что руководители крупнейших компаний мира продолжали переживать трудности, вызванные продолжающейся пандемией COVID-19 и нестабильными рыночными условиями из-за растущей инфляции, сбоев в цепочках поставок и нарастающей тенденцией массового увольнения сотрудников ("Большая отставка") в некоторых частях мира. Несмотря на это, опрошенные руководители дают наиболее оптимистичный прогноз за последние 10 лет в отношении перспектив укрепления экономики в предстоящем году. Более трех четвертей руководителей крупнейших компаний мира (77 %) прогнозируют улучшение состояния мировой экономики, в то время как только 15 % ожидают ухудшения условий.

Несмотря на общий оптимизм среди руководителей компаний в отношении экономического роста в 2022 году, перспективы сильно различаются в зависимости от стран и регионов. Среди крупнейших стран оптимизм наиболее высок в Индии, где 94 % респондентов ожидают глобального роста в предстоящем году, по сравнению с 88 % в прошлом году. Ожидания положительной динамики также неуклонно растут среди руководителей компаний Японии (83 % по сравнению с 67 % в прошлом году), в Великобритании рост оказался ненамного выше (на пять процентных пунктов до 82 %). В Италии и Франции наблюдается значительное повышение оптимизма CEO, возможно, в результате того, что темпы восстановления экономики этих стран превзошли ожидания. Показатель в Италии достиг 89 %, что на 18 процентных пунктов больше, чем год назад, в то время как во Франции он вырос сразу на 25 процентных пунктов до 85 %.

Однако, например, в США только 70 % руководителей компаний ожидают восстановления экономики, показатель в стране за год снизился сразу на 18 процентных пунктов, в Бразилии на 7 процентных пунктов (до 77 %), в Китае на 9 процентных пунктов (до 62 %), и в Германии на 4 пункта (до 76 %). Вероятно, для этих стран последствия инфляции и сбоев в цепочке поставок оказались наиболее серьезными.

Несмотря на то, что CEO в США, возможно, менее оптимистичны в отношении мировой экономики, они "сравнительно уверены" в перспективах роста компаний, которые они представляют, причем 40 % "чрезвычайно уверены" в достижении роста выручки в 2022 году.

Боб Мориц, президент международной сети фирм PwC: "В то время как продолжающаяся пандемия и появление новых штаммов отбрасывают тень на весь год, высокий уровень оптимизма руководителей, который мы обнаружили, говорит о силе и устойчивости мировой экономики и способности руководителей справляться с неопределенностью. Мы привыкаем к новой "нормальности", но все еще наблюдаем недостаток в доверии между странами, наличие большого количества вызовов, но радует, что мировые бизнес-лидеры позитивно смотрят на 2022 год".

Сила доверия

Доверие никогда еще не было так важно для успеха компании, и еще никогда его не было так сложно завоевать и поддерживать. Основываясь на ответах руководителей компаний на ряд вопросов о поведении клиентов, опрос продемонстрировал корреляцию между доверием со стороны клиентов и уверенностью самих CEO. Руководители компаний, пользующиеся самым высоким уровнем доверия клиентов, более уверены в перспективах роста своего бизнеса в предстоящем году. 71 % респондентов с самым высоким уровнем доверия "уверены" или "очень уверены" в перспективах роста выручки своих компаний в ближайшие 12 месяцев, по сравнению с 47 % руководителей компаний с самым низким уровнем доверия.

Было также установлено, что уровень доверия связан с выполнением той или иной компанией обязательств по достижению нулевых выбросов. Руководители, занявшие самые высокие места по уровню доверия, значительно чаще возглавляют организации, которые взяли на себя обязательства по нулевым выбросам (29 %), по сравнению с 16 % CEO, пользующихся низким уровнем доверия.

Киберриски и риски для здоровья являются главными вызовами для руководителей компаний

Оптимизм генеральных директоров по большей части высок, но они также хорошо осведомлены о потенциальных угрозах, которые могут повлиять на их бизнесы в ближайшие 12 месяцев.

Как и в прошлом году, киберриски и риски для здоровья являются ведущими глобальными вызовами, которые назвали 49 % и 48 % руководителей компаний соответственно. Не отстает и макроэкономическая нестабильность: 43 % CEO либо "очень", либо "крайне обеспокоены" потенциальным влиянием инфляции, колебаниями уровня ВВП и проблемами на рынке труда в предстоящем году. Еще одной серьезной проблемой, лежащей в основе, является способность привлекать и удерживать таланты – 69 % руководителей, обеспокоенных рисками социального неравенства, ссылаются на это как, как и 62% руководителей, обеспокоенных рисками для здоровья.

С точки зрения отрасли, киберриски являются первостепенным вызовом для руководителей финансового сектора, 59 % из которых назвали киберугрозу ключевой. В частности, стоит отметить, что несмотря на большое количество кибератак в обрабатывающей промышленности и потребительском сегменте, только 40 % и 39 % руководителей этих отраслей соответственно оказались обеспокоены киберрисками.

Очевидно, что высокий процент руководителей компаний сферы гостеприимства и досуга (75 %) обеспокоены влиянием рисков для здоровья на их бизнес. А 49 % руководителей энергетических компаний, организаций сферы ЖКХ и ресурсных компаний считают изменение климата ключевой угрозой в предстоящем году, что на 15 пунктов выше, чем во всех отраслях промышленности.

Уровень восприятия угроз руководителями варьируется в зависимости от географии. Более половины (58 %) опрошенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе "очень" или "чрезвычайно" обеспокоены рисками для здоровья в предстоящем году (исключение составляет Китай, где только 42 % руководителей компаний сильно обеспокоены данным вызовом). Для сравнения только 37 % руководителей компаний Западной Европы и 44 % руководителей компаний Северной Америки испытывают схожие опасения по поводу рисков для здоровья. И наоборот, только 44 % руководителей Азиатско-Тихоокеанского региона сильно обеспокоены киберрисками.

Боб Мориц отмечает: "Руководители компаний по понятным причинам обеспокоены потенциальными угрозами, которые могут повлиять на краткосрочные результаты, среди которых макроэкономическая нестабильность, киберриски и угрозы для здоровья. Но несмотря на это, крайне важно не терять из поля внимания более долгосрочные вызовы, такие как социальное неравенство и изменение климата, так как именно они будут определять наш уклад жизни и будущее следующих поколений".

Мировые бизнес-лидеры делают ставку на США

Когда руководители крупнейший компаний мира смотрят за пределы своей страны в поисках роста выручки в предстоящем году, они отмечают, что США обладают наибольшим потенциалом. 41 % считает США одной из ведущих стран по перспективам роста своих компаний в течение следующих 12 месяцев, по сравнению с 35 % в 2021 году. Китай занимает второе место (27 %), что сопоставимо с его показателем в прошлом году, далее следуют Германия (18 %) и Великобритания (17 %, что на 6 процентных пунктов больше, чем год назад). Для американских руководителей Великобритания занимает первое место по важности роста выручки в течение следующих 12 месяцев – 37 % заявили, что это один из ведущих рынков для развития их компаний, и даже больше, чем Китай (об этом сказали 26 %). Руководители компаний Китая выделяют следующие страны: США (29 %), Австралию (24 %), Германию (23 %) и Японию (23 %).

Обязательств по нулевым выбросам все еще недостаточно

Опрос показал, что для достижения глобальных климатических целей необходимо добиться большего прогресса, поскольку менее трети руководителей крупнейших компаний мира заявили, что их компания взяла на себя обязательство по сокращению выбросов. Только 22 % опрошенных CEO заявили, что их компании взяли на себя обязательства по достижению нулевых выбросов; 29 % заявили, что работают над его внедрением. Примерно столько же компаний (26 %) взяли на себя обязательство по нейтрализации выбросов углерода, в то время как еще 30 % заявили, что работают над его внедрением.

Только треть опрошенных определили изменение климата в качестве главной проблемы на предстоящий год, что отражает их убежденность в том, что этот вызов не повлияет на рост доходов в ближайшей перспективе. Но в долгосрочной перспективе климатические обязательства должны занимать центральное место в стратегиях компаний, так как это будет иметь важное значение не только для снижения рисков изменения климата, но и для удовлетворения ожиданий клиентов, инвесторов и сотрудников.

Обязательства по достижению нулевых выбросов, как правило, в наибольшей степени касаются более углеродоемких и крупных компаний. Компании сектора ЖКХ являются ведущими (40 %) по уровню ответственности в указанной сфере, за ними следует энергетический сегмент (39 %), примерно на 15 процентных пунктов превышая показатели следующих по величине отраслей: телекоммуникации, банковский сектор и рынки капитала. Около двух третей (65 %) опрошенных, чьи компании имеют выручку в размере 25 млрд долларов США или более, взяли на себя обязательства по достижению нулевых выбросов. Среди компаний с выручкой менее 100 млн долларов США таких всего 10 %.

Около 57 % респондентов, чьи компании не взяли обязательства по нейтральному или нулевому уровню выбросов, указали, что они не верят, что организации, которые они представляют, производят значительное количество выбросов парниковых газов (ПГ). Это в значительной степени отражает мнения руководителей компаний таких сегментов, как: технологии (74 %), бизнес-услуги (72 %) и страхование (71 %).

Несмотря на то, что руководители компаний назвали “снижение рисков изменения климата” в качестве наиболее важного фактора, лежащего в основе внедрения стратегии “net zero” (63 % назвали этот фактор “важным” или “очень важным”), следующим фактором они выделили “удовлетворение ожиданий клиентов” (61 %), что говорит о том, что вопросы изменения климата все еще стоят на повестке CEO лишь в деле построения бренда компании и поддержания его ценности.

Исследование также показало, что чем значительнее обязательства компании по декарбонизации, тем более вероятно, что целевые показатели выбросов являются частью корпоративной стратегии и связаны с вознаграждением самого CEO. Из компаний, в которых руководители заявили, что у них есть научно обоснованные обязательства по нулевому уровню выбросов, 70 % включают целевые показатели выбросов в корпоративную стратегию (по сравнению с 44 % компаний, чьи обязательства не связаны с наукой, и 9 % компаний, у которых нет обязательств по нулевым или углеродно-нейтральным выбросам).

Боб Мориц заключил: "За 25 лет проведения Глобального опроса руководителей крупнейших компаний мира мы видели, как они решали совершенно разнообразные проблемы: от лопнувшего пузыря доткомов до глобального финансового кризиса. Сегодня же мы боремся с новыми вызовами, связанными с глобальной пандемией и изменением климата. Тем не менее мы видим одну константу – фундаментальную важность установления доверия. В этом году доверие, похоже, затронуло все аспекты, начиная с уверенности руководителей в росте доходов своих компаний и заканчивая тем, взяла ли их организация на себя обязательства по достижению нулевого углеродного следа. Заглядывая в будущее, хочется сказать, что, безусловно, в следующие 25 лет мы столкнемся с непредсказуемыми обстоятельствами и новыми вызовами, но компании, построенные на прочном фундаменте доверия, будут стабильны, а их руководители получат наилучшие возможности для достижения устойчивых результатов, способствующих долгосрочному успеху".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter