Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Грозит ли дефицит российскому авторынку? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Грозит ли дефицит российскому авторынку?

3 марта 2022 Финам Поздеева Екатерина
Геополитическое напряжение и международные санкции ударили по курсу рубля и заставили многих автопроизводителей приостановить поставки авто и комплектующих из-за западных санкций и пересмотра цен.

Кроме того, на авторынке по-прежнему остаются актуальными проблемы с логистикой и нехваткой запасных частей.

Finam.ru рассказывает, как обстоят дела на отечественном авторынке, насколько могут подорожать авто, а также грозит ли России дефицит машин.

Иностранные автобренды приостанавливают работу в России

В последние дни с российского рынка начали массово уходить зарубежные автопроизводители на фоне колебаний курса валют и обострения геополитической ситуации. Так, приостановили работу, поставки в Россию: Ford, Volkswagen, BMW, Jaguar Land Rover, General Motors, Harley-Davidson, Scania, Volvo, Suzuki, Honda и Toyota. Китайский бренд Chery временно не поставляет машины российским дилерам из-за нестабильного курса валют и пересматривает закупочные цены, а Geely из-за трудностей с логистикой заморозила поставку своих машин дилерским центрам в России.

Завод Nissan в Санкт-Петербурге продолжает работать, но приостановил отгрузку машин дилерам. Завод Huyndai из-за перебоев в поставках комплектующих временно остановил производство с 1 по 5 марта. Московский завод Renault будет простаивать как минимум до 5 марта из-за логистических проблем. С 5 марта заводы "АВТОВАЗ" в Тольятти и Ижевске приостанавливают производство на четыре рабочих дня из-за проблем с поставкой электронных компонентов.

Как сообщают РИА Новости, Минпромторг ведет диалог со всеми автоконцернами в России.

Что будет с ценами на российском авторынке?

По прогнозу автомобильного холдинга "Авилон", новые авто на отечественном рынке могут подорожать более чем на 20% в марте 2022 года. С 1 марта "АВТОВАЗ" повысил цены в среднем на 10% на весь модельный ряд. Как сообщают "Ведомости", сильнее всего у отечественного производителя подорожали LADA Vesta, на 170 тыс. рублей в кузове седан, и LADA Lagrus - на 247 тыс. рублей.

В ходе онлайн-конференции Finam.ru "Российская экономика и рынок в режиме военной спецоперации" Валерий Миронов, заместитель директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ, отметил, что автомобили в текущих условиях - это фактически средство тезаврации, то есть сохранения денег. По его словам, это особенно относится к отечественным и китайским моделям в силу большей надежности, поскольку продолжается послепродажное техобслуживание.

"Рост цен на них может быть значительно сильнее прогнозируемой инфляции, которая в этом году, скорее всего, превысит 10%", - полагает эксперт.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент", не исключает, что государственная поддержка может быть оказана как производителям, так и покупателям, но зависеть она будет от приоритетов экономической политики и, главное, - от наличия средств в бюджете.

"Если необходимые средства у государства будут, то помощь отечественному автомобильному рынку может быть оказана. Производители, например, могут получить льготное финансирование, государственные гарантии, помощь в импортозамещении. А для покупателей, например, могут быть предложены различные программы по приобретению автомобиля со скидкой, кредиты с меньшей ставкой, налоговые льготы и так далее. Если будут различные меры поддержки данного рынка, то это может отразиться на ценах на автомобили, снизить темпы их роста", - говорит аналитик.

Грозит ли России дефицит авто?

Ситуация на отечественном автомобильном рынке в настоящий момент неоднозначная. Помимо прекращения работы в РФ ряда иностранных марок, дело усугубляется сохраняющимся глобальным дефицитом электронных компонентов и нарушениями в цепочках поставок. Кроме того, ряд производителей, хотя и не уходят из РФ, но ограничили сюда поставки деталей и узлов для выпуска автомобилей, что осложняет обслуживание и ремонт уже эксплуатируемых транспортных средств.

По словам Баранова, теоретически нельзя исключать, что все это может привести к дефициту автомобилей в стране, но такой вариант развития событий маловероятен.

"Во-первых, не все иностранные компании ушли из страны, остается еще много производителей, которые будут стремиться обеспечить спрос.

Во-вторых, доходы потребителей снижаются, они могут отказаться от приобретения товаров длительного пользования, в том числе автомобилей.

В-третьих, в стране имеется значительное количество автомобилей с пробегом, которые теперь будут эксплуатироваться дольше, кроме того, не исключены поставки таких машин из других стран", - отмечает эксперт.

По его мнению, появление новых автомобильных брендов в РФ исключать нельзя, но вряд ли их будет много.

Во-первых, отечественный авторынок уже давно сформировался, на нем присутствуют почти все известные производители.

Во-вторых, многие надеются, что нынешняя ситуация скоро разрешится, сюда вернутся ушедшие компании и все будет по-старому.

В-третьих, у потребителей уже сформировались свои предпочтения, и они вряд ли от них станут отказываться. Скорее, они захотят владеть подержанным автомобилем известной марки, чем выберут новую машину какого-то бренда, пришедшего в РФ недавно.

Наконец, не стоит забывать, что на завоевание доли отечественного автомобильного рынка новой компании может потребоваться несколько лет и значительные ресурсы, вряд ли на это пойдут многие иностранные производители автомобилей, которых ранее в РФ не было", - добавляет специалист.

Что касается наращивания производства отечественных автомобилей в РФ, то на него, по оценке Баранова, может потребоваться 3-5 лет.

"В первую очередь должны быть сняты ограничения против отечественных производителей - и на привлечение иностранного заемного финансирования, и на поставку им зарубежного оборудования и технологий. Должны быть ускорены темпы собственного развития российских автозаводов, повышена эффективность их деятельности, созданы новые технологии, расширен процесс импортозамещения. Целесообразно возвращение на отечественный рынок автомобилей иностранных марок, увеличение конкуренции даст дополнительный импульс российским производителям. Конечно, необходима и поддержка потребителей - это увеличит спрос на машины, что, в свою очередь, повлияет на объемы производства", - подчеркивает эксперт.