Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как конфликт между Россией и Украиной повлияет на рынки и экономику » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как конфликт между Россией и Украиной повлияет на рынки и экономику

2 февраля 2022 Financial One
В то время как Россия и Украина находятся на грани войны, финансовые рынки и экономисты гораздо больше озабочены тем, когда и насколько Федеральная резервная система США поднимет процентные ставки.

Однако некоторые ведущие аналитики мирового рынка предупреждают, что риски войны недооцениваются.

Главным среди них является глобальный стратег Rabobank Майкл Эвери.

«Мы находимся в необычном положении, когда мировые СМИ и политики предупреждают о риске большой войны, а рынки – до недавнего времени – никак на это не реагировали», – написал он на этой неделе.

Кризис уже подталкивает вверх цены на нефть и газ, а также на ключевые металлы, используемые во всех сферах – от производства автомобилей и электроники до кухонной утвари и строительства.

Но вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на краткосрочных последствиях российско-украинского конфликта для поставок сырьевых товаров и цен, Эвери глубоко изучил долгосрочные последствия при различных сценариях.

«Кризис в Украине представляет собой переломный момент в более масштабном метакризисе: разрушение мирового порядка после 1945, -71, -78 и -91 годов, – предупредил он. – Очевидно, что последствия для рынка будут огромными!»

Итак, какими именно будут последствия?

Нефть и газ

В краткосрочной перспективе конфликт между Россией и Украиной вызовет дальнейший масштабный рост цен на нефть и газ, особенно в Европе.

Россия поставляет около 30% нефти и 35% природного газа в Европу, и в случае конфликта эти поставки будут прекращены.

По мнению энергетических аналитиков Rabobank, такая ситуация может подтолкнуть цены на нефть с и без того высоких уровней около $90 за баррель до $125, а цены на газ последуют за ними.

Глава отдела глобальной товарной стратегии RBC Хелима Крофт также считает, что цены вырастут в случае перебоев с поставками из России, несмотря на все усилия правительства США по поиску альтернатив.

«Тем не менее в случае фактического вторжения России на территорию Украины и одновременного скачка цен на нефть мы видим возможность для Саудовской Аравии использовать свои резервные мощности для обеспечения восстановления мировой экономики», – добавила она.

Однако, если для предотвращения конфликта потребуются жесткие санкции против России, Rabobank предупреждает, что последствия для цен могут быть еще более серьезными.

«Если предположить, что все страны прекратят закупки российских энергоносителей, то потенциальное воздействие на цены будет огромным: нефть подорожает до $175, а европейский газ – до $250», – прогнозируется в отчете.

Однако в докладе отмечается следующее: маловероятно, что все страны подчинятся санкциям, поскольку Китай, скорее всего, будет поддерживать Россию путем крупных закупок, и даже ЕС вряд ли полностью откажется от российских энергоносителей.

Это может означать рост цен в странах, применяющих санкции, и снижение цен для тех, кто по-прежнему готов покупать российские нефть и газ.

Продовольствие и удобрения

В результате войны или санкций пострадают и другие ключевые сырьевые товары: Россия является крупнейшим в мире производителем пшеницы, а Украина находится примерно в пятерке лидеров. Также может пострадать крупное производство ячменя, кукурузы, подсолнечника и рапса.

Хотя другие страны, включая Австралию, возможно, смогут компенсировать часть потерь в поставках, они столкнутся с другим препятствием: производством удобрений.

По оценкам Rabobank, 23% аммиака, 17% калия, 14% мочевины и 10% фосфатов поставляются из России.

Поскольку Китай уже зарезервировал большую часть производимого им карбамида и фосфатов для внутреннего использования, потеря российской продукции приведет к дальнейшему дефициту и росту цен на основные ингредиенты удобрений.

Металлы и производство

Производственные цепочки поставок также не застрахованы ни от конфликта, ни от санкций против России.

По оценкам, доля России в мировом экспорте никеля составляет около 49%, палладия – 42%, алюминия – 26%, платины – 13%, стали – 7% и меди – 4%.

«Изъятие половины мирового экспорта никеля для кухонной утвари, мобильных телефонов, медицинского оборудования, транспорта, зданий и энергетики; палладия для катализаторов, электродов и электроники; и четверти алюминия для транспортных средств, строительства, машиностроения и упаковки приведет к сильному повышению цен», – предупреждает Rabobank.

В некотором смысле, враждебный мир с длительными санкциями может стать более угрожающей перспективой для поставок и стоимости этих товаров, чем перебои в результате короткой и острой войны. Конечно, и война, и санкции могут иметь место быть.

Финансовые рынки

По прогнозам Rabobank, война или жесткие санкции могут привести к тому, что инвесторы начнут бегство в тихую гавань. Это приведет к росту цен на облигации и снижению процентных ставок.

Все это никак не стыкуется с текущей тенденции к росту процентных ставок во многих странах с развитой экономикой.

Однако картину осложнит еще более высокая инфляция, вызванная потенциальным дефицитом сырьевых товаров, о котором говорилось выше.

Насколько центральные банки готовы смириться с инфляцией, вызванной неподконтрольными им иностранными источниками, еще предстоит проверить, поскольку ФРС готовится к повышению процентных ставок в США в марте.

Как ни странно, продление периода низких процентных ставок поможет остановить недавнюю распродажу на рынке, хотя прекращение горячего или холодного конфликта с участием России, ЕС, США и, возможно, даже Китая, а также связанные с этим глобальные перебои в поставках могут значительно перевесить выгоду от более низких ставок на более длительный срок.

Что касается валюты, Rabobank считает, что в случае конфликта ставку стоит делать на доллар США, японскую иену, швейцарский франк и золото.

Российский рубль упадет в случае войны или санкций. Евро, скорее всего, также пострадает.

Что если Россия отступит?

Даже если ситуация сложится по благоприятному сценарию, Эвери ожидает увидеть долгосрочные последствия разгоревшегося конфликта.

Он предсказывает, что нынешний украинский кризис ускорит некоторые из уже наметившихся глобальных тенденций, многие из которых были вызваны кризисом COVID и все более агрессивной внешней и торговой политикой Китая:

· от длинных цепочек поставок к более коротким;

· от свободной торговли к оншорингу;

· к ужесточению контроля за экспортом технологий;

· к усилению призывов снизить зависимость от России и Китая;

· к быстрому техническому перевооружению, пусть даже на новые платформы;

· к требованиям установления контроля над ключевыми сырьевыми ресурсами;

· к восприятию энергетики не только как части зеленого перехода;

· чтобы центральные банки стали частью решения проблемы, удерживая низкие ставки и действуя более (гео)политично.

Трудно представить, как США удастся наложить непосильные санкции на Россию, не нанеся при этом ущерба значительной части мировой экономики и финансовой системы, считает Эвери.

Он прогнозирует, что в мире будет усиливаться тенденция к созданию тесных взаимовыгодных альянсов с самыми могущественными странами, о чем, по его словам, свидетельствуют недавние пакты AUKUS и Quad.

«Таким образом, мы увидим ускорение в направлении другой, более закрытой или более «великодержавной» формы глобализации, – написал эксперт. – В то время как США и их союзники, возможно, сохранят власть и влияние при такой парадигме, другим придется нелегко».