27 июля 2022 Институт "Центр развития" ВШЭ
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический материал, характеризующий состояние делового климата в российской промышленности в июне 2022 г. Полученные данные базируются на результатах опросов руководителей около 4,7 тыс. крупных и средних промышленных предприятий из 82 субъектов Российской Федерации, которые в ежемесячном режиме проводятся Росстатом (выборка репрезентативна по отраслевому признаку, а также по различным группам предприятий по численности занятых. Проведена сезонная корректировка временных рядов показателей деятельности промышленных предприятий.
Конъюнктурные опросы не измеряют точных экономических параметров динамики развития промышленности. Данный метод наблюдения позволяет выявить реакцию предпринимательского сообщества на изменение основных показателей деятельности обследуемых организаций, а также оценить общее состояние делового климата в отрасли.
Обобщенная оценка промышленной конъюнктуры
Исходя из мнений участников опросов, последние четыре месяца наблюдается вялотекущее, абсолютно не критичное ухудшение бизнес-настроений промышленных экономических агентов. Причем некоторое текущее снижение деловой активности выявлено по сравнению с соответствующими мнениями респондентов в достаточно благополучные периоды.
Одновременно текущие респондентские оценки практически по всем операционным показателям, характеризующим деятельность отрасли, выглядят значительно позитивнее, чем в эпицентрах прошедших кризисных и пандемических периодов.
Главный результирующий композитный индикатор исследования – индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) (индекс предпринимательской уверенности в промышленности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов по фактически сложившимся уровням спроса и запасам готовой продукции (с обратным знаком) и ожидаемой тенденции выпуска продукции; в процентах) в добывающей промышленности в июне 2022 г. снизился на 1 п. п. относительно предыдущего квартала до значения (-3%). В обрабатывающей промышленности ИПУ потерял за месяц 2 п. п. пункта и составил в июне (-5%). В распределительной отрасли, включая электроэнергетику, значение ИПУ не изменилось, индикатор остался на нулевой отметке.
Несмотря на определенное снижение уверенности предпринимателей, выявленный спад был менее глубоким, чем в эпицентре коронакризиса в 2020 г. и, тем более, он несравним с обвалом индикатора в период финансово-экономического кризиса 2008-09 гг.
Рис.1. Динамика индекса предпринимательской уверенности
Средний уровень загрузки производственных мощностей добывающих производств в июне несколько повысился после рекордного падения в предыдущем месяце и составил 57.5%. В обработке это показатель снизился с 60.1 до 59.3% (в апреле-июне 2020 г. он опускался ниже 59%).
Рис. 2. Динамика среднего уровня загрузки производственных мощностей
При этом последняя официальная количественная статистика Росстата за январь-май текущего года свидетельствует о сохранении общего индекса промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в позитивной зоне (102,8%).
В основном данное соотношение удерживается за счет высоких темпов индекса в первые три месяца года. Например, индекс промышленного производства в январе 2022 г. был зафиксирован на значении 108,6%. Вместе с тем, последние два отчетных месяца (апрель-май) по отдельности, по данным Росстата, показали уже отрицательные темпы роста по сравнению с прошлым годом (98,4 и 98,3%, соответственно).
Но подобные изменения темпов роста промышленности были прогнозируемы и достаточно предсказуемы из-за моментного отрицательного влияния беспрецедентных западных санкций по направлению обеспечения поставок (особенно в высокотехнологичнеом сегменте) комплектующих, оборудования, сырья и материалов. Более того, отдельные информационные службы, особенно западные, прогнозировали значительно более интенсивный спад экономики в целом и промышленности в частности. Критическим текущий и ожидаемый спад промышленного производства назвать нельзя.
Очевидно, что перед экономическими регуляторами поставлена задача частичной смены сегодняшней экономической парадигмы от преимущественного спроса на сырьевые товары на предложение товаров с высокой добавленной стоимостью и высокой степенью передела, а также с высоким уровнем локализации и конкурентоспособности этих товаров на внутреннем и внешнем рынках. Подобные фундаментальные перестроения, базирующиеся не только на крупных финансовых вложениях, но и в первую очередь на уровне знаний людей, всегда в начале этого процесса показывают отрицательные темпы роста. Главное, чтобы это экономическое замедление не носило устойчивый и длительный характер.
Если говорить о дальнейшей динамике промышленного производства, исходя из возможного консервативного сценария развития внутренней и внешней конъюнктуры и опираясь на краткосрочные прогнозы руководителей крупных и средних промышленных предприятий, выявленные в июньском опросе, можно оценочно предположить, что нас ожидает в ближайшее время некритичный спад объемов промышленного производства. В следующем году, по мере смены логистических поставок с западного на восточное направление и постепенное включение импортозамещения даже в упрощенном виде, возможен на некоторый период нулевой темп роста промышленного производства с выходом на позитивные темпы в конце 2023 г. и переход из фазы роста в фазу развития отрасли примерно в середине 2024 г.
Причем эти перестроения, особенно структурные и управленческие, должны проходить не только за счет позитивных решений со стороны регуляторов экономической деятельности, но и правильного поведения самих экономических агентов, особенно по линии обеспечения акцентированного роста производительности труда на предприятиях и повышения знаний и компетенций занятых на предприятиях, включая менеджеров и рабочих.
http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу