От доставки дисков до «Оскара»: история Netflix » Элитный трейдер
Элитный трейдер


От доставки дисков до «Оскара»: история Netflix

28 января 2022 БКС Экспресс | Netflix

К концу 2021 г. на американский стриминговый сервис Netflix было подписано 221,8 млн человек — именно столько зрителей готовы платить за контент компании. Сейчас она выпускает собственные сериалы и телепрограммы, а 25 лет назад занималась отправкой клиентам дисков с фильмами и брала за это $6 в неделю. Как развивалась площадка, показавшая нам «Карточный домик», «Игру в кальмара» и «Ход королевы».

Это не ложь, а фантазия
Однажды Рид Хастингс, основатель компании Pure Software, специализировавшейся на диагностике программного обеспечения, взял в аренду у сервиса проката Blockbuster видеокассету с фильмом «Аполлон-13». Вовремя он ее не вернул и получил штраф $40. Предприниматель подумал, что это слишком — и нужен новый сервис, который спасет от разорения тех, кто просрочивал возврат кассет. Это предзнаменовало появление NetFlix.

«На самом деле, хорошая идея редко приходит со спецэффектами в виде вспышки молнии и разразившегося грома — и вот, вы уже на высоте. Нет, так обычно не бывает, но фантазия, которая дорисовывает эти спецэффекты — точно имеет право на существование. Вы можете спросить: неужели история возникновения Netflix — это ложь? Нет, это история, и благодаря фантазии — это чертовски интересная история», — сказал сооснователь компании Марк Рэндольф.

Рид Хастингс и директор по маркетингу Pure Software Марк Рэндольф сочли нерентабельной доставку фильмов на видеокассетах VHS. Дело было летом 1997 г. — в марте того же года в США уже появились DVD-диски. В качестве «теста» предприниматели попробовали отправить более компактный носитель почтой домой к Хастингсу. Он дошел целым, и стало понятно, что проекту быть.

В поездках между своими домами в Санта-Крусе и штаб-квартирой Pure Software в Саннивейле у коллег родилась идея собственного стартапа — время пути они использовали для мозгового штурма. Рэндольф отдавал дань уважения компании Amazon — он взял за идею ее бизнес-модель, решив запустить торговлю товарами через интернет. Хастингс продал Pure Software и вложил в будущую компанию $2,5 млн. Так и появился NetFlix — первый в мире интернет-магазин доставки DVD, занявший свою нишу в области видеопроката. Его основным конкурентом была компания Blockbuster.

Фильмы в красных конвертах
Стартап экспериментировал с посылками — было произведено более 200 отправлений, пока не был найден идеальный безопасный вариант. Диск в обычной упаковке без обложки отправляли в красном конверте по цене одной марки первого класса через почтовую службу США. Возвращали просмотренные фильмы по той же схеме.

NetFlix предлагал клиентам прокат на неделю — нужно было заплатить за это $4 и еще $2 за доставку. Стоимость снижалась, если заказчик брал дополнительные диски. А если он решил оставить фильм подольше, то мог сделать это за доплату. Понравившееся кино можно было оставить у себя насовсем, оплатив полную стоимость диска.

Изначально в распоряжении NetFlix было не больше 900 дисков, распространялись они только на территории США. А еще у компании был сайт, который содержал обзоры фильмов.

Убытки — технологии — биржа
В конце 1999 г. сервис представил новый формат работы — ежемесячную подписку за $15,95, NetFlix стал обрабатывать более 10 тыс. заказов в день. В начале нулевых компания отказалась от разового проката в принципе. Теперь ставка была фиксированной — никаких сборов за доставку, просрочек оплаты и других неудобств.

300 тыс. подписчиков в 2000 г. пользовались услугами компании, финансовое состояние которой оставляло желать лучшего. На фоне убытков NetFlix предлагает Blockbuster выкупить 49% фирмы за $50 млн. Крупнейшая сеть кинопроката отказал молодому конкуренту.

Тогда NetFlix усилил свое технологическое превосходство. В 2000 г. компания выпустила Cinematch — систему для рекомендации фильмов, которая анализирует предпочтения клиентов. Эта функция в стиле «Вам также могут понравиться» советовала пользователям новые картины, облегчая этим выбор.

Спрос на услуги компании сохранялся благодаря росту продаж DVD-плееров. В то же время NetFlix заключает соглашение с Warner Home Video и Columbia Tristar, за долю от прибыли получая первоочередное право на размещение контента компаний на своей площадке. Сервис и дальше будет подкреплять интерес зрителя, подписывая контракты с известными кинокомпаниями — такими как Disney, 20 Century Fox, Metro Goldwyn Mayer.

Весной 2002 г. NetFlix вышла на биржу NASDAQ через IPO и поменяла название на Netflix, Inc., сделав заглавную «F» строчной. Компания привлекла $82,5 млн, продав 5,5 млн акций. Этими средствами Netflix (торгуется на СПБ Бирже под тикером NFLX) рассчитывалась с долгами и оплачивала рекламные расходы.

После эры DVD
В середине нулевых интернет окреп настолько, что его скорость передачи позволяла скачивать фильмы — диски перестали быть такими привлекательными. В 2010 г. сеть видеопроката Blockbuster обанкротилась, задолжав около $900 млн своим кредиторам.

В компании Netflix умели мастерски заполнять свободные ниши — руководство понимало, что появление облачных хранилищ способствует перетеканию контента в интернет. Еще в 2007 г. Netflix внедрила модель контента по запросу — его можно было заказать из каталога. Выходя в область потокового видео, компания предлагала оплату за время просмотра — самым распространенным у пользователей стала подписка на 18 часов стоимостью $17,99 в месяц.

Служба доставки DVD продолжала работать. Контента, представленного на стриминге, было меньше, чем в библиотеке онлайн-доставки — не более 1000 наименований против более 100 тыс.. Но продажи DVD со временем стали падать, а вместе с этим росла популярность нового формата.

Не хуже Голливуда
«Прежде всего мы хотим опережать конкурентов и создавать такие истории, о которых людям хочется говорить и которые хочется смотреть», — говорит Рид Хастингс.

И у Netflix это выходило. В год, когда разорился Blockbuster, сервис вышел на международный уровень — потоковое вещание стало распространяться на Канаду. Увеличивалось и количество устройств, позволяющих получать услуги Netflix, например, сервис стал доступен владельцам гаджетов Apple.

2011 стал годом рождения Netflix Original, теперь компания самостоятельно производит контент. Дебют был успешным — политическая драма «Карточный домик» получила несколько престижных наград.

Параллельно со съемками собственного контента Netflix продолжает международную экспансию. В том же 2011 компания выходит на латиноамериканский и южноамериканский рынок, а начиная с 2012 г. — на европейский, азиатский и африканский. В России Netflix доступен с 2016 г., спустя четыре года у сервиса появилась полноценная русскоязычная версия.

В прошлом году стриминговый сервис запустил в своем приложении мобильные видеоигры по подписке. Netflix планирует самостоятельно создавать игровые продукты, которые в будущем могут породить фильмы или сериалы.

Оскароносный Netflix
На прошлогодней церемонии награждения премии «Оскар» Netflix стал лидером по числу побед среди дистрибьютеров контента — платформа забрала семь статуэток.

По два приза у фильмов «Манк» Дэвида Финчера и «Ма Рейни: мать блюза», по одному у «Мой учитель — осьминог», «Если что-то случится, я люблю вас» и «Два далеких незнакомца». Всего к сегодняшнему дню у Netflix 15 «Оскаров».

«Netflix Culture» — корпоративная культура
Reed Hastings, Co-CEO of Netflix, shares his top 5 Lessons Learned over the years. Get a deeper dive into these insights in the book "No Rules Rules," written by @reedhastings and @erinmeyerINSEAD, available for order at https://t.co/Y5rI0IT5XR pic.twitter.com/S1DSOEl4U3

— We Are Netflix (@WeAreNetflix) September 10, 2020


Netflix закалился во время трудных времен: сначала лопнул «пузырь доткомов», во время которого начались сложности с финансированием, а потом произошли оказавшие влияние на рынок террористические акты 11 сентября — к концу 2001 г. руководству пришлось сократить количество сотрудников Netflix на треть. Хастингс боялся катастрофы внутри компании, но на деле события сыграли ей на руку — в офисе остались только компетентные работники, а корпоративная политика изменилась, став визитной карточкой Netflix. Вот, что выделяет компанию:

• На Human Resource можно сэкономить — сотрудники сами справятся с задачами HR-ов.

• Зарплата — это только оклад. В компании не хотят, чтобы на заработок сотрудника влиял менеджмент.

• Эффективные работники остаются — остальных увольняют без лишних сантиментов. Если твоя задача провалена — это твоя вина.

• Отпуск в 28 календарных дней — не про Netflix. Уйти на отдых и вернуться на работу можно когда угодно, главное не оставить незавершенных дел.

• В отношениях между сотрудниками главенствует доверие. Если ты по собственной инициативе сделал что-то ради блага компании, при этом потратив определенную сумму, Netflix вернет тебе деньги без многочисленных расспросов.

«Развлечение, как и дружба, является фундаментальной потребностью человека. Оно меняет то, как мы себя чувствуем, и дает нам точки соприкосновения. Мы хотим развлекать весь мир. Если нам это удастся, будет больше смеха, больше сочувствия и больше радости», — считают в Netflix.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter