6 мая 2022 Financial Times
Способность сбалансировать бюджет зависит от того, как производители логистическую задачу по развороту на Азию
Европейские лидеры планируют дружно, всем блоком запретить импорт российской нефти. Это имеет смысл с политической точки зрения. Однако некоторые аналитики уверены, что эмбарго не нанесет желаемого вреда российской экономике.
В среду, 4 мая, Брюссель предложил запретить импорт российской нефти в любом виде до конца года. План, который все еще должны поддержать все 27 государств в составе ЕС, входит в состав шестого пакета санкций, призванных ударить по российской экономике, и лишить Москву денег, необходимых для финансирования военных действий на Украине.
Высокие цены компенсируют сокращение экспорта
Но Сергей Алексашенко, бывший заместитель главы Центрального банка России, считает, что эта мера не слишком эффективна для поставленных целей. Нефть сильно подорожала, что смягчает удар от европейских санкций.
Российский бюджет сильно зависит от доходов от экспорта нефти. В 2021 году их доля в бюджете составила 45%. Однако правительство выйдет на уровень безубыточности, даже если нефтяники будут продавать нефть по $44 за баррель.
Санкции — по крайней мере, на первый взгляд — сделали эту возможность более вероятной, а не менее вероятной. Основная российская смесь Urals сейчас продается по $70 за баррель, с огромным дисконтом относительно Brent. Однако эта цена все равно намного выше того, что заложено в бюджет России.
В среду, после того как ЕС анонсировал планируемое эмбарго, нефть марки Brent подорожала на 5% до $110.39 за баррель.
Если страны согласуют эмбарго, цены, скорее всего, вырастут еще выше, позволив России спокойно пережить удар. Европа же, которая на 30% зависит от российских энергоносителей, будет испытывать серьезные проблемы.
Азия готова покупать российскую нефть
Скорее всего, азиатские страны купят излишки российской нефти. Китайские государственные сырьевые трейдеры не спешат покупать нефть из России, опасаясь западных санкций, но независимые нефтеперерабатывающие заводы уже нарастили поставки.
Здесь вопрос лишь в том, насколько просто будет перенаправить нефтяные потоки в Азию. Россия поставляла в Европу 60% своей экспортной нефти — в три раза больше, чем в Китай. Вся трубопроводная инфраструктура ориентирована в первую очередь на то, чтобы доставлять нефть на Запад.
По словам Крейга Кеннеди, сотрудника Центра Дэвиса Гарвардского университета, пока неясно, сколько готовы покупать у России такие страны, как Китай, и сможет ли их спрос компенсировать экспорт в ЕС.
Транспортный вопрос остается открытым
Возможности по транспортировке нефти в Азию по железной дороге еще более ограничены, чем обычно, поскольку запрет на импорт угля в ЕС уже заставил экспортеров бороться за обеспечение железнодорожных мощностей для отправки дополнительных объемов угля на восток.
«Россия столкнется с инфраструктурными узкими местами, неопределенным спросом и логистическими проблемами [для экспорта нефти в Азию]», — комментирует Мария Шагина, старший научный сотрудник Финского института международных отношений. «Россия продолжит продавать нефть в Китай, и Индию, но они не смогут полностью компенсировать потерю европейского рынка».
Шагина добавила, что правительство сохранит нефтяные доходы, но отрасль «больше не будет той дойной коровой, которой она была исторически».
Софья Донец, экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ, считает, что, хотя немедленный удар от эмбарго терпим для российской экономики, в долгосрочной перспективе последствия могут быть более серьезными из-за логистических трудностей, связанных с разворотом в Азию.
«В краткосрочной перспективе этот удар в значительной степени является ожидаемым и компенсируется скачком цен», — сказала Донец. «В долгосрочной перспективе это ударит по экономической активности и стоимости рубля. Но большинство последствия проявится с некоторой задержкой, в 2023 году».
Другая часть санкционного пакета ЕС — ограничение на страхование грузов на судах, перевозящих российскую нефть — также будет серьезным ударом.
Робин Брукс (Robin Brooks), главный экономист Института международных финансов, комментирует: «Санкции в отношении морского страхования сократят танкерные перевозки, так как немногие согласятся перевозить грузы без них».
Кеннеди считает, что Россия «вряд ли получит достаточно танкеров», чтобы переместить весь свой экспорт нефти из ЕС в Азию, особенно если «морские страховщики, банки и владельцы судов» откажутся вести бизнес из-за санкционного риска.
У Европы тоже будут проблемы
Между тем ожидается, что Европа увеличит потребление ближневосточной нефти. Но это тоже логистически и технически непростая задача. Большинство нефтеперерабатывающих заводов Европы настроены на переработку более тяжелой российской сырой смеси Urals. Легкая ближневосточная нефть им не подходит.
Чтобы перерабатывать другую марку сырой нефти, нужно перенастроить нефтеперерабатывающие заводы, но инвестиции, необходимые для этого, будут противоречить экологическим целям, сказал высокопоставленный руководитель нефтяной отрасли.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Европейские лидеры планируют дружно, всем блоком запретить импорт российской нефти. Это имеет смысл с политической точки зрения. Однако некоторые аналитики уверены, что эмбарго не нанесет желаемого вреда российской экономике.
В среду, 4 мая, Брюссель предложил запретить импорт российской нефти в любом виде до конца года. План, который все еще должны поддержать все 27 государств в составе ЕС, входит в состав шестого пакета санкций, призванных ударить по российской экономике, и лишить Москву денег, необходимых для финансирования военных действий на Украине.
Высокие цены компенсируют сокращение экспорта
Но Сергей Алексашенко, бывший заместитель главы Центрального банка России, считает, что эта мера не слишком эффективна для поставленных целей. Нефть сильно подорожала, что смягчает удар от европейских санкций.
Российский бюджет сильно зависит от доходов от экспорта нефти. В 2021 году их доля в бюджете составила 45%. Однако правительство выйдет на уровень безубыточности, даже если нефтяники будут продавать нефть по $44 за баррель.
Санкции — по крайней мере, на первый взгляд — сделали эту возможность более вероятной, а не менее вероятной. Основная российская смесь Urals сейчас продается по $70 за баррель, с огромным дисконтом относительно Brent. Однако эта цена все равно намного выше того, что заложено в бюджет России.
В среду, после того как ЕС анонсировал планируемое эмбарго, нефть марки Brent подорожала на 5% до $110.39 за баррель.
Если страны согласуют эмбарго, цены, скорее всего, вырастут еще выше, позволив России спокойно пережить удар. Европа же, которая на 30% зависит от российских энергоносителей, будет испытывать серьезные проблемы.
Азия готова покупать российскую нефть
Скорее всего, азиатские страны купят излишки российской нефти. Китайские государственные сырьевые трейдеры не спешат покупать нефть из России, опасаясь западных санкций, но независимые нефтеперерабатывающие заводы уже нарастили поставки.
Здесь вопрос лишь в том, насколько просто будет перенаправить нефтяные потоки в Азию. Россия поставляла в Европу 60% своей экспортной нефти — в три раза больше, чем в Китай. Вся трубопроводная инфраструктура ориентирована в первую очередь на то, чтобы доставлять нефть на Запад.
По словам Крейга Кеннеди, сотрудника Центра Дэвиса Гарвардского университета, пока неясно, сколько готовы покупать у России такие страны, как Китай, и сможет ли их спрос компенсировать экспорт в ЕС.
Транспортный вопрос остается открытым
Возможности по транспортировке нефти в Азию по железной дороге еще более ограничены, чем обычно, поскольку запрет на импорт угля в ЕС уже заставил экспортеров бороться за обеспечение железнодорожных мощностей для отправки дополнительных объемов угля на восток.
«Россия столкнется с инфраструктурными узкими местами, неопределенным спросом и логистическими проблемами [для экспорта нефти в Азию]», — комментирует Мария Шагина, старший научный сотрудник Финского института международных отношений. «Россия продолжит продавать нефть в Китай, и Индию, но они не смогут полностью компенсировать потерю европейского рынка».
Шагина добавила, что правительство сохранит нефтяные доходы, но отрасль «больше не будет той дойной коровой, которой она была исторически».
Софья Донец, экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ, считает, что, хотя немедленный удар от эмбарго терпим для российской экономики, в долгосрочной перспективе последствия могут быть более серьезными из-за логистических трудностей, связанных с разворотом в Азию.
«В краткосрочной перспективе этот удар в значительной степени является ожидаемым и компенсируется скачком цен», — сказала Донец. «В долгосрочной перспективе это ударит по экономической активности и стоимости рубля. Но большинство последствия проявится с некоторой задержкой, в 2023 году».
Другая часть санкционного пакета ЕС — ограничение на страхование грузов на судах, перевозящих российскую нефть — также будет серьезным ударом.
Робин Брукс (Robin Brooks), главный экономист Института международных финансов, комментирует: «Санкции в отношении морского страхования сократят танкерные перевозки, так как немногие согласятся перевозить грузы без них».
Кеннеди считает, что Россия «вряд ли получит достаточно танкеров», чтобы переместить весь свой экспорт нефти из ЕС в Азию, особенно если «морские страховщики, банки и владельцы судов» откажутся вести бизнес из-за санкционного риска.
У Европы тоже будут проблемы
Между тем ожидается, что Европа увеличит потребление ближневосточной нефти. Но это тоже логистически и технически непростая задача. Большинство нефтеперерабатывающих заводов Европы настроены на переработку более тяжелой российской сырой смеси Urals. Легкая ближневосточная нефть им не подходит.
Чтобы перерабатывать другую марку сырой нефти, нужно перенастроить нефтеперерабатывающие заводы, но инвестиции, необходимые для этого, будут противоречить экологическим целям, сказал высокопоставленный руководитель нефтяной отрасли.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу