Стратегия "Титаника": Компании, которые потонули

Сегодня, 15 апреля, исполняется 110 лет со дня гибели знаменитого лайнера "Титаник", который стал символом технического гения. Крупнейшее пассажирское судно того времени, построенное в Британии. Его крушение и гибель 1500 пассажиров стали трагедий для всего мира, а имя корабля нарицательным, примером неправильно рассчитанной стратегии бизнеса. В годовщину "Титаника" Finam.ru вспоминает истории крупных компаний-символов крушения корпоративной культуры.

"Титаник" должен был стать символом технологического могущества Европы. Напоровшись на ледяные торосы, он затонул. Причиной гибели корабля стали неправильные действия экипажа. Следственный подкомитет США пришел к выводу, что степень подготовленности команды была недостаточной, а дисциплина сильно запущенной.

Сегодня историю с "Титаником" часто используют для исследования корпоративной культуры компаний, которые пришли от роста к банкротству.

Lehman Brothers: не брат ты мне

Банкротство компании Lehman Brothers cтало одним из главных символов кризиса 2008 года. Основанная в 1850 годы выходцами из Германии, братьями Генри, Эммануэлем и Мейером Леманами, компания стала специализироваться на оказании инвестиционных финансовых услуг, продаже и покупке акций.

Сервисами компании активно пользовались миллионы американцев. Выручка "братьев" составила $46,7 млрд, а активы составляли $503,5 млрд. Однако щедро выдавая ипотечные кредиты, банк вошёл во вкус и не мог остановиться. Так, в год финансового кризиса компания выдала кредитов на сумму почти 700 миллиардов долларов, обладая при этом 22 миллиардами. Финансовый кризис, разразившийся по всему миру, ударил прежде всего по экономике США. Началось стремительное падение акций компании, и несмотря на то, что Lechman Brothers относились к категории фирм "Too Big to Fall", реальность показала, что все это не так.

При этом, как отмечает профессор корпоративного права Дэвид Скилл в колонке на сайте института Brookings, банкротство Lechman Brothers нельзя считать главным символом ипотечного кризиса. "Почти ровно за шесть месяцев до Lehman другой крупный инвестиционный банк, Bear Stearns, рухнул аналогичным образом. Реакция регулирующих органов на бедствие Bear Stearns подготовила почву для всего, что последовало за этим".

ЮКОС. Без права быть собой

Российскую компанию "ЮКОС" конечно нельзя сравнить с "братьями", однако она была не меньшим символом России 2000-х. Начав бизнес примерно, как и все олигархи 1990-х, скупая различные нефтегазовые предприятия в регионах, свое название "ЮКОС" получил от предприятия "Юганскнефтегаз". Помогли и политические связи: Ходорковский активно участвовал в финансировании кампании по переизбранию Бориса Ельцина в 1996 году и после победы последнего получил немало льгот.

Михаил Ходорковский смог, используя свои собственные менеджерские данные и энергию бывшего комсомольского функционера, построить вполне работоспособную компанию. "ЮКОС" начала 2000-х хвалили за прозрачность управления и западные корпоративные принципы.

В середине 2000-х компания была одной из крупнейших в России. "ЮКОС" активно занимался благотворительностью: бренд компании украшал даже занавес МХТ имени А.П. Чехова, а Ходорковский легко находил общий язык с молодежью и занимался развитием интернет-образования.

Поворот случился в 2003 году, когда президент России Владимир Путин заявил, что "ЮКОС" имеет проблемы с налогами. Правоохранители конфисковали главную корону компании - предприятие "Юганскнефтегаз". Оно было продано некой компании "Байкалфинансгруп", которую затем купила "Роснефть". Сам Ходорковский получил тюремный срок и был амнистирован в 2013 году.

"Трансаэро". Второй после "Аэрофлота"

Еще одна российская компания с не менее известным брендом также обрушилась в одночасье, хотя одно время считалась достойным конкурентом "Аэрофлота". Речь об авиакомпании "Трансаэро", созданной через несколько месяцев после поражения ГКЧП в ноябре 1991 года. Власти России не скрывали что цель создания компании - альтернатива "Аэрофлоту", который в то время был символом советского "ненавязчивого сервиса" с его вечными курицами на борту.

Стратегия "Титаника": Компании, которые потонули


Гендиректором авиакомпании стала выпускница МАИ Ольга Плешакова, первая женщина-руководитель авиакомпании в Европе. "Трансаэро" была известна хорошим бортовым сервисом, на форму ее бортпроводниц заглядывались представители мужского пола, а газеты печатали рекламные объявления о полетах в Америку на выходные. Показатели компании росли: за 10 лет ее бизнес вырос в разы, и к 2013 году компания стала второй общенациональной компанией после "Аэрофлота". Однако это не уберегло "Трансаэро" от банкротства, так как за улыбками бортпроводниц пряталась более суровая реальность. "К кризису 1998 г. "Трансаэро" подошла с парком из 17 Boeing 737, возраст которых уже перевалил за 20 лет. Чтобы выжить, компании тогда пришлось продать девять самолетов, закрыть все дальние и почти все российские маршруты и реструктурировать кредиторскую задолженность, говорилось в отчете "Трансаэро", - писали в своем расследовании "Ведомости".

По прошествии лет кризис так и не был преодолен и, как оказалось позже, с 2006 года компания имела отрицательный капитал, что было следствием как раз проблем 1998 года. При этом компания пользовалась покровительством со стороны матери супруга гендиректора, Александра Плешакова, - Татьяны Анодиной, главы Межгосударственного авиационного комитета. Но спасти от банкротства компанию это не помогло, и в октябре 2015 года она окончательно прекратила деятельность.

PanAm: поймай, если сможешь

История "Трансаэро" немного напоминает историю американской компании Pan American, которая тоже была всеобщей любимицей и желанным местом работы для многих американских девушек и парней.

В известном фильме "Поймай меня, если сможешь" с Леонардо Ди Каприо герой-мошенник, надев форму пилота авиакомпании, открывает любые двери. Расцвет компании пришелся на послевоенные годы, когда Pan American открыла регулярное сообщение с Лондоном и Лиссабоном.

В середине 1960-х компания стала первым эксплуататором "Боинга 777", закупив 25 самолетов фирмы. Несмотря на конкурентный рынок, пассажиры любили компанию за повышенный комфорт, а стюардессы PanAm украшали собой модные журналы. Лозунгом компании стал девиз "World's Most Experienced Airline".

Дела у компании пошли значительно хуже после нефтяного кризиса 1973 года, который привел к значительному повышению нефтяных цен и коллапсу транспортной системы. В то время как операционные расходы РаnAm взлетели до небес, экономика замедлилась, желание американцев летать за рубеж снизилось и самолеты летали полупустыми. В результате с 1969 по 1976 год РаnAm потеряла около 364 миллионов долларов, а ее долг оценивался в 1 миллиард долларов. В декабре 1991 года компания подала на банкротство.

Blackberry. Не того поля ягода

Не меньшим символом, чем РаnAm, для Северной Америки была и компания Blackberry, производитель современных телефонов, которыми пользовались ведущие бизнесмены и политики всего мира. Бизнес, из которого возникла компания, был основан в 1984 году двумя канадскими студентами, которые брались за любую технологическую работу: от создания локальной сети для IBM до системы монтажа.



В 1989 году канадская телефонная компания Rogers заключила контракт с основанной приятелями компанией RIM для создания сервиса быстрых сообщений, одного из первых в мире. Это было началом телефонного бизнеса, а в 2002 году компания представила свою первую модель, которую можно было назвать предтечей Blackberry.

В 2006 году компания RIM добавила к модели так называемый трекбол, чтобы пользователи могли прокручивать экран. Это новшество понравилось покупателям, которые полюбили удобный экран и возможность печатать сообщения, как на миникомпьютере.

К 2007 году выручка компании превысила 3 ??миллиарда долларов.

У компании были контракты с Госдепом, Пентагоном и Белым домом. Телефон полюбился президенту США Бараку Обаме и после ухода со службы он даже добился права забрать телефон с собой в память о президентстве.

В свои лучшие годы BlackBerry занимала 43% рынка смартфонов, опережая Apple и Google. К 2013 году эта доля упала до 5,9%, так как компанию стали теснить более современные модели смартфонов. Почивая на лаврах, компания не поспевала за инновационными изменениями, и IPhone, стал любимой игрушкой политиков и бизнесменов нового поколения. Теперь телефон стал историей и его место в музее, где-то между компьютером "Электроника" и неповоротливыми советскими ЭВМ.
http://www.finam.ru/ (C)

Нашли ошибку: выделите и [Ctrl+Enter]
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией Условия использования
При копировании ссылка https://elitetrader.ru/index.php?newsid=604197 обязательна