ПАО «АЛРОСА» (ALRS) — государственная горнорудная компания, которая занимает монопольное положение в российском сегменте алмазодобычи и является мировом лидером по объёму продаж алмазного сырья. Основные производственные активы компании сосредоточены в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области, а торговые представительства работают в основных мировых центрах торговли алмазами: Антверпене, Гонконге, Дубае, Нью-Йорке, Рамат-Гане.
13 января на сайте «АЛРОСА» были опубликованы данные по продажам алмазно-бриллиантовой продукции в декабре 2021 г. Тревожным сигналом стало резкое сокращение объёмов реализации, как к предыдущему месяцу, так и к аналогичному периоду 2020 г.
Предлагаем разобраться, что стало причиной падения продаж в конце минувшего года и стоит ли ожидать дальнейшего снижения операционных показателей в новом 2022 г.
Как чувствовал себя рынок в 2021 году?
В целом 2021 г. оказался успешным для алмазодобывающей отрасли, особенно на фоне двух предыдущих лет, когда алмазный рынок сотрясли сразу два серьёзных кризиса.
В 2019 г. произошло падение цен и спроса на алмазное сырьё из-за кризиса в гранильном секторе Индии — страна является рекордсменом по объёму огранки алмазов. Он был вызван изменениями в таможенных правилах и резким увеличением сроков ввоза алмазного сырья. Новые бюрократические барьеры привели к падению выпуска бриллиантов на 20%, что буквально парализовало алмазную отрасль.
В начале 2020 г. на рынке намечалось восстановление, но пандемия коронавируса и жёсткие ограничительные меры погрузили отрасль в ещё более глубокий кризис. С апреля по июль 2020 г. продажи «АЛРОСА» были близки к нулевому значению, а общие продажи компании по итогам 2020 г. снизились на 16% даже от низкой базы 2019 г.
Однако уже со второй половины 2020 г., по мере постепенного снятия наиболее жёстких ограничений, рынок алмазов начал оживать на фоне общего восстановления экономической активности. В результате в декабре 2020 г. бизнес зафиксировал рекордную выручку от продаж для данного периода.
В 2021 г. отрасль продолжила восстановительный рост после кризисов. Однако наметилась новая проблема — недостаточный темп ввода в эксплуатацию новых мощностей по добыче алмазов. Это привело к дисбалансу спроса и предложения и быстрому сокращению складских запасов алмазно-бриллиантовой продукции. А уже в 2022 г. рынок алмазов может столкнуться с новым кризисом, на этот раз — недопроизводства, если не удастся быстро восстановить баланс спроса и предложения.
Итоги продаж для «АЛРОСА» в 2021 году
За двенадцать месяцев прошедшего года компания реализовала алмазно-бриллиантовой продукции на сумму 4,169 млрд долл., что на 50% превзошло показатели 2020 г. Из них 3,977 млрд долл. пришлось на алмазное сырьё и лишь 192 млн долл. — на бриллианты. Рост выглядит внушительным, особенно на фоне низкой базы 2020 г., однако восстановить выручку до уровня докризисных лет пока не удалось, хотя компания и подошла к этой цели очень близко.
Динамика продаж алмазно-бриллиантовой продукции «АЛРОСА», млрд долл.
Рис. 2. Источник: пресс-релизы «АЛРОСА»
Чтобы удовлетворить выросший спрос, особенно на основных рынках сбыта в Северной Америке и Азии, «АЛРОСА» пришлось восстанавливать производственные мощности, приостановленные в II квартале 2020 г., в период наиболее острой фазы кризиса, а также распродавать свои складские запасы. Начиная со второй половины 2021 г. уровень складских запасов компании остаётся крайне низким, что ограничивает возможности нарастить объёмы продаж в 2022 г.
Запасы «АЛРОСА» на конец III квартала 2021 года
Рис. 3. Источник: финансовая отчётность ПАО «АЛРОСА» за III квартал 2021 г.
Более того, бизнес был вынужден прибегнуть к государственной помощи и закупить дополнительные объёмы алмазов на аукционе Гохрана, чтобы удовлетворить спрос со стороны клиентов.
Падение продаж в декабре
С июня 2021 г. продажи «АЛРОСА» начали падать, а в декабре и вовсе достигли минимума.
Динамика продаж «АЛРОСА» в 2021 году по месяцам, млн долл.
Рис. 4. Источник: пресс-релизы «АЛРОСА»
За декабрь 2021 г. компания реализовала продукцию только на 254 млн долл., в том числе алмазы на сумму 241 млн долл. и бриллианты — на 12 млн долл. Это на 24% меньше, чем было реализовано в ноябре, и на 51% меньше, чем в декабре 2020 г., когда «АЛРОСА» обновила исторический максимум по продажам.
Падение реализации в декабре 2021 г. сама компания объясняет смещением торговой сессии на конец месяца и переносом части продаж на январь. Показательными будут итоги первого месяца 2022 г., которые должен появиться ответ на вопрос, действительно ли декабрьский провал продаж носил разовый характер.
Что ждёт «АЛРОСА» в 2022 году?
В целом «АЛРОСА» продемонстрировала сильный восстановительный рост продаж по итогам 2021 г. С учётом роста цены на алмазы на мировых биржах можно ожидать высоких финансовых показателей от компании по итогам отчётного года. Однако бизнесу пока не удалось достичь докризисных показателей по размеру выручки, несмотря на увеличение продаж на 50% год к году.
Кроме того, в 2022 г. «АЛРОСА» будет сложно повторить даже свои прошлогодние результаты. Возможности по наращиванию производственных мощностей ограничены, а запасы алмазов и бриллиантов у компании находятся на исторических минимумах. Частично дефицит предложения можно будет покрыть за счёт закупок из Гохрана, однако это негативно отразится на маржинальности бизнеса.
С другой стороны, стремительное истощение складских запасов алмазного сырья — общий мировой тренд на рынке в 2021 г. Если дисбаланс не удастся выровнять в ближайшее время, то это может привести к дальнейшему росту цен на алмазы, что благоприятно отразится на рентабельности алмазодобывающих компаний, включая «АЛРОСА».
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу