Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Хамиш Макрей, На смену разговорам о рецессии пришли размышления о восстановлении » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Хамиш Макрей, На смену разговорам о рецессии пришли размышления о восстановлении

Теперь всех интересует другой вопрос. Раньше он звучал как: "Когда закончится спад?" А сейчас: "Как будет выглядеть восстановление?" Это относится к Великобритании, континентальной Европе, США, Японии, да и ко всему развитому миру. Ответ на первый вопрос мы знаем
20 августа 2009 Архив
Теперь всех интересует другой вопрос. Раньше он звучал как: "Когда закончится спад?" А сейчас: "Как будет выглядеть восстановление?" Это относится к Великобритании, континентальной Европе, США, Японии, да и ко всему развитому миру. Ответ на первый вопрос мы знаем. Как недавно стало известно, во Франции и Германии рецессия завершилась во втором квартале, хотя экономика Еврозоны в целом продолжает слегка сокращаться. Темпы экономического роста в Великобритании и США продолжают замедляться, однако уже в этом квартале возможно их увеличение. (По всей вероятности, дно было достигнуто в мае или июне). Япония тоже демонстрирует готовность к росту. В числе отстающих Италия и Испания, но к концу года их дела пойдут в гору, как и во всех других странах. Новые данные по ВВП во втором квартале для Франции, Германии и Италии дают пищу для размышлений. Безусловно, две из трех крупнейших континентальных экономик продемонстрировали отличные результаты и, по-видимому, опередили Великобританию. Несерьезно спорить о том, какая страна первой выйдет из рецессии, а какая упадет глубже всех и т.д. Пока мы не знаем всех данных, и в любом случае в ближайшие месяцы они будут еще не раз пересмотрены. Поэтому просто вздохнем с облегчением и порадуемся, что рост, наконец-то, возвращается, и неважно, какая страна будет первой.


К сожалению, начало восстановления ничего не говорит о его потенциальной силе, и существует ряд причин проявлять особую осторожность. В первую очередь сюда входит слабость мировой банковской системы, высокий уровень личных долгов, особенно у потребителей США, давление на потребление из-за постоянно растущей безработицы, необходимость внедрения различных поддерживающих мер правительствами разных стран мира. Мнения сходятся к тому, что восстановление будет медленнее и продолжительнее, чем все предыдущие, причем не только в Великобритании, но и во всем мире. Рост возобновится, но будет не таким сильным и уж точно не будет способствовать улучшению общего настроения. Я разделяю распространенное мнение о том, что восстановление будет сдержанным. С уверенностью можно сказать, что в следующем году бюджет Великобритании будет ограниченным, сокращение НДС станет неконтролируемым, программа по стимулированию продаж подержанных автомобилей (которая тоже способствовала улучшению ситуации) подойдет к концу и т.д. Что хуже всего, все это продлится не один год. Налоги будут оставаться высокими, а государственные расходы будут продолжать сокращаться в ближайшие годы, что необходимо для возвращения контроля над финансами страны.


И все же экономика Великобритании находится в гораздо лучшем состоянии, чем принято считать. Отправной точкой является новый отчет по инфляции Банка Англии. Судя по заголовкам, сейчас Банк обеспокоен гораздо сильнее, чем три месяца назад. Рецессия оказалась более глубокой, чем ожидалось, управляющий предостерег о рисках понижения и т.д. Центральным банкам следует проявлять осторожность, потому что именно за это им платят. Но, глядя на веерные диаграммы Банка, я поймал себя на мысли, что они выглядят не так уж и плохо. Банк Англии ожидает, что рост начнется на несколько месяцев раньше первоначальных прогнозов. Кроме того, он стал оптимистичнее настроен по отношению к восстановлению в следующем году, чем три месяца назад. Действительно, Банк отказался от ожиданий роста менее 0.5% в пользу показателя, близкого к 2%. Конечно, это лишь вывод из размышлений Банка, я обобщил его прогнозы, сосредоточившись на основных показателях, в то время как Банк подчеркивает, что описывает лишь возможное развитие событий. И все же, на мой взгляд, в настроениях Банка произошли кардинальные перемены. Когда был опубликован майский отчет, Банк был настроен слишком мрачно в отношении восстановления. Кажется, теперь он воспрял духом.


Итак, чем этот спад отличается от предыдущих? Если основной прогноз Банка окажется верным, рецессия будет не такой серьезной, как в начале 80-х гг., хотя и более глубокой, чем спад в начале 90-х гг. Безусловно, до Депрессии 30-х гг. ей еще далеко. И это еще не все. Какую форму будет иметь восстановление? Трендовый рост в Великобритании составляет приблизительно 2.5%. Однако производство сократилось практически на 6%. Поэтому если просто произойдет возвращение к трендовому росту, это производство будет потеряно навсегда. Так считает Министерство финансов, по крайней мере, насколько можно судить по его прогнозам на момент выхода отчета по бюджету. Предположим, что рост вернется к среднему значению, как после предыдущих спадов. Другими словами, вместо 2.5%, которые наблюдались во время восстановления после прошлых рецессий, на этот раз рост должен быть выше этой отметки на протяжении нескольких лет. Если в ближайшие несколько лет рост будет превышать 3%, все ужасные цифры, связанные с фискальным дефицитом, начинают выглядеть не так пугающе. Я не пытаюсь умалить масштаб фискальной катастрофы, возникшей по вине правительства. Как верно подметил Алистар Дарлинг, потребуется смена двух парламентов, чтобы вернуть контроль над финансовым положением страны. Я имею в виду, что потерянное производство можно вернуть и, при условии надлежащих политик, через шесть-семь лет ситуация значительно наладится.


Все это лишь предположения. Прогнозируемая линия роста выглядит более гладкой, чем действительный путь: по дороге к восстановлению нас ждет не мало препятствий. Как ни крути, это очень серьезная рецессия. Мы понесли большие убытки и, как это ни печально, людям еще придется несладко. Но, что самое важное, есть все основания полагать, что этот спад не выйдет за рамки послевоенной рецессии, и в какой-то степени его можно назвать "обычным". Но от этого не легче.

Хамиш Макрей

По материалам The Independent