Как компании зарабатывают деньги. Магнит » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как компании зарабатывают деньги. Магнит

9 августа 2022 smart-lab.ru | Магнит Бог Вычислений

Сегодня читаем годовой отчёт и изучаем бизнес-модель ПАО «Магнит». «Магнит» — ритейлер, работающий в сегменте продовольственных и повседневных товаров, косметики и аптек.
Бизнес компании состоит из собственных пищевых производств, работы с поставщиками и логистики, управления магазинами.

Собственные производства

«Магнит» – единственный продуктовый ритейлер в России, который самостоятельно производит продукты питания. На сегодняшний день в контуре компании действуют 13 промышленных и 4 агропредприятия, которые выпускают широкий спектр товаров, включая овощи, специи, крупы и замороженную рыбу. В 2021 г. «Магнит» произвел 362 тыс. тонн продукции, что на 17% больше, чем годом ранее. Общая площадь принадлежащих компании теплиц 113 га (+0% к 2020 г.), а объем ежегодно производимой сельскохозяйственной продукции − 90 тыс. тонн (98 тыс. тонн в 2020 г).

Как компании зарабатывают деньги. Магнит

ООО «Кондитер Кубани» выпускает более 20 видов конфетных наименований — от карамели до шоколадных батончиков и трюфельных конфет. Фото ПАО «Магнит»

За 2021 г. было утверждено по меньшей мере пять концепций новых проектов, среди которых два комплекса по выращиванию ягод и зеленых культур, производственный комплекс по выращиванию вешенок, производство кофе, а также проект «Фабрика-кухня». В 2022 г. запланировано начало строительства крупнейшего в России предприятия по выращиванию ягод на базе тепличного комплекса в Краснодарском крае. Комбинат, который планируется открыть в 2023 г., сможет производить 1 229 тонн клубники и 95 тонн голубики в год.


Источник: Годовой отчёт 2021 ПАО «Магнит»

Работа с поставщиками и логистика

Магнит сотрудничает с более чем 6 тыс. поставщиков, их количество по сравнению с 2020 годом практически не изменилось. Доля прямого импорта составляет 7% по 750 контрактам, эти показатели также примерно соответствуют уровню 2020 года. 52% ассортимента в магазина «Магнита» представлено товарами, закупаемыми у 4,2 тыс. местных поставщиков (то есть находящихся в том же регионе, в котором находится магазин).
Один из инструментов современных ритейлеров является формирование собственных торговых марок продукции (СТМ). Как правило ритейлер заключает договор с каким-либо производителем (часто местным), который производит то, что обычно и производит, но упаковывает в упаковку с брендом ритейлера. В случае «Магнита» СТМ представлены не только такого рода товарами, но и продукцией собственного производства, о котором говорилось выше. В портфеле СТМ компании находится 4 тыс. номенклатурных позиций (2,5 тыс. в 2020), включая 1650 позиций продовольственных товаров.


«Магнит Свежесть» — одна из СТМ компании, представляющая ассортимент местных фруктов и овощей. Фото ПАО «Магнит»

Основная задача СТМ — повышать лояльность покупателей к торговой сети, чтобы люди приходили за продуктами именно в эти магазины. Лояльности можно добиться, предложив самую низкую цену из возможных, либо предоставляя идентичный по качеству продукт с чуть более низкой ценой, достигаемой за счёт дешёвой упаковки, либо комбинируя эти подходы.
К 2025 г. «Магнит» планирует довести долю продаж СТМ с 16% по итогам 2021 года до 25%, уделяя особое внимание качеству и цене путем инвестиций в собственное производство, прямого импорта, направленного на повышение разнообразия ассортимента, и стратегического партнерства с поставщиками. За 2021 год продажи товаров СТМ выросли на 23,8% по сравнению с 2020.


Один из распределительных центров компании. Фото ПАО «Магнит»

Всё это добро перевозит крупнейшая логистическая сеть в России, состоящая из 45 распределительных центров в 7 федеральных округах, более 5 тыс. грузовиков, 1,9 млн кв. м складских площадей. За 2021 год компания обзавелась 7 распределительными центрами и увеличила парк грузовиков примерно на 700 единиц.

Магазины

По состоянию на 31 декабря 2021 г. «Магниту» принадлежало 26 077 магазинов в 67 регионах России. Количество магазинов увеличилось по сравнению с 2021 годом на 4 513, примерно половина этого значения — новые открытия, половина — стратегическая покупка «Дикси».
Магазины «Магнита» представлены в нескольких форматах — магазины у дома, супермаркеты, магазины косметики и прочие форматы: аптеки, магазины в отделениях Почты России, дискаунтеры.




«Магнит у дома». Фото ПАО «Магнит»

Магазины у дома «Магнит» – основной формат, на который приходится 72% чистой розничной выручки и 63% торговых площадей компании. Эти магазины ориентированы на ежедневные покупки и закупки впрок в небольших объемах и предлагают более 5 тыс. товарных позиций, включая наиболее популярные продукты питания и непродовольственные товары. В прошлом году «Магнит» открыл 1 450 новых магазинов у дома (их число достигло 16 190) и провел редизайн еще 611. По состоянию на конец года 78% магазинов у дома были либо новыми, либо обновленными.


«Магнит Семейный». Фото ПАО «Магнит»

В 2021 г. количество супермаркетов «Магнит Семейный» и суперсторов «Магнит Экстра» осталось неизменным и составило 470 магазинов. «Магнит Семейный» – это классический супермаркет со средней площадью около 2 тыс. кв.м. Его ассортимент составляет около 14,7 тыс. товарных позиций – почти втрое больше, чем в магазине у дома. «Магнит Экстра» – это еще более крупный формат (суперстор) c более разнообразным ассортиментом товаров.


«Магнит Косметик». Фото ПАО «Магнит»

Магазины «Магнит Косметик» (формат «дрогери») – это ведущий непродовольственный формат, в ассортименте которого представлены косметика, парфюмерия, товары для дома и бытовая химия. В 2021 г. открыто 825 магазинов формата «Магнит Косметик». В результате торговая площадь формата достигла 1 604 тыс. кв. м, увеличившись за год на 12,3%. Такой прирост площади стал наибольшим среди всех форматов компании. На конец 2021 г. формат «Магнит Косметик» насчитывал 6 966 магазинов.


«Моя цена». Фото ПАО «Магнит»

Торговая площадь дискаунтеров «Моя цена» составляет менее 250 кв. м, а их постоянный ограниченный ассортимент насчитывает порядка 2 тыс. быстрооборачиваемых и наиболее востребованных товарных позиций. При этом 65% наименований товаров представлены в низком ценовом сегменте и около 23% продаж приходится на собственные торговые марки. По состоянию на 31 декабря 2021 г. сеть «Моя цена» насчитывала 190 магазинов по сравнению с 15 годом ранее. В течение 2021 г. компания открыла 175 дискаунтеров.


«Магнит Аптека». Фото ПАО «Магнит»

Аптечный формат «Магнит» запустил в 2017 году. На конец 2020 года сеть насчитывала около 1,2 тыс. аптек. К сожалению, в последнем годовом отчёте сведения об аптечном бизнесе представлены очень скудно.
«Магнит» приступил к реализации пилотных проектов в сфере электронной торговли во втором полугодии 2020 г. Сейчас компания предлагает собственные услуги доставки через приложение «Магнит Доставка» и сотрудничает с сервисами «Яндекс.Еда», Delivery Club, «СберМаркет» и Wildberries. В онлайн-сегменте представлены как продуктовые, так и непродуктовые форматы «Магнита». Среднее количество заказов в день — 62 тыс. (2 тыс. в 2020 г).


Сейчас Михалыч сядет за руль, а вы все вылетите отсюда и привезёт людям ништяков. Фото ПАО «Магнит»

Финансовые показатели


Источник: Годовой отчёт 2021 ПАО «Магнит»

Вся эта деятельность привела к следующим финансовым результатам 2021 года:


Источник: Годовой отчёт 2021 ПАО «Магнит»

«Магнит» не имеет в своей дивидендной политике чётко обозначенного минимального размера дивидендов. Обычно платят два раза в год. По итогам 9 месяцев 2021 года компания заплатила 294,37 руб на акцию, а вот от выплаты финальных дивидендов за 2021 год отказалась. Совет директоров рекомендовал ГОСА чистую прибыль ПАО «Магнит» по результатам 2021 отчетного года оставить в качестве нераспределенной; дивиденды по обыкновенным именным акциям ПАО «Магнит» по результатам 2021 отчетного года не выплачивать.

Все данные взяты из Годового отчёта 2021 ПАО «Магнит», если не указано иное

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter